Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подвижная игра –незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Содержание

Введение……………………………..……………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.2 Значение подвижных игр для развития личности ребенка…………...…..11
1.3 Особенности организации русских подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………..………16
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования особенностей русских народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста……….24
2.3 Программа, направленная на совершенствование психофизических……25 качеств дошкольников средствами русских народных подвижных игр……..27
2.4 Контрольный эксперимент…………………………….……………………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

НасырьяноваРадина.docx

— 76.92 Кб (Скачать файл)

III уровень - низкий - 3-0 баллов - ребенок выполнил одно или  несколько заданий на низком  уровне, переутомился, проявил пассивность  или безразличие, имел негативные  реакции в случае неудачного  выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

Программа, направленная на совершенствование психофизических качеств дошкольников средствами русских народных подвижных игр

Таблица

 

Вид игры

Название

 

Игры с бегом

Змейка

Салки

Кошки-мышки

 

Игры с мячами

Ямки

Мяч в стену

Лапта

 

Игры с прыжком

Котлы. Классы

Пятнашки

Салка на одной ноге

 
     

1. Игры с бегом.

1) «Змейка» (русская народная  игра)

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.

Правила:

1. Все дети должны крепко  держаться за руки, чтобы «цепочка»  не порвалась.

2. Игроки должны точно  повторять все движения ведущего  и стараться бежать «след в  след».

3. Хорошо использовать  в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать  но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно  создать «полосу препятствий»  из больших кубиков или спортивных  предметов (обручей» кеглей, гимнастических  скамеечек).

4. Игру можно остановить»  если «цепочка» порвалась, и выбрать  нового ведущего.

2) «Салки»

Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок становится водящим и должен «осалить» другого.

Правила:

1. Водящий гоняется только  за одним ребенком из группы.

2. Остальные дети, бегая  по площадке, следят за сменой  водящих и должны убегать врассыпную  от нового водящего.

3) «Кошки-мышки»

Эту игру, так же как и «салки», начинают с выбора водящего («кошки»). Другие дети – «мышки» – разбегаются в разные стороны, а «кошка» пытается догнать их. Игрок, которого он коснулся рукой, становится водящим.

Правила:

1. Водящий гоняется за  разными детьми, пытаясь догнать  того ребенка, который находится  к нему ближе всего.

2. Если «кошка» хочет  догнать какого-то определенного  ребенка, то он должен сначала  громко назвать его по имени. По условиям игры можно несколько  раз менять «цель», т.е. называть  другое имя и начинать гоняться  за этим ребенком, если он оказался  вблизи «пятнашки».

3. Все игроки должны  внимательно следить за сменой  водящих и стараться во время  игры находиться от них на  расстоянии.

2. Игры с мячами

1) «Ямки» (рис.1)

На площадке в один ряд выкапывают несколько ямок, но не больше 10 и отмечают их номерами. На расстоянии 3 м от них проводят черту, с которой играющие прокатывают шары в ямки поочередно, начиная с первой. Игру начинает первый играющий, он прокатывает шар, пока не промахнется. За ним продолжает игру второй, затем третий и т. д. Когда очередь вновь дойдет до первого игрока, он начинает игру с той ямки, в которую не попал. Кто первым попадет во все ямки, тот выигрывает.

Указания к проведению. В игре принимают участие не более 10 человек. Ямок может быть разное количество, не обязательно по числу играющих. Дети могут не прокатывать, а бросать шары в ямки.

Рис. 1 Игра «Ямки»

2) «Мяч в стену»

На расстоянии 1–2 м от стены проводят черту. Играющие встают в поле за чертой свободно, кому как удобно. Водящий встает у черты лицом к стене и бьет мячом в стену так, чтобы он перелетел за черту. В поле его ловит тот игрок, которому это удобнее. Поймавший мяч перебрасывает его водящему. Если водящий поймает его, то уходит играть в поле, а на его место идет тот, кто перебрасывал мяч. Если же брошенный мяч водящий не поймает, то остается у стены водить. Игру можно усложнить, если играющим дать 2--3 мяча и выбрать 2--3 водящих.

3) «Лапта»

Название этой древней игры произошло от названия деревянной палки, которой забивали мяч: она похожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10–20 м, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произвольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

Правила:

1. Каждый игрок «города»  по очереди забивает мяч «лаптой».

2. Надо стараться кинуть  мяч туда, где меньше всего  игроков противника, или как можно  дальше.

3. Игроку, который не смог  забить мяч «лаптой», разрешается  бросить его рукой.

4. Команда города проигрывает  и переходит на игровое поле, если

-- все игроки пробили  мяч, но никто не перебежал  за линию кона,

-- все игроки перебежали  за линию кона, но не вернулись  в город,

-- во время перебежки  игрока «города» запятнали.

3. Игры с прыжками

1) Котлы. Классы (рис. 2,3)

На земле чертят фигуру. Каждый квадрат фигуры называется классом. Играющие устанавливают очередь: кто начнет игру первым, кто будет вторым, третьим и т. д. Первый из игроков бросает камешек в первый класс, встает на одну ногу, перепрыгивает через черту в тот же класс. Носком ноги выбивает камешек из первого класса и выпрыгивает сам. Снова бросает камешек, но уже во второй класс. Прыгает на одной ноге в первый, затем во второй класс и вновь выбивает камешек носком ноги и т. д. В четвертом классе камешек нужно взять в руку и встать так, чтобы одна нога была в четвертом классе, а другая – в седьмом. Подпрыгнуть и переставить ноги так, чтобы одна была в передвигает камешек в пятый класс, подпрыгивает и встает опять в седьмой и четвертый классы. Камешек передвигает в четвертый класс и, стоя на одной ноге в четвертом классе, передвигает его в третий, затем во второй и первый. После этого выталкивает камешек из классов и выпрыгивает сам. Если играющий прошел через все классы, его ждет экзамен. Он кладет камешек на носок ноги и идет на каблуке через все классы. Нужно пройти осторожно, чтобы не уронить камешек и не наступить на черту. Только после экзамена каждый участник заканчивает игру.

Правила. 1. Игру начинает очередной игрок, если камешек предыдущего попал на черту или не в тот класс или игрок встал ногой на черту.

2. Игрок, допустивший ошибку, вновь начинает игру с того  класса, где он ошибся.

Указания к проведению. В этой игре дети самостоятельно контролируют выполнение правил. Им нужно подсказать, что прыгать они могут как на правой, так и на левой ноге. Выбивать и передвигать камешек ребенок должен свободной ногой: если стоит на правой ноге, то передвигает камешек левой, и наоборот. Игру можно закончить, когда один из игроков с наименьшим количеством ошибок пройдет все классы и сдаст экзамен.

Рис.2 Игра «Классы»

Рис.3 Игра «Классы»

2) «Попрыгунчики»

На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину круга -- он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.

Правила. 1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из круга выбегает, выходит из игры.

2. Пятнашка преследует  играющих, также прыгая на двух  ногах.

Указания к проведению. Величина круга зависит от числа играющих. Перед началом игры нужно договориться, как дети будут перепрыгивать через черту круга: на одной ноге (правой или левой), прямо или боком на двух ногах.

Вариант. Игра начинается так же, но осаленный из круга не выходит, а становится помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится до 5, четверо уходят за круг, а тот, кого осалили последним, остается пятнашкой. Игра повторяется.

3) «Салка на одной ноге»

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слово «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется.

Правила.

1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно  то на правой, то на левой  ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать  на обе ноги.

3. Салка тоже должен  прыгать, как все играющие, на  одной ноге.

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста