Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:06, лекция
1. Психолого-педагогический мониторинг как научное понятие.
2. Характеристика психолого-педагогического мониторинга как метода контроля.
3. Сбор данных для проведения мониторинга физического воспитания.
4. О технологии проведения мониторинга.
Более точную оценку физической подготовленности детей можно получить в ее соотнесении с коэффициентом двигательного развития детей, но можно воспользоваться и стандартными возрастными показателями.
Дети одного возраста тем не менее различаются по росту и массе тела. Поэтому и показатели их физической подготовленности в пределах одного возраста могут быть разными. Поясним на примере, как оценивают показатели физической подготовленности в соответствии с коэффициентом двигательного развития.
Например, Витя имеет рост 113 см, а Саша 98 см. Вероятнее всего, что показатели прыжка в длину с места, например, у Вити будут выше. Но вот вопрос, а у кого из мальчиков показатели можно считать номинальными, а у кого оптимальными. Прыжок Вити — 102 см, прыжок Саши — 101 см.
В соответствии с коэффициентом двигательного развития оптимальным считается результат прыжка выше единицы. За единицу принимается длина тела. Номинальный результат — 0,8—1; пессимальный — ниже 0,8. Следовательно, результат прыжка Саши выше, чем длина его тела, а результат прыжка Вити — номинальный, поскольку его коэффициент равен 0,9.
Таким образом, результат Вити можно отнести к категории нормы, а результат Саши — к категории «оптимальный».
Оценка качества освоения движений
Качество двигательных навыков оценивается по тому, как дети выполняют основные движения.
Каждое движение делится на определенные фазы. Например, в прыжке в длину с разбега выделяют: исходное положение, разбег, толчок, полет, приземление, возвращение в исходное положение. Всего 6 элементов. Из них решающее значение для получения хорошего результата имеют: скорость разбега, сила толчка, положение тела в фазе полета. Если мы будем оценивать выполнение упражнения по пятибальной системе, то этим фазам следует присвоить большее количество баллов: исходному положению — 0,5 балла, разбегу — 1 балл, толчку — 1 балл, полету — 1 балл, приземлению — 1 балл, возвращению в исходное положение — 0,5 балла.
Для оценки качества движений следует
сделать специальные тест-
Тест № 1. Прыжок в длину с разбега
Такими карточками удобно пользоваться при проведении контрольно-срезовых занятий. Делается это следующим образом: на тест-карточки накладывают прозрачную бумагу или пленку, которая по размеру чуть больше, чем карточка. В левом верхнем углу пишут фамилию и имя ребенка, возраст, дату обследования, номер теста. Это позволяет использовать тест-карточку многократно.
Наблюдая, как ребенок выполняет движение, в соответствующем разделе делается пометка. Делается она только в том случае, если данная фаза движения выполняется ребенком неправильно или некачественно. Пометка соответствует присвоенному данной фазе движения баллу.
..............................
Иванов Саша, 6 лет, тест №
1, 25.10.2004 г.
1 |
1 |
.............................. |
Что означают такие пометки на карточке? Означают они, что в данных фазах движения ребенком были допущены ошибки и оценка качества выполненного им движения соответствует 3 баллам (5 — 1 — 1 = 3).
Если все элементы движения были выполнены правильно, то никаких пометок в карточке не делается. Это означает, что оценка соответствует 5 баллам.
После проведения контрольно-срезового занятия данные с тест-карточек заносятся в протокол, форма которого приведена ниже.
Протокол тестирования качества выполняемых детьми движений
Подобный протокол дает достаточно полное представление о том, насколько качество выполнения движений соответствует норме у каждого конкретного ребенка и группе в целом. Он позволяет педагогу направлять свое внимание на наиболее важные аспекты работы и соответственно ее планировать.
Контрольно-срезовые занятия следует проводить не реже одного раза в два месяца, прослеживая динамику совершенствования качества движений. В конце года подводятся итоги в каждой возрастной группе, а по сводному протоколу — и по дошкольному учреждению в целом.
Оценка заболеваемости детей
Оценка заболеваемости детей проводится ежемесячно, ежеквартально, по результатам учебного и календарного года. Способы оценки заболеваемости согласовываются с медицинскими работниками дошкольного учреждения и административными органами управления образованием. Главное, что должно быть сделано в дошкольном учреждении, — это дифференциация заболеваний по видам: соматические, простудные, инфекционные и пр. Должны быть собраны данные о заболеваемости каждого конкретного ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течение года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы.
Такой подход к оценке заболеваемости позволит выделить группу здоровых детей (детей, которые практически не болеют) и соотнести состояние их здоровья с условиями и образом жизни семьи. Опыт этих семей в сохранении здоровья детей должен быть предметом обсуждения.
Довольно часто дети болеют по причине недостаточного внимания и небрежности родителей. Такая группа родителей должна быть предметом особой заботы дошкольного учреждения в плане их санитарно-педагогического и социального просвещения.
Но целью мониторинга
Данные заболеваемости должны быть известны не только коллективу, но и родителям. Это дисциплинирует не только персонал, но и родителей. Например, в родительском уголке вывешивается экран заболеваемости детей. В нем разноцветными значками отмечаются случаи заболеваний (красным — простудные и т.д). По этому экрану легко судить о том, имело ли место распространение инфекции, сколько детей болело по причине недосмотра взрослых (травмы, больные зубы и пр.), были ли обострения хронических заболеваний. Если в целом картина нормальная, а вот Вася Иванов из болезней, что называется, «не вылезает», то вина родителей значительна. И они, глядя на такой экран, это понимают, начинают беспокоиться и прислушиваться к советам специалистов. Но это вовсе не означает, что, перекладывая вину за плохое здоровье ребенка на родителей (что в данном случае вполне справедливо), воспитатели не должны заботиться об этом ребенке. Напротив, для него должна быть разработана индивидуальная оздоровительная программа с привлечением к ее реализации самих родителей.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
Организация мониторинга здоровья
и физического воспитания требует
и определенных знаний, и оснащения
аналитико-диагностическим
Для примера вернемся к той части лекции, в которой рассказывается об оценке развития физических качеств. Пользуясь методикой, предложенной В.И. Усаковым, мы должны:
1. Определить темпы прироста
физических качеств каждого
2. Сложить средние показатели всех детей и разделить эту сумму на количество детей. Мы получим средний процент прироста физических качеств по всей обследуемой группе детей. Например, 12%.
3. Сложить средние показатели прироста физических качеств всех возрастных групп и разделить эту сумму на количество групп. Мы получим средние показатели прироста физических качеств детей по дошкольному учреждению в целом. Например, 13%.
Поскольку данные обследования заносятся
в специальные протоколы, то мы имеем
наглядную картину нашей
Технология формулирования выводов:
1. Вначале следует дать общую
оценку деятельности
До 8% — неудовлетворительно или
0 баллов;
8—10% — удовлетворительно — 1 балл;
11—14% — хорошо — 2 балла;
15% и выше — 3 балла.
Выводы могут звучать примерно
так: «Прирост физических качеств обеспечивается
целенаправленной работой по физическому
воспитанию в каждой возрастной группе.
Но не все резервы и потенции педагогического
коллектива учтены, в дошкольном учреждении
физкультурно-оздоровительная
2. Далее анализируется
3. Затем оценивается каждый
Срезы проводятся ежеквартально. Форма протоколов должна быть удобной для педагогов и показывать динамику развития каждого качества у каждого ребенка. Общую динамику продвижения детей в группе, общую динамику развития физических качеств детей в дошкольном учреждении.
Подобным образом проводится мониторинг физической подготовленности. Если результат не соответствует стандартам, то его оценивают как пессимальный и выставляют 1 балл. При соответствии результатов нормам стандарта его оценивают как номинальный и выставляют 2 балла. Оптимальный результат — это превышение норматива, и он оценивается в 3 балла.
Мы хотим напомнить слушателям,
что баллы выставляются не детям.
Подобным образом оценивается
В ходе мониторинга, как правило, определяются дети, способные к различным видам спортивной деятельности, а также педагоги, чей опыт организации физического воспитания достоин изучения и внедрения в практику работы других специалистов.
Резюме:
Мониторинг является одним из наиболее продуктивных и информативных и мотивирующих персонал методов контроля процесса физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Его использование необходимо прежде всего в дошкольных учреждениях оздоровительного профиля.
Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дошкольного учреждения не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифференцировать и индивидуализировать процесс физического воспитания каждого воспитанника.
Мониторинг является своеобразным зеркалом, в котором отражается как «организационный костюм» дошкольного учреждения, так и уровень профессионализма каждого педагога. Он позволяет вскрыть внутренние резервы дошкольного учреждения и полнее раскрыть творческий потенциал каждого сотрудника.
Сущность мониторинга