Психолого-педагогический мониторинг здоровья и физического воспитания детей в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:06, лекция

Краткое описание

1. Психолого-педагогический мониторинг как научное понятие.
2. Характеристика психолого-педагогического мониторинга как метода контроля.
3. Сбор данных для проведения мониторинга физического воспитания.
4. О технологии проведения мониторинга.

Вложенные файлы: 1 файл

мониторинг.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

Более точную оценку физической подготовленности детей можно получить в ее соотнесении  с коэффициентом двигательного  развития детей, но можно воспользоваться  и стандартными возрастными показателями.

Дети одного возраста тем не менее различаются по росту и массе тела. Поэтому и показатели их физической подготовленности в пределах одного возраста могут быть разными. Поясним на примере, как оценивают показатели физической подготовленности в соответствии с коэффициентом двигательного развития.

Например, Витя имеет рост 113 см, а  Саша 98 см. Вероятнее всего, что показатели прыжка в длину с места, например, у Вити будут выше. Но вот вопрос, а у кого из мальчиков показатели можно считать номинальными, а  у кого оптимальными. Прыжок Вити — 102 см, прыжок Саши — 101 см.

В соответствии с коэффициентом  двигательного развития оптимальным  считается результат прыжка выше единицы. За единицу принимается  длина тела. Номинальный результат  — 0,8—1; пессимальный — ниже 0,8. Следовательно, результат прыжка Саши выше, чем длина его тела, а результат прыжка Вити — номинальный, поскольку его коэффициент равен 0,9.

Таким образом, результат Вити можно  отнести к категории нормы, а  результат Саши — к категории  «оптимальный».

Оценка  качества освоения движений

Качество двигательных навыков оценивается по тому, как дети выполняют основные движения.

Каждое движение делится на определенные фазы. Например, в прыжке в длину  с разбега выделяют: исходное положение, разбег, толчок, полет, приземление, возвращение  в исходное положение. Всего 6 элементов. Из них решающее значение для получения  хорошего результата имеют: скорость разбега, сила толчка, положение тела в фазе полета. Если мы будем оценивать выполнение упражнения по пятибальной системе, то этим фазам следует присвоить большее количество баллов: исходному положению — 0,5 балла, разбегу — 1 балл, толчку — 1 балл, полету — 1 балл, приземлению — 1 балл, возвращению в исходное положение — 0,5 балла.

Для оценки качества движений следует  сделать специальные тест-карточки, на которых будут указаны фазы движения и их оценка в баллах.

Тест № 1. Прыжок в длину с разбега

Такими карточками удобно пользоваться при проведении контрольно-срезовых занятий. Делается это следующим образом: на тест-карточки накладывают прозрачную бумагу или пленку, которая по размеру чуть больше, чем карточка. В левом верхнем углу пишут фамилию и имя ребенка, возраст, дату обследования, номер теста. Это позволяет использовать тест-карточку многократно.

Наблюдая, как ребенок выполняет  движение, в соответствующем разделе  делается пометка. Делается она только в том случае, если данная фаза движения выполняется ребенком неправильно  или некачественно. Пометка соответствует  присвоенному данной фазе движения баллу.

................................................................................…………………………………………… 
Иванов Саша, 6 лет, тест № 1, 25.10.2004 г.

1

1

................................................................................………………………………………


Что означают такие пометки на карточке? Означают они, что в данных фазах  движения ребенком были допущены ошибки и оценка качества выполненного им движения соответствует 3 баллам (5 — 1 — 1 = 3).

Если все элементы движения были выполнены правильно, то никаких  пометок в карточке не делается. Это означает, что оценка соответствует 5 баллам.

После проведения контрольно-срезового занятия данные с тест-карточек заносятся в протокол, форма которого приведена ниже.

Протокол тестирования качества выполняемых детьми движений

Подобный протокол дает достаточно полное представление о том, насколько  качество выполнения движений соответствует  норме у каждого конкретного  ребенка и группе в целом. Он позволяет  педагогу направлять свое внимание на наиболее важные аспекты работы и  соответственно ее планировать.

Контрольно-срезовые занятия следует проводить не реже одного раза в два месяца, прослеживая динамику совершенствования качества движений. В конце года подводятся итоги в каждой возрастной группе, а по сводному протоколу — и по дошкольному учреждению в целом.

Оценка  заболеваемости детей

Оценка заболеваемости детей проводится ежемесячно, ежеквартально, по результатам  учебного и календарного года. Способы  оценки заболеваемости согласовываются  с медицинскими работниками дошкольного  учреждения и административными  органами управления образованием. Главное, что должно быть сделано в дошкольном учреждении, — это дифференциация заболеваний по видам: соматические, простудные, инфекционные и пр. Должны быть собраны данные о заболеваемости каждого конкретного ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течение года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы.

Такой подход к оценке заболеваемости позволит выделить группу здоровых детей (детей, которые практически не болеют) и соотнести состояние их здоровья с условиями и образом жизни  семьи. Опыт этих семей в сохранении здоровья детей должен быть предметом  обсуждения.

Довольно часто дети болеют по причине  недостаточного внимания и небрежности  родителей. Такая группа родителей  должна быть предметом особой заботы дошкольного учреждения в плане  их санитарно-педагогического и  социального просвещения.

Но целью мониторинга заболеваемости является определение наиболее узких  мест в обслуживании детей персоналом. Если, например, в дошкольном учреждении две параллельные группы, но заболеваемость детей в одной значительно  выше, то этот факт вполне определенно  указывает на недочеты в деятельности педагогов и обслуживающего персонала.

Данные заболеваемости должны быть известны не только коллективу, но и  родителям. Это дисциплинирует не только персонал, но и родителей. Например, в родительском уголке вывешивается экран заболеваемости детей. В нем  разноцветными значками отмечаются случаи заболеваний (красным — простудные и т.д). По этому экрану легко судить о том, имело ли место распространение инфекции, сколько детей болело по причине недосмотра взрослых (травмы, больные зубы и пр.), были ли обострения хронических заболеваний. Если в целом картина нормальная, а вот Вася Иванов из болезней, что называется, «не вылезает», то вина родителей значительна. И они, глядя на такой экран, это понимают, начинают беспокоиться и прислушиваться к советам специалистов. Но это вовсе не означает, что, перекладывая вину за плохое здоровье ребенка на родителей (что в данном случае вполне справедливо), воспитатели не должны заботиться об этом ребенке. Напротив, для него должна быть разработана индивидуальная оздоровительная программа с привлечением к ее реализации самих родителей.

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

Организация мониторинга здоровья и физического воспитания требует  и определенных знаний, и оснащения  аналитико-диагностическим инструментарием, и профессиональных навыков. Из предыдущей части лекции вы это, как мы надеемся, уже поняли. Поэтому мы рекомендуем  сначала научиться малому мониторингу. Например, мониторингу развития физических качеств, физического развития или  физической подготовленности. И, проводя  такой мониторинг, следует научиться  делать правильные педагогические выводы, благодаря которым можно наметить соответствующую программу коррекции  физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для примера вернемся к той части  лекции, в которой рассказывается об оценке развития физических качеств. Пользуясь методикой, предложенной В.И. Усаковым, мы должны:

1. Определить темпы прироста  физических качеств каждого ребенка,  сложить их и разделить на 5 (количество качеств). Мы получаем  средний процент прироста по  всем видам физических качеств.  Например, 11%.

2. Сложить средние показатели  всех детей и разделить эту  сумму на количество детей.  Мы получим средний процент  прироста физических качеств  по всей обследуемой группе  детей. Например, 12%.

3. Сложить средние показатели  прироста физических качеств всех возрастных групп и разделить эту сумму на количество групп. Мы получим средние показатели прироста физических качеств детей по дошкольному учреждению в целом. Например, 13%.

Поскольку данные обследования заносятся  в специальные протоколы, то мы имеем  наглядную картину нашей деятельности по развитию физических качеств детей.

