Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:01, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разобрать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека. Развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания 9
1.1 Сущность эстетического воспитания.
1.2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. 14
1.3 Психические основы эстетического воспитания. 25
1.4 Роль природы в эстетическом воспитании. 29
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
2.1 Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. 38
2.2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. 42
2.3. Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования 52
Заключение.
2. Приобщать детей к
3. Формировать основы
4. Развивать художественно-
Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического воспитания, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.
Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Задачей всякого воспитания является формирование в личности определенных потребностей. В моем случае речь идет о формировании эстетической потребности, которую мы определяем как потребность человека в красоте и в действительности по законам красоты. Воспитателю следует обратить внимание, во-первых, на широту эстетической потребности, т.е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; во-вторых, на качество эстетической потребности, которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на активную творческую деятельность, как исполнительскую , так и авторскую, касающуюся не только искусства , но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности личности.
Эстетическим вкусом называется относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным критерием для эстетической оценки.
Эстетический идеал – это конкретно – историческое представление людей о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа это предусматривает:
- воспитание эстетического
Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, оно определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
Природа – один важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.
Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т.д. создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного вкуса.
В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и последовательность содержания.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие – активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В этого лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
- метод убеждения, направленный
на развитие эстетического
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
- метод побуждения к
В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию, обостряют восприятие прекрасного.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.
Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.
При анализе эстетической жизни ребенка я должна иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, интеллект и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут – «прежде всего, в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным в слиянии с ним ».
Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; но без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей.
1.3 Психические основы
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
Можно утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте.
Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и критического отношения к действительности. Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиваться эстетическим восприятием.
К трем одам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетические объекты:
«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу – и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А. Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях ».
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.
Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух.
Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным.
Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи.
Большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются, не только когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.
Развлечения, являясь формой активного отдыха, становится радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.