Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:12, контрольная работа
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.
В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.
Большое значен
Введение………………………………………………………………………………….3
Возрастные особенности 3- 5 лет………………………………………………...5
Возраст дошкольника 3-5 лет…………………………………………………….5
Психолого–педагогическая особенность ребенка 3-5 лет………………...........8
2. Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками……………………………………………....19
2.1. Подготовка и проведение эксперимента………………………………….……19
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………...21
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и практические рекомендации…...24
Заключение……………………………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………………..30
Общение с детьми
- необходимое условие
Таким образом, в результате написания курсовой работы были сформулированы следующие выводы:
- У детей шестилетнего
возраста идет активно
- Взаимоотношения довольно устойчивые.
- Основными мотивами выбора являются игровой и трудовой.
- Удачным методом
воспитания взаимоотношений
Проведенные экспериментальные данные подтверждают, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.
Экспериментальная
игра «Секрет» позволяет выявить: скрытые
избирательные отношения в
Методика «Рисунок:
Я и мои друзья» и эксперименты
исследования позволяют выявить
связь между особенностями
Сформированные нами батарея (комплекс) методик может быть использована психологами, педагогами для изучения межличностных отношений у детей.
Полученные экспериментальные данные, дали нам возможность не только судить об общей линии отношений в группе, но и вскрыть особенности взаимоотношений со сверстниками каждого ребенка группы.
Анализ особенностей, формирующийся личности ребенка и условий его воспитания в семье, отношений с воспитателями и родителями помогал в каждом конкретном случае установить причину возникновения тех или иных недостатков и положительных черт ребенка (его статус) в системе взаимоотношений детей в группе.
Нам удалось выявить совокупность объективных взаимосвязей детей, то есть связей, устанавливающихся в совместной деятельности и реальном общении, не регламентированных воспитателем; совокупность избирательных отношений – симпатий и антипатий детей.
У большинства исследованных детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 65%.
У 35% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками – это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.
Данные, полученные
в наших исследованиях, дают возможность
разработать ряд рекомендаций для
воспитателей, способствующих улучшению
межличностных отношений у
Литература
1. Антонова Т., Рояк Л.А. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание. №10, 1975
2. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы обще-психологического анализа. М.: Издательство Московского университета, 1990, с. 307
3. Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации. Дефектология 1987 г.№4
4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение. 1983
5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.Вопросы психологии. – 1998. - №6
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М. Вопросы психологии.1992.
8. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет. Вопросы психологии. 2000. № 2.
9. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. Дошкольное воспитание. 1984, №7.
10. Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. Дошкольное воспитание. 1981, №11.
11. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. Дошкольное воспитание. 1986, №1.
12. Коломинский Я.А., Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание. 1986, №6.
13. Кудрявцев В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка // Первые Чтения памяти В. В. Давыдова. Рига: Москва, 1999. С. 57-100.
14. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 17-33.
15. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
16. Общая психология. /Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 1981
17. Отношения между сверстниками в группах детского сада. Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика. 1978.
18. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984, №4
19. Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. – В сб.: Проблемы социальной психологии. М. 1971
20. Репина Т.А. Методы изучения межличностных отношений в возрастной группе детского сада. – В сб.: Методы социально-психологических исследований. М. 1975
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1946 г.
22. Рузская А., Психология дошкольника// «Учительская газета» №26.2004
23. Сергиева Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание. 1985, №1
24. Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития// Генетические проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск.1985
25. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей// «Психологическая наука и образование», №3, 2002, стр.24
26. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. М.: Педагогика. 1978.
27. Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание. 1983, №2.
28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. № 1. С.3
29. Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение 1987
30. Юсупов Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 - ти лет жизни// «Дошкольное воспитание», №8, 2002г., стр.28
Приложение 1
Фамилия, Имя |
№ |
Общее количество выборов |
сум-марное кол-во баллов |
Статус ребенка | |||||
Шамшайева Алия |
1 |
5А |
8В |
11Б |
24 |
0,17 | |||
Мошникова Аделина |
2 |
3А |
4А |
6Б |
7А |
9Б |
33 |
0,24 | |
Харасова Эльвира |
3 |
2Б |
4Б |
6В |
7Б |
9В |
30 |
0,22 | |
Герасимов Александр |
4 |
2А |
3Б |
6А |
28 |
0,20 | |||
Иванова Вероника |
5 |
1А |
10Б |
11А |
18 |
0,13 | |||
Кузьмина Лиза |
6 |
4В |
5Б |
7В |
11В |
16 |
0,12 | ||
Кривошеина Маша |
7 |
3В |
8Б |
10 |
0,07 | ||||
Максимова Ксения |
8 |
2В |
9А |
16 |
0,12 | ||||
Попова Даша |
9 |
1Б |
5В |
8А |
17 |
0,12 | |||
Полтавская Марина |
10 |
15А |
10 |
0,07 | |||||
Чистякова Катя |
11 |
1В |
6 |
0,04 | |||||
Юсупов Акбарджон |
12 |
0 |
0 | ||||||
Бадретдинов Нариман |
13 |
12А |
18Б |
9 |
0,06 | ||||
Сергеев Глеб |
14 |
13А |
19А |
17А |
19Б |
29 |
0,21 | ||
Зубарев Данил |
15 |
10А |
13В |
13 |
0,09 | ||||
Шарафеев Марсель |
16 |
12Б |
14А |
17Б |
18А |
19А |
20А |
43 |
0,31 |
Долгов Олег |
17 |
12В |
13В |
14В |
20Б |
23 |
0,16 | ||
Пырь Влад |
18 |
15В |
3 |
0,02 | |||||
Юрин Александр |
19 |
10Б |
15Б |
16Б |
18В |
20В |
25 |
0,18 | |
Теннисов Алишер |
20 |
14Б |
16В |
17В |
19В |
22 |
0,16 |
К.В.=
К.В.=
К.В.=50%
б) Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его
1. Эльвира Х. о Аделине М. – сказала, что она самая лучшая подруга. И они с ней давно дружат. А еще она красиво поет и танцует. И всегда приносит фломастеры и раскраски и дает всем ребятам, не жадничает.
2. Саша Г. о Аделине М. – «Нам вместе весело играть. Аделина очень умная девочка. Всегда правильно отвечает на занятиях. Воспитательница ее хвалит всегда».
3. Лиза К. о Аделине М. – «Я люблю с ней играть, с ней интересно. Она приносит много игрушек и никогда не жадничает. А когда я болела, она звонила мне каждый день, и мы с ней разговаривали».
4. Маша К. о Аделине М. – «Аделина моя соседка. Мы живем в одном дворе и часто, приходя домой с детского сада, вместе гуляем. Наши мамы тоже дружат».
5. Даша П. – «Аделине не хвастает. И не жадничает. Еще она умная!»
1. Аделина М. о Эльвире Х. – сказала, что она хорошая подруга. На занятиях мы сидим за одним столом и быстрее всех выполняем задания. Вместе помогаем воспитательнице.
2. Саша Г. о Эльвире Х. – она всегда выбражает, когда приходит в новом платье. Но она хорошая, всегда делится всем. Она добрая.
3. Лиза К. о Эльвире Х.. – «Мы всегда вместе играем». На вопрос: «А кто же это мы?», - девочка ответила: «Эльвира, Саша, Аделина и я. Мы почти всё вместе всегда делаем. Но все равно Эля больше дружит с Аделиной».
4. Маша К. о Эльвире Х.. – «Она всех принимает в игру, никого не обижает и ест аккуратно».
5. Даша П. о Эльвире Х.. – «У нее очень красивые Барби, и она дает мне поиграть, она не жадина».
Глеб о Марселе - «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного материала, из конструктора, не обижает девочек, помогает мне что-нибудь делать, если у меня не получается. И вообще, он добрый и любит правду, спорит с тем, кто обманывает. А еще он выжигает дома рисунки, он обещал и меня научить».
Олег о Марселе – «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и во дворе. У него есть младшая сестра Алинка, которую он не обижает. Он всегда защищает ее и приглядывает за ней. У него много мультиков на видеокассетах, и мы меняемся».
Влад о Марселе – «Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него и так много друзей. А он никогда не обманывает, и не ябедничает».
Саша Ю. о Марселе – «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы вместе работают. Он приходит ко мне в гости, иногда я к нему».
Нариман о Марселе – «Он веселый и добрый. Мне с ним всегда интересно».
Беседа с воспитателем о лидерах группы
Эльвира и Аделина – послушные девочки, добрые. Всегда очень ответственно относятся к полученным поручениям. Всегда активны на занятиях и показывают хорошие результаты. Аделина – очень артистична. Красиво танцует и хорошо поет. Эльвира – любит рисовать, может организовать интересную игру и увлечь детей. У девочек хорошие взаимоотношения со всеми детьми.
Марсель – подвижный мальчик, веселый. Я его называю «непоседа». Детям с ним интересно. Хотя он и «непоседа» - он хорошо занимается, правильно отвечает на вопросы, раньше всех научился читать. Ему все кругом интересно. Очень любознателен, всегда задает много вопросов. К товарищам очень внимателен, всегда замечает плохое настроение у детей, выясняет причину, сочувствует. Любит мастерить. У него много друзей.
Отзывы воспитателя об «отверженном»
Единственным из детей не получил ни одного выбора при общении со сверстниками Акбарджон. Акбарджон проявляет стремление верховодить. Поэтому он играет, главным образом, лишь с теми детьми, кто беспрекословно подчиняется ему в игре. При этом обнаруживает высокое развитие игровых качеств, обладает способностями инициатора и организатора. Но он хвастлив и жаден. Просто так ничего не отдает, но выменяет, чтобы получить лучшее. Он может сломать, схитрить, свалить вину на товарища.
Отрицательное отношение сверстников к личностным качествам мальчика мешает им быть объективными в оценках его игровых навыков и умений, в оценках его навыков, проявляемых в других видах деятельности.
Воспитатель говорит об Акбаре, как о трудном ребенке. Он низко ценит его качества, имеющие отношение к общению (доброту, уживчивость, отзывчивость, умение уступать роль, игрушку). Отмечает повышенную обидчивость мальчика, его упрямство, излишнюю самоуверенность. И в то же время высоко оценивает его способности и умения в игре и в других видах деятельности.
Недовольство поведением
ребенка воспитатель
Из бесед с
родителями обнаружилось, что мальчика
преимущественно воспитывала