Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:31, дипломная работа
Цель исследования:
Выявление роли дидактических игр в повышении мотивации школьников.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;
2) выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации;
3) определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках;
4) разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе;
5) научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр;
6) апробировать дидактические игры в естественных условиях учебно-воспитательного процесса основной общеобразовательной школы.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников
1.1. Мотивация учения в школьном возрасте…………………………….8
1.2. Психолого-педагогические условия развития мотивации школьников……………………………………………………………14
1.3. Значение мотивации школьников в их успешном обучении………18
Выводы по главе I……………………………………………………………20
Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышения учебной мотивации
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников…22
2.2. Методологические основы организации и проведения дидактических игр в учебном процессе………………………………………………………32
2.3. Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений……………………………………………………………………36
2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации…………….40
Выводы по главе II…………………………………………………………..42
Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению
3.1. Диагностический этап…………………………………………………..45
3.2. Содержание и анализ опытно-практической работы по использованию дидактической игры как средства повышения мотивации школьников…47
3.3. Контрольный этап………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………52
Литература…………………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………………….60
На этом этапе нами была проведена исследовательская работа , заключающаяся в анкетировании школьников начальных классов (Приложение 1а, 1б) , учащихся среднего звена на предмет определения учебной мотивации (Приложение 2) и учителей школы на предмет использования в педагогической работе, в частности на уроках, дидактических игр и упражнений ( Приложение 3). Также в адрес педагогов нами было высказано предложение контролировать динамику изменения мотивации к обучению в период опытно – практической работы посредством педагогического наблюдения.
Также мы предложили школьникам, участвующим в диагностики выполнить ранжирование предметов, с целью определения для себя их доминирующей значимости (данное задание было предложено повторно на контрольном этапе). (Приложение 4).
Анализируя полученные результаты в ходе проведения констатирующего эксперимента, мы пришли к следующим выводам :
большинство учащихся из общего числа респондентов имеют сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, у трети из них наблюдается присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
Результаты диагностирующего этапа работы помогли определить объем работы на следующем, формирующем этапе, а именно разработку комплекса дидактических игр и упражнений, которые помогли бы повлиять на повышение уровня учебной мотивации учащихся, проявлению их интереса к изучению отдельных дисциплин школьной программы.
3.2. Содержание
и анализ опытно-практической
работы по использованию
На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы и практики применения дидактических игр в школе были разработаны основные методические условия к организации и проведению дидактических игр в учебном процессе.
Апробированный нами комплект дидактических игр для учащихся опытных групп (начального и среднего звена) соответствует разработанной классификации игр; отвечает всем современным педагогическим требованиям, предъявляемым к дидактическим играм; подчиняется программному курсу учебных дисциплин и включает в себя как ординарные контролирующие игры, так и комплексные игры, решающие дидактические, развивающие и воспитательные задачи.
В ходе данной опытно-практической работы в двух из протестированных 1 и 6 классов нами целенаправленно и систематически при повторении отдельных тем по окружающему миру в 1 классе, а также литературе и технологии (в 6 классе) применялись дидактические игры, тогда как в других, параллельных классах, эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.
В контрольных классах в период прохождения преддипломной педагогической практики мы подготовили и провели следующие дидактические игры:
Окружающий мир (1класс) (Приложение 5)
Технология (6 класс) (Приложение 6)
Дидактическая игра «Ателье одной выкройки», целью которой является не только повышение интереса к изучаемому предмету, но и проведение профориентационной работы, развитие креативности, формирование эстетического вкуса. В ходе данной игры учащиеся выступают в роли художников-модельеров и худжожников-конструкторов, придумывают одежду и изготавливают ее макеты.
Литература (6 класс) (Приложение 7а, 7б)
Дидактическая игра по литературе «Твой уровень», обобщающая знания учащихся по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века», целью которой является повышение уровня мотивированного обучения, обобщение изученного по теме, развитие речи школьников, творческого потенциала, читательского кругозора.
Дидактическая игра-путешествие «По пушкинским местам», целью которой является не только обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина, но и воспитание читательского интереса, любознательности, художественного вкуса, формирование умения работать в команде. На данном уроке учащимся было предложено много игровых заданий, в том числе командные состязания, интеллектуальная борьба, решение кроссворда.
3.3. Контрольный этап.
Целью заключительного этапа явилось выявление динамики уровня развития школьной мотивации среди школьников. Для этого нами был проведена повторная диагностическая работа (срез), аналогичная той, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что итоговый срез проводился после проведения работы по использованию цикла дидактических игр и упражнений на уроках в соответствующих классах начальной школы и среднего звена (1 и 6 классы). Данные приводятся в сравнении с первоначальными, полученными в ходе констатирующего этапа.
Констатирующий этап показал, что использование на уроках различных типов дидактических игр и упражнений однозначно приводит к повышению интереса к изучаемым дисциплинам, а значит и к повышению учебной мотивации школьников в целом. Анализ работы показал, что после проведения серии дидактических игр и упражнений качественные показатели заметно возросли. Дети с удовольствием посещают уроки-дидактические игры и принимают активное участие в их подготовке и проведении.
Таким образом, был проведен формирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня повышения мотивации школьников с помощью дидактических игр. Эти данные позволили нам сделать определенные выводы и подтвердили следующие положения:
4) качественные показатели превысили показатели после формирующего этапа работы (Приложение 8);
5) повысился показатель преобладания социального, учебного и позиционного мотивов;
6) отдельные игнорируемые учебные дисциплины приобрели статус «любимые» (Приложение 9);
7) практически каждый учитель согласился с необходимостью использования дидактических игр на уроках и обнаружил прямую зависимость между этим процессом и повышением учебной мотивации школьников.
Заключение
Повышение активности ученика в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений, что в наше время встречается достаточно редко.
На основании проведенного нами исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Игра имеет огромное значение в жизни и деятельности ребенка; потребность играть у учащихся среднего звена общеобразовательной школы не ослабевает, именно поэтому целесообразно использовать в процессе обучения дидактические игры, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.
2. Дидактическая игра
— это вид учебной
3. Использование предложенного комплекта дидактических игр в учебно-воспитательном процессе способствует:
- формированию в атмосфере
интереса и эмоционального
- развитию творческих
способностей детей, их мышления,
логики, пространственных
4. Систематичное использование
в учебном процессе
5. Дидактическая игра
позволяет формировать в
Таким образом, апробация системы дидактических игр и упражнений в начальных классах и среднем звене общеобразовательной школы доказала эффективность использования игровых методов обучения для развития и повышения мотивации учащихся.
Дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции: обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.), развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса), воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре), мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.
Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.