Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа
Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.
Этот период свободного
рисования, не обусловленный еще
задачей изображения
Но в этот период, всякий раз, когда дети рисуют, надо следить, чтобы они правильно держали карандаш, фломастер или кисть.
Выяснение хода развития «естественной» техники рисования у маленького ребенка необходимо было сделать для того, чтобы не игнорировать развития естественных движений руки ребенка, не действовать при обучении в противовес им, что значительно усложнило бы овладение техникой рисования, а опираться на то, что уже усвоил ребенок.
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе детского сада, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий – с другой.
В рисовании можно найти такое соотношение, которое позволит последовательно отрабатывать технику рисования и при этом решать изобразительные задачи. Технические навыки рисования должны отрабатываться не оторвано от изображения, а включается в него. Тогда они формируются в процессе решения изобразительных задач и постепенно совершенствуются.
Овладев умением подчинять движение руки задаче рисования любой формы разной величины и в различном пространственном положении, дети получают возможность изображать разнообразные предметы.
На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определения, навыки и умения по технике рисунка.
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ освоение со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (примакивание кисти), точки, движения по прямой в случайном направлении. Упражнения такого рода развивают способность совершать преднамеренно движение определенного характера. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, - держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и среднем, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действия с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легкого, без излишнего нажима движение карандаша по бумаге и понял, что палочку карандаша и кисти можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время. В освоении их большое значение имеют индивидуальные особенности детей.
Во ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ эти навыки закрепляются. Наряду с этим дети овладевают действиями с инструментами, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия.
Однако многие дети приходят во вторую младшую группу из семьи или из яслей, где обучение правильным способом действий с карандашом и кистью не проводилось.
Практика показывает, что дети четвертого года жизни держат карандаш по – разному: тремя пальцами и в кулачке, слишком низко и высоко. При этом в процессе одного изображения дети то держат карандаш высоко, то спускают пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Дети неравномерно сжимают карандаш пальцами: один сильно сдавливает его, другие еле держат в руке так, что карандаш то и дело падает. Изменение напряжения вызывает скованность движений, быстрое утомление руки. Поэтому задача формирования правильных навыков должна быть решена во второй младшей группе. В связи с этим основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили как нужно держать карандаш и кисть. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога.
Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Это дает возможность на некоторые время сосредоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу – проверить, все ли взяли карандаш как следует и в случае необходимости поправить детей. Для более прочного закрепление навыка целесообразно его отработке уделять внимание на многих занятиях и в последующих группах.
Во второй младшей группе дети рисуют карандашом и кистью. Необходимо научить их правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая палочку кисточки, держать за железным наконечником или чуть выше его. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску кисть промыть в воде и промокнуть о тряпочку.
Обучение детей рисованию
Задача расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (большой, маленький) требует отработки произвольной регуляции размаха (амплитуды) движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке. В элементарном виде этот навык начали отрабатывать в первой младшей группе: дети не должны выводить линии рисунка за пределы имеющегося у них листа бумаги.
В группе четвертого года жизни отработка этого навыка продолжается и усложняется: движение руки ограничивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением. Например, при рисовании лесенки длительность движения определяется величиной лестницы, длиной ступенек (расстоянием между вертикальными линиями).
Отработка того или иного навыка и качества движения связана с повтором. С самого начала обучения задания даются так, что на одном занятии дети повторяют изображение предмета на листе бумаги несколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а несколько. Повторение одного и того же движения вызывает его ритмичность.
Создание изображений ряда предметов связано с отработкой определенных качеств движения: плавности, неотрывности движения, определенного темпа (быстроты). Так, рисование округлых форм способствует отработки плавности движения, его слитности. Рисование округлых предметов не следует проводить в слишком замедленном темпе, т.к. в этом случае труднее вести линию равномерно, плавно, без остановок.
Рисование прямых линий также требует плавности, неотрывности, т.к. линия может получиться прямой только в результате плавного движения. Линия, нарисованная с отрывом карандаша (кисти) от бумаги, выглядит лохматой, неровной.
Уже во второй младшей группе начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и составляющих них предметов, а также предметов прямолинейного контура.
Учитывая сложность
Навык удержания направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается вплоть до подготовительной группы.
Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, требующие целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания, направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении; регуляции силы нажима на карандаш.
С введением закрашивания возникает
задача сразу формировать
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью. Здесь эти навыки становятся более сложными.
Изобразительные задачи, которые решают в этой группе, требуют формированию более осознанного умения менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования. Так, широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изображения, а также рисование более тонких линий может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть следует держать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса. Дети в процессе рисования часто забывают об этом и держат кисть наклонно. Тонкая линия не получается. Напоминание педагога помогает действовать верно и получить хороший результат.
Положение карандаша в руке при рисовании тоже может меняться; например, при закрашивании его держат по отношению к листу бумаги более наклонно, пальцы вытягиваются по палочке карандаша, ладонь повертывается к бумаге. При этом грифель дает более широкие штрихи, и рисунок закрашивается быстрее.
Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий.
Наиболее правильными и
Сразу после объяснения и показа способа рисования вертикальных прямых у детей спрашивают, где должна быть рука при рисовании.
Затем им предлагают показать в воздухе положение руки с карандашом, правильное движение и только после этого рисовать.
При рисовании вертикальных линий рука ребенка чаще всего движется свободно, уверенно. При рисовании горизонтальных линий ее движения более напряжены и скованы, как правило, движется не только рука, но и все тело.
Причина указанных различий при провидении вертикальных и горизонтальных линий, вероятно, заключается в том, что движения в направлении сверху вниз по отвесу более естественно, и ребенку легче сохранить направление, проследить движение взором. Этим навыкам дети уже начинают овладевать в первоначальный период рисования.
Ведение линии слева направо по горизонтали требует как навыка равномерности движения при закрепленном положении руки, так и зрительного контроля за направлением движения.
В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности).
В этой группе важно продолжать учить изменять направление движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов. Вместе с тем это умение усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой формы разного характера (прямолинейных, квадратных, треугольных, круглых, овальных).
Так, движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению, чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге, движению по другой дуге): в начале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется. Наблюдения показывают, что усвоение этого умения происходит не легко. Не умея плавно изменить направление движения, некоторые дети делают резкую остановку и после этого меняют направление: смена направления движения под углом дает прямоугольную форму с углами, но не овал. На это следует обращать внимание при обучении детей.
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владение карандашом и кистью.
В основном дети должны научиться по – разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть более наклонен к бумаге, благодаря чему получается более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти – перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка этих приемов способствует выработке легкости, свободы движения, произвольно изменение по мере надобности.
Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста