Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышенной учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
Выявление роли дидактических игр в повышении мотивации школьников.

Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;
2) выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации;
3) определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках;
4) разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе;
5) научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр;
6) апробировать дидактические игры в естественных условиях учебно-воспитательного процесса основной общеобразовательной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников
1.1. Мотивация учения в школьном возрасте…………………………….8
1.2. Психолого-педагогические условия развития мотивации школьников……………………………………………………………14
1.3. Значение мотивации школьников в их успешном обучении………18
Выводы по главе I……………………………………………………………20
Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышения учебной мотивации
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников…22
2.2. Методологические основы организации и проведения дидактических игр в учебном процессе………………………………………………………32
2.3. Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений……………………………………………………………………36
2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации…………….40
Выводы по главе II…………………………………………………………..42
Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению
3.1. Диагностический этап…………………………………………………..45
3.2. Содержание и анализ опытно-практической работы по использованию дидактической игры как средства повышения мотивации школьников…47
3.3. Контрольный этап………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………52
Литература…………………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕСЬ ДИПЛОМ ГАЙНУТДИНОВА 2012.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

 

4. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

 

5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Причины спада школьной мотивации:

 

1. У подростков наблюдается  «гормональный взрыв» и нечетко  сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к  учителю.

3. Отношение учителя к  ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена  возрастная восприимчивость к  учебной деятельности в связи  с интенсивным биологическим  процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие  ученика.

7. Продуктивность учебной  деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

 

Развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

  1. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Успешное формирование учебной мотивации невозможно без учета различных факторов развития мотивационной сферы личности, закономерной смены доминирующих мотивов, их переконструирования на различных возрастных этапах. По мере вхождения  ребенка в подростковый период происходят существенные изменения в характере его учебно-познавательной деятельности. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности.  В качестве ведущего мотива учения в средних классах исследователи называют стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. С другой стороны, школа для них - это в первую очередь место общения со сверстниками, и тем самым она приобретает ценность.  Особенностью мотивации школьников среднего школьного возраста является возникновение стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес уже не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно, по мере накопления знаний, и опирается на логику этого знания. В этом возрасте особенно важно сформировать у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений  и в собственную состоятельность. Наиболее осознают своё отношение к учению высокоуспевающие ученики, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы.

 В исследовании И.В. Дубининой и её коллег было  обнаружено, что максимальное значение  для учащихся старших классов  имеет мотив самоутверждения, связанный с наличием у старшеклассников потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности. Школьники стремятся к завоеванию через учебные достижения устойчивого положения в коллективе сверстников, к созданию у учителей определенного мнения о себе, своих способностях, а также к сохранению достаточно высокого уровня самооценки. Второе место по значимости у старшеклассников принадлежит мотиву саморазвития, связанному со стремлением учащихся к развитию у себя таких качеств, как воля, целеустремленность, а также с расширением своего кругозора в различных отраслях знаний, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за рамки школьной программы. Собственно появление этого мотива и его доминирование обусловлено все более развивающейся способностью молодых людей к проникновению в свой собственный мир, пониманию своей особенности и неповторимости, а также потребностью в формировании личной идентичности. Мотивация становится внутренней, формируется собственная мотивационная сфера. Исследования мотивов учения, доминирующих в старшем школьном возрасте, обнаруживают также выраженное преобладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Старшеклассники осознают, что стоят на пороге новой жизни, и многое в ней будет определяться тем, с каким багажом знаний они выйдут из школы».

На сформированность мотивационной сферы влияют и интеллектуальные способности ребенка. Дети с высоким уровнем интеллекта нередко отличаются достаточно высокой сформированностью всех компонентов мотивации. Они четко выделяют учебные предметы, которые им кажутся интересными и важными, легко включаются в познавательную поисковую деятельность, на интересных для них уроках они активны, сознательно стремятся овладеть знаниями и умениями, работают организованно и столько, сколько необходимо.

 

 

 

 

 

 

1.2      Психолого-педагогические условия  развития мотивации школьников.

 Методологической основой  развития мотивации учения является личностно-ориентированный подход с выходом на индивидуальную траекторию обучения. Личностно-ориентированный подход позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности школьника, развития его неповторимой индивидуальности. В условиях реализации личностно-ориентированной концепции обучения наметилась тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий, позволяющих организовывать или предоставлять условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория – это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Учащиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения. Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою собственную жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.

 

Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:

 

1. Развитие самостоятельности  и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители      (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора уровня программы обучения, видов занятий, заданий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

 

2. Максимально возможное  снятие внешнего контроля. Минимизация  применения наград и наказаний  за результаты обучения. Так как  это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания  нужны не для контроля, а для  информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

 

3. Задачи обучения должны  исходить из запросов, интересов  и устремлений ученика. Результаты  обучения должны соответствовать  потребностям ребенка и быть значимыми для него. А по мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего, определяется все более и более дальняя жизненная перспектива, при этом складывается представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, именно у старшеклассников на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.

 

4. Одним из обязательных  условий формирования мотивированного  обучения является занимательность, необычное изложение учебного материала; использование дидактических, познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками. Поэтому:

 

5. Необходима включенность  учеников в совместную учебную  деятельность в классе; построение  отношений «учитель-ученик» не  по типу вторжения, а на основе  совета. В классе должна быть  атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.

 

6. На формирование учебной  мотивации также влияет продуманная  система поощрений учащихся за  успехи и наказаний за неудачи  в учебной деятельности. Поощрения  должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. Ведь для любого человека значимы мнение и оценка окружающих, важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения. А без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаешь или нет. Действуя тем или иным образом, ты не желаешь, чтоб тебя наказывали, а наоборот, рассчитываешь на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности.

Поэтому важно, чтобы учитель поощрял и подкреплял достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

 

7. Значимым условием развития  учебной мотивации современного  школьника является личность  учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

 

8. Дифференциация обучения. Нельзя признать плодотворной  практику, когда всем учащимся  предлагают одно и тоже задание. Одни усваивают новый материал  сразу, другие после длительной работы, есть и такие, которые к моменту овладения новым материалом не успели овладеть и тем, что изучалось ранее. И если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть. На уроке необходимо создавать ситуацию успеха:

- помогать сильному ученику  реализовывать свои возможности в более трудной и сложной деятельности;

- слабому – выполнять  посильный объем работы.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает этот успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развитию способностей учащихся. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.

 

1.3.Значение мотивации  школьников в их успешном обучении.

Большинству современных школьников достаточно сложно проявлять интерес к процессу получения знаний в настоящее время. И дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии учебной мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и комплекс различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют их денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Приобретенные знания и умения остаются у них в памяти надолго.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышенной учебной мотивации