Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – процесс психосоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи данной работы состоят в следующем:
Дать определение семьи как социального института.
Узнать и изучить общею характеристику подросткового возраста.
Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
Найти и изучить практические методы работы с подростками девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теория психосоциальной работы с семьей имеющих подростка девиантного поведения...........................................................................................4
Семья как социальный институт ………………………………………….4
Общая характеристика подросткового возраста……………..………..…9
Понятие и виды девиантное поведение …………………………………11
Вывод….………………………………………………………………………….19
Глава2. Практическая работа с подростками девиантного поведения……….20
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения…………..…………......20
2.2. Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющим поведением. ………………….…………………………….….23
Вывод……………………………………………………………………….…….35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………....37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

4. Упр. "Чувствую себя  хорошо".

Упр. "Вверх по радуге".

Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.

5. Упр. "Грани различия".

   Назначение: дать  возможность понять, что, несмотря  на свои различия, люди могут  и должны находить общий язык.

6. Упр. "Установить  контакт с группой":

а) грубияны;

б)   самоуверенные, считающие себя "избранными".

Назначение: дать возможность  попытаться найти общие точки  для развития диалога в сложных  ситуациях.

7. Разминка. Упр. "Сплетня".

Назначение:

§ снять усталость;

§ продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации "от третьего лица".

8. "Необитаемый остров".

Назначение:

§ усилить чувство  необходимости слушать друг друга;

§ продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;

§ развивать навыки общения.

9. Откровенно говоря…

10.   Подведение итогов.

Результативность работы.

   Практически все  подростки, участвующие в коррекционно-развивающей  работе, должны повысить свой  социальный интеллект: должен  повыситься уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), или повышается общий уровень социального интеллекта.

 

                                       Вывод по второй главе

    Можно выделить, что подростки с девиантным  поведением это те, кто недостаточно  усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий.

 

 

 

 

 

                                            Заключение

     В толковом  словаре С.И. Ожегова, мы читаем: «Подросток – мальчик или девочка  в переходном возрасте от детства  к юношеству» Подростковый возраст  традиционно считает трудным,  сложным возрастом. Подростки отнимают очень много времени и сил у взрослых. Цель– помочь подросткам справиться с жизненными проблемами, определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу, способствовать социализации. Для успешной работы нужно знать физиологические и психологические особенности подростков, закономерности их развития.

  Основные проблемы  современного подростка являются алкоголизм, наркомание,преступность , проституция, суицид, игромания, семейное не благополучие, побеги из дома, ранние сексуальные связи, беременость бродяжничество, страхи и навязчивость, вандализм и граффити.

    Однако причины  этих проблем кроются не только  в особенностях подросткового  возраста, но и в социальной  среде. Среди социальных причин подростковых проблем в последнее время часто называют аномию. Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно – нормативной системе общества (своего рода «отсутствие норм»). Аномия порождает циничное и безответственное отношение подростка к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями, в целом искажаем личностное развитие.

      Таким  образом, делая вывод из вышесказанного, можно выделить, что подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий.

 

 

 

 

 

                                           Список литературы

  1. Эволюция семьи и матриархата по Льюис Морган/ Под ред. А.С.Белкина.- Свердловск, 1998.- С.14.
  2. Алексий П.В. Петров И.В. Семейное право: Учебник для студентов вузов. 3-е издание. М. “Юнти-Дана” , Закон и право. 2008. С.95.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
  4. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
  5. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Москва “Просвещение”. 1991. С. 123.
  6. Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2009. – №2 – Педагогика. Психология.
  7. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб.: Питер, 2002.
  8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебник. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 511с.
  9. Хагуров Т.А.Введение в современную девиантологию. Учебное пособие/Под ред. Акцией “Драча”. Г.В.Ростов-на-Дону 2003.
  10. Белов В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. №7, стр. 11–17
  11. Клушина Н.П., Клищ С.С. Модель деятельности территориального центра социальной помощи семье и детям по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением-// Вестник МГУ, Серия «Гуманитарные науки», 2004, выпуск 6. - С. 39.
  12. Поварицына В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися.- Челябинск, 1984.С. 38.
  13. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1982. - С. 96.
  14. Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
  15. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.
  16. Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.
  17. Семья как социальный институт/ www.nuru.ru.
  18. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.
  19. Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Семья как социальный институт/ www.nuru.ru

2 Эволюция семьи и матриархата по Льюис Морган/ Под ред. А.С.Белкина.- Свердловск, 1998.- С.14.

3 Алексий П.В. Петров И.В. Семейное право: Учебник для студентов вузов. 3-е издание. М. “Юнти-Дана” , Закон и право. 2008. С.95.

4 Алексий П.В. Петров И.В. Семейное право: Учебник для студентов вузов. 3-е издание. М. “Юнти-Дана” , Закон и право. 2008. С.95.

5 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов  и учителей. М., 1997.

6 Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Москва “Просвещение”. 1991. С. 123.

7 Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2009. – №2 – Педагогика. Психология.

8 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб.: Питер, 2002.

9 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебник. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 511с.

10 Хагуров Т.А.Введение в современную девиантологию. Учебное пособие/Под ред. Акцией “Драча”. Г.В.Ростов-на-Дону 2003.

11 Белов В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. №7, стр. 11–17

12 Клушина Н.П., Клищ С.С. Модель деятельности территориального центра социальной помощи семье и детям по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением-// Вестник МГУ, Серия «Гуманитарные науки», 2004, выпуск 6. - С. 39.

13 Поварицына В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися.- Челябинск, 1984.С. 38.

14 Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1982. - С. 96.

15   Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.

16 Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.

17 Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.




Информация о работе Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка