Психолого-педагогический мониторинг здоровья и физического воспитания детей в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:06, лекция

Краткое описание

1. Психолого-педагогический мониторинг как научное понятие.
2. Характеристика психолого-педагогического мониторинга как метода контроля.
3. Сбор данных для проведения мониторинга физического воспитания.
4. О технологии проведения мониторинга.

Вложенные файлы: 1 файл

мониторинг.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

Вследствие наблюдаемой у детей  акселерации стандарты физического  развития периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может  производиться различными методами:

— методом сигмальных отклонений, когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;

— регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;

— центильным методом, сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;

— методом номограмм, когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям — длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.

Практикуется и метод определения  биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить  медицинские работники не менее  двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные  здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся  с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности  не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют  среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического  развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина  его тела — 98,5 см, масса — 12,8 кг. Его  рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей  физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка  задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины  такого отставания физического развития.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим  формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77; 
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют  определить количество гармонично развивающихся  детей, а также детей, у которых  есть проблемы: например, избыточная масса  тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая  допустимые пределы, и т.д.

Эти данные позволяют разработать  для подобных детей специальные  оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми  показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует  включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической  патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное  диетическое питание с введением  постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит  вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие  мышечную массу. Разумеется, все это  должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем  врача.

Пропорциональность физического  развития измеряется с помощью индекса  Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) — [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]

Полученные данные сверяются с  показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4—7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний  в течение 20 секунд на 25—40% от  исходных данных. 
2. Учащение дыхания на 5—6 единиц.

По этим показателям мы также  можем судить о степени эффективности  физического воспитания в отношении  здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей  учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует  норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому  воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей  не ведется.

Положительное влияние физкультуры  на развитие физической работоспособности  может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой  восхождений 22 раза в минуту; 
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки — 2 минуты, отдых между ними — 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

— где Р — масса ребенка, n — число подъемов на ступеньку в минуту, h — высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и на 45—60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.

Важным показателем состояния  сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется  по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

— где П — пульс, ПД — пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены  его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры  можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она  измеряется с помощью прибора  спирометра. Измеряется жизненная емкость  легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для  расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

— где ЖЕЛ — жизненная емкость  легких, в мл; Р — масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно-оздоровительной  работы будет указывать возрастание  показателей жизненного индекса  от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического  развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического  развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в  дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения  его показателей с другими  параметрами, например, физической подготовленностью  или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического  развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого  ребенка и группу детей в целом  и соответственно корректировать процесс  физического развития детей.

Оценка  физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса — по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей — по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени  работы на полосе препятствий. Ребенку  следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч  между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.

Гибкость измеряется по степени наклона туловища из основной стойки, не сгибая колен. Упражнение выполняется на гимнастической скамейке высотой 20—25 см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Лучше выделить ее деления разным цветом. Например, первый сантиметр — красный, второй — зеленый и т.д. Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой (номинальный). Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотягивается до края скамейки, не сгибая при этом коленей, — результат считается неудовлетворительным (пессимальным). Оптимальным считается результат, при котором пальцы ребенка опускаются ниже края скамейки (например, на 0,5 см, 1 см, 2 см и т.д.). Критерии оценки — Р (пессимальный); N — номинальный; О — оптимальный (например, О1, если кончики пальцев спустились ниже края скамейки на 1 см, и т.д.).

Выносливость оценивается по непрерывному бегу. Для детей дошкольного возраста используют следующие примерные показатели: 4 года — 100 м; 5 лет — 200 м, 6 лет — 300 м, 7 лет — 1000 м. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это  происходит за счет естественного роста  детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому  воспитанию.

Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания.

Если они составляют, например, не более 8% в год, то никакой системы  физического воспитания в дошкольном учреждении не существует. Мало того, двигательная деятельность под руководством взрослого  оставляет желать лучшего, а естественная двигательная активность детей явно ограничивается. Оценка работы дошкольного  учреждения в данном случае являетсянеудовлетворительной.

При приросте физических качеств от 9 до 10% мы можем сделать вывод, что, хотя в дошкольном учреждении целенаправленной работы по физическому воспитанию не проводится, то по крайней мере педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей. Оценка —удовлетворительная.

Если показатели темпов прироста физических качеств составили от 11 до 15%, то это  указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы  физического воспитания. Но до совершенства эта система еще не дотягивает. Оценка — хорошо.

Темпы прироста 15% и выше говорят  не только о целенаправленной системе  физического воспитания, но также  об активном использовании естественных сил природы: солнца, воздуха и  воды, т.е. закаливающих процедур. Оценка — отлично.

Темпы прироста физических качеств  рассчитываются по формуле В.И. Усакова:

— где W — темпы прироста физических качеств, V1 — исходные показатели, V2 — конечные показатели.

Например, результат ребенка по прыжкам в длину с места  в начале года равнялся 75 см, а в  конце года его результат был  равен 79 см. Подставим эти значения в формулу В.И. Усакова:

произведем вычисления и получим 5%. О чем говорит эта оценка, судите сами.

Уровень физической подготовленности детей оценивается по скоростному бегу, метанию в вертикальную цель и прыжкам в длину с места. Этих показателей вполне достаточно, чтобы оценить уровень подготовленности детей, но вовсе не означает, что следует обучать детей только этим движениям. Если мы не будем учить детей лазанию, равновесию, медленному бегу и другим движениям, оптимальных результатов физической подготовленности получить не удастся.

Информация о работе Психолого-педагогический мониторинг здоровья и физического воспитания детей в дошкольном учреждении