Технология формулирования выводов:

1. Вначале следует дать общую  оценку деятельности дошкольного  учреждения по развитию у детей  физических качеств.

До 8% — неудовлетворительно или 0 баллов; 
8—10% — удовлетворительно — 1 балл; 
11—14% — хорошо — 2 балла; 
15% и выше — 3 балла.

Выводы могут звучать примерно так: «Прирост физических качеств обеспечивается целенаправленной работой по физическому  воспитанию в каждой возрастной группе. Но не все резервы и потенции педагогического  коллектива учтены, в дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная деятельность как система полностью еще  не сложилась. Оценка 2 балла».

2. Далее анализируется деятельность  педагогов в каждой возрастной  группе. Может быть такое, что  в отдельных группах темпы  прироста составляют 15% и выше, в  других этот процент значительно  ниже. Это уже предмет и для  профессионального и административного  обсуждения. И каждой группе на  основании полученных данных  выставляется оценка от 0 до 3 баллов.

3. Затем оценивается каждый ребенок.  Его данные сравниваются со  средними показателями группы, выделяются  подгруппы детей для дифференцированной  работы. Никаких баллов детям  не выставляется. Все и так  ясно из протоколов.

Срезы проводятся ежеквартально. Форма  протоколов должна быть удобной для  педагогов и показывать динамику развития каждого качества у каждого  ребенка. Общую динамику продвижения  детей в группе, общую динамику развития физических качеств детей  в дошкольном учреждении.

Подобным образом проводится мониторинг физической подготовленности. Если результат  не соответствует стандартам, то его  оценивают как пессимальный и выставляют 1 балл. При соответствии результатов нормам стандарта его оценивают как номинальный и выставляют 2 балла. Оптимальный результат — это превышение норматива, и он оценивается в 3 балла.

Мы хотим напомнить слушателям, что баллы выставляются не детям. Подобным образом оценивается деятельность специалистов и всего дошкольного  учреждения. Баллы дают представление  о том, на каком уровне идет работа по физическому воспитанию, что следует  изменить в ней, что интенсифицировать, чтобы к концу года подойти  к отличным результатам. При этом следует помнить о том, что  нарастание двигательных возможностей детей не происходит равномерно и  поступательно. Возможно, что показатели будут некоторое время «стоять». Но не все же время! И главное, мониторинг позволяет увидеть, не наблюдается  ли регресс в развитии, показателем  которого является потеря приобретенных  навыков и физических качеств. А  еще он позволяет точно оценить, что сделано коллективом дошкольного  учреждения для каждого конкретного  ребенка в плане его физического  развития и продемонстрировать это родителям.

В ходе мониторинга, как правило, определяются дети, способные к различным видам  спортивной деятельности, а также  педагоги, чей опыт организации физического  воспитания достоин изучения и внедрения  в практику работы других специалистов.

Резюме:

Мониторинг является одним из наиболее продуктивных и информативных и  мотивирующих персонал методов контроля процесса физкультурно-оздоровительной  работы в дошкольном учреждении. Его использование необходимо прежде всего в дошкольных учреждениях оздоровительного профиля.

Овладение технологией мониторинга  позволит каждому педагогу дошкольного  учреждения не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифференцировать и индивидуализировать  процесс физического воспитания каждого воспитанника.

Мониторинг является своеобразным зеркалом, в котором отражается как  «организационный костюм» дошкольного  учреждения, так и уровень профессионализма каждого педагога. Он позволяет вскрыть  внутренние резервы дошкольного  учреждения и полнее раскрыть творческий потенциал каждого сотрудника.

Сущность мониторинга физкультурно-оздоровительной  работы заключается в периодическом  сборе и обобщении информации о детях, отслеживанием динамики их развития и состояния здоровья с формулированием педагогических выводов и проведения соответствующей  коррекции деятельности.


Информация о работе Психолого-педагогический мониторинг здоровья и физического воспитания детей в дошкольном учреждении