Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:42, курсовая работа
Предмет исследования – процесс психосоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи данной работы состоят в следующем:
Дать определение семьи как социального института.
Узнать и изучить общею характеристику подросткового возраста.
Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
Найти и изучить практические методы работы с подростками девиантного поведения.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теория психосоциальной работы с семьей имеющих подростка девиантного поведения...........................................................................................4
Семья как социальный институт ………………………………………….4
Общая характеристика подросткового возраста……………..………..…9
Понятие и виды девиантное поведение …………………………………11
Вывод….………………………………………………………………………….19
Глава2. Практическая работа с подростками девиантного поведения……….20
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения…………..…………......20
2.2. Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющим поведением. ………………….…………………………….….23
Вывод……………………………………………………………………….…….35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………....37
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теория психосоциальной работы
с семьей имеющих подростка девиантного
поведения.....................
Вывод….……………………………………………………………
Глава2. Практическая работа с подростками девиантного поведения……….20
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения…………..…………......20
2.2. Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющим поведением. ………………….…………………………….….23
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.
Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.
Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.
Цель – Изучить
и проанализировать проблему
психосоциальной работы с
Объект исследования – семья, имеющая подростка с девиантным поведением
Предмет исследования – процесс психосоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи данной работы состоят в следующем:
Глава 1. Теория психосоциальной работы с семьей имеющия подростка девиантного поведения.
1.1.Семья как социальный институт
Семья как
социальный институт – это
объединение, которое
Семья –
один из наиболее древних
Формы семьи2:
1.Кровнородственная семья.
Существование
этой формы приходится
Совершенно очевидно, что малайская система не могла произойти от какой- либо другой уже существовавшей системы, так как нельзя себе представить какой-либо более элементарной системы. Таким образом, простота и точность этой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, что групповой брак родных и двоюродных братьев и сестёр был источником, из которого эта система возникла. Можно вполне опустить, отмечает Морган, что малайская система получила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числе родных братьев и сестёр, что она действительно началась с брака между братьями и сёстрами и постепенно включала в свой круг двоюродных братьев и сестёр, по мере того как расширялся круг брачной системы. Если подробно рассмотреть данную систему родства, то не найдётся различия между родством по крови и по свойству, то есть оно не проводится. Например, на Сандвичевых островах брак между братьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи при пуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девяти степеней родства китайцев», исследователь отмечает, что она показывает, что в то время, когда образовались эти степени родства, у китайцев существовала пуналуальная семья, необходимой предшественницей которой была кровнородственная семья.
Кровнородственная
семья была первой
2.Пуналуальная семья.
Переход к
пуналуальной семье был вызван
постепенным исключением
Ясно, что эта форма семьи образовалась из кровнородственной семьи. Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье. Влияние родовой организации на древнее общество было консервативным и в то же время возвышающим, потому что это учреждение явилось катализатором изменений, происходивших в то время в обществе.
3.Синдиасмическая и патриархальная семьи.
Морган
рассматривает две эти формы
семьи вместе, наверное, потому что
считает их промежуточными при
переходе к моногамии, т.к.
Место больших
групп, связанных брачными
4.Моногамная семья.
Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периоде варварства. Морган восстанавливает моногамную семью на ранней стадии её развития по описаниям древних писателей, которые в свою очередь подробно останавливаются на том, каково было положение женщины. Автор исследуемой мною работы склонен утверждать, что переход счёта происхождения из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и у греков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом, моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере, наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.
Так от общества
к обществу, от эпохи к эпохе
варьировали социальные нормы,
предписывающие правила выбора
и количества супругов, роль главы
семейства, права и
С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак – это официально оформленные супружеские отношения; это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е. семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Особенно необходимо отметить, что всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится3.
Но семья,
как правило, представляет
Семья как
социальный институт проходит
ряд этапов, последовательность
которых складывается в
1) вступление в брак – образование семьи;
2) начало деторождения – рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
4) «пустое гнездо»
– вступление в брак и
5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом
этапе семья обладает
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Например, ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандартами поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
1.2. Общая характеристика подростко
Главное
содержание подросткового
Информация о работе Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка