Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разобрать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека. Развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания 9
1.1 Сущность эстетического воспитания.
1.2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. 14
1.3 Психические основы эстетического воспитания. 25
1.4 Роль природы в эстетическом воспитании. 29
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
2.1 Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. 38
2.2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. 42
2.3. Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования 52
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

черновая курсовая работа.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

 Домашние животные – большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

Мы отвечаем за живое – и за животное и за растение – перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы:

    1. Эстетическое воспитание – формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
    2. Природа – один из важных факторов эстетического развития личности.
    3. В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
    4. Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.

      1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе исследования необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;
    2. Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников;
    3. Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;
    4. Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:

- видеть красоту природы, уметь  радоваться ей (голубое небо с  белыми облаками, окраска бабочек  разная, яркая, цветы хорошо пахнут);

- воспринимать красоту звуков  в природе: журчание ручья, пение  птиц, и т.д.;

- замечать смену времен года  в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

В программе также отмечается, что для правильной организации работы по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания, для детей каждой возрастной группы.

В течение одного месяца было проведено наблюдение за работой воспитателей детского сада №7, по эстетическому воспитанию детей средствами природы в соответствии с программными требованиями. Было тщательно проанализировано состояние дел по этой проблеме. Результаты показали, что работа по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира проводилось без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс. Воспитатели не уделяли внимание воспитанию у дошкольников эстетического восприятия прекрасного, не знали закономерностей его развития у детей.

Таким образом, передо мной встала задача наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной выявились элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и их средой обитания.

На данном этапе исследование имело цель определить уровень эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.

Исследование проводилось в старшей группе детского сада, группы поделили на две подгруппы.

Для определения уровня эстетического развития детям было предложено два задания в соответствии с теоретическими положениями, описанными в первой главе:

Первым заданием являлась методика «НЕЛЕПЕЦЫ».

При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую инструкцию:

«Внимательно и посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами.

Уровень развития оценивается следующим образом:

10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балла –  очень низкий.

10 баллов – за отведенное  время ребенок правильно назвал  и связал все 8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить, что не так и сказать, как  на самом деле должно быть.

8-9 баллов – ребенок заметил  и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов – ребенок заметил  и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них  не успел до конца объяснить  и сказать, как на самом деле  должно быть.

4-5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла – за отведенное время  не успел заметить 1-4 из 8 имеющихся  нелепиц, а до объяснения дело  не дошло.

0-1 баллов – за отведенное  время ребенок успел обнаружить  меньше 4-8 имеющихся нелепиц.

Вторым заданием послужила система вопросов, выявляющая у детей знания о зимующих и перелетных птицах, о внешних особенностях животных и их среде обитания, о лиственных и хвойных деревьях, об особенностях поведения птиц и животных зимой, а также о сезонных сельскохозяйственных работах.

Система вопросов:

  1. У какого животного есть иголки? (У ежа)
  2. Кто в лесу спит всю зиму? (Медведь)
  3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
  4. Лев – дикое или домашнее животное? (Дикое)
  5. Назови домашних птиц, которые умеют плавать? (Утки, гуси)
  6. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)
  7. Чем выделяется береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола).

Результаты, полученные с помощью методики «Нелепицы» и заданных вопросов, представлены в таблице №1.

 

Как видно из таблицы №1 и диаграммы №1, уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Обе подгруппы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в баллах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.

 

 

2.2. Методика совершенствования  работы по эстетическому воспитанию  дошкольников средствами природы.

На основании полученных результатов мною был разработан комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.

Главной  целью опытно-экспериментальной работы было формирование эстетического восприятия у детей средствами природы. Моя работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

Основными задачами опытно-экспериментальной работы были следующие:

    1. Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий их;
    2. Дать основные понятия о взаимосвязях в этом мире;
    3. Воспитать, «уточнить» чувства маленького человека;
    4. Развивать способности различать оттенки цвета и звука, ощущать единство природой;
    5. Проверить возможность использования разработанной системы занятий, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников средствами природы.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще  и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте пяти-семи лет основным у них является зрение.

 

Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была разработана целенаправленная система занятий. Каждое занятие в этой системе ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте.

Основной путь эстетического развития ребенка – это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Эстетическое воспитание должно стать органической частью любого вида воспитания. Оно тесно связанно с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

Последовательность проведения занятий следующая:

Тема занятия

Сроки проведения

1. Экскурсия в зимний лес «В  гостях у зимушки-зимы».

 Январь

2. Наблюдение за новыми рыбками – гуппи или меченосцами.

 Январь

3. Рассматривание веток ели и  сосны.

 Январь

4. Рассказ о зимовье зверей (ежа, белки, лисицы, медведя, зайца).

 Январь

5. Как зимуют домашние животные.

Январь

6. Беседа о зимующих птицах.

 Январь

7. Экскурсия в парковую зону «Птицы и следы».

 Январь

8. Занятие на тему: «Красота и  разнообразие зимних деревьев».

 Январь

9.Занятие на тему: «Кора. Ее разнообразие и значение в жизни деревьев».

Январь

10. Занятие: «Комнатные растения».

Январь

11. Чтение сказки Н.М. Павловой «Зимняя  пирушка».

Январь

12. Обобщающая беседа о зиме.

Январь


 

Занятие 1. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки зимы».

Цель: Уточнить представления детей о наступлении зимы (земля покрыта снегом, снег лежит толстым слоем, он рыхлый; деревья стоят голые, на них нет листьев, есть почки; деревья в состоянии покоя); зимой в парке мало птиц (голуби, воробьи, вороны); учить отличать птиц по оперению и повадкам; воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их.

Информация о работе Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы