Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:36, доклад
ЦЕЛИ: 1) Создание здоровье сберегающих условий организации образовательного процесса. 2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе. 3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
ЗАДАЧИ: 1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей. 2) Создать систему учебных и вне учебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности. 3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
Работа классного руководителя
по сохранению и укреплению здоровья школьников.
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности,
бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
ЦЕЛИ:
1) Создание
здоровье сберегающих условий
организации образовательного
2) Сохранение,
укрепление и коррекция
3) Формирование
у учащихся осознанного
ЗАДАЧИ:
1) Разработать
и внедрить наиболее
2) Создать
систему учебных и вне учебных
форм и методов,
3) Сформировать
навыки здорового образа жизни,
Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
«Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа».
Здоровье ребенка – это
ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:
Здоровье физическое
Что это? |
Как определить? |
Отсутствие болезни
|
Определение наличия или отсутствия хронических заболеваний (мониторинг мед.карт).
Ежегодные профилактические медицинские осмотры. Активность ребенка
соответствует индивидуальной |
«Нормальный иммунитет»
| |
Соответствие возрастной физиологической норме | |
Уровень адаптации соответствует физической нагрузке в школе |
Душевное здоровье
Что это? |
Как определить? |
Уверенность в себе. Умение сопереживать. Умение соблюдать дисциплину. Открытость общению, готовность получать знания. Нормальный уровень Умение общаться. Умение сказать «нет». Процессы возбуждение = торможение (инд. норма) |
Наблюдение
Нормальная учеба
Поведение и реакции адекватны ситуации |
Табу и нравственность |
Здоровье социальное
Что это? |
Как определить? |
Умение строить продуктивные отношения в социуме (семья – школа – друзья и т.д.) |
По поведенческим признакам: - умение избежать конфликта
и отстаивать собственные - открытость; - инициативность; - самостоятельность; - трудолюбие; - самоопределение. |
Умение строить перед собой задачи и пути достижения целей. | |
принятие жизненно важных ценностей общества. | |
Умение противостоять |
Укладывается в социальную норму (удовлетворение дефицитарных потребностей, способен к самообслуживанию). |
Удовлетворение базовых - защищенность в семье; -материальное благополучие. |
Ребенок (подросток) посещает школу. |
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Школа- это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому- либо или чему- либо.
Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться и при этом им было бы комфортно и интересно? Эти вопросы волнуют каждого классного руководителя и учителя.
Для себя я определила основные направления в этой работе:
v сохранение и укрепление физического здоровья детей;
v сохранение психического здоровья;
v создание благоприятной социально-психологической адаптации.
В этой работе можно выделить ряд направлений.
v Изучение состояния здоровья учащихся в классе. Я изучила личные дела учащихся и на первом родительском собрании в 5 классе раздала родителям анкеты ,в которых, наряду с общими вопросами, был блок вопросов, касающихся здоровья детей. Такие анкеты и личные беседы с родителями могут дать более точную картину заболеваемости в классе, а также помочь оказать при необходимости первую медицинскую помощь. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации. Также я ставлю в известность учителей-предметников о хронических болезнях детей.
v Плановая диспансеризация позволяет выявить различные заболевания у учащихся. Я, как классный руководитель, информирую учащихся о времени проведения диспансеризации. Считаю необходимым проведение беседы о гигиенической подготовке к проведению медицинского осмотра. Также ставлю в известность родителей и прежде всего тех, дети которых имеют серьезные заболевания .По результатам анкеты рассчитала «индекс здоровья» детей в классе.
v Работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Как классный руководитель, я помогаю организовать дежурство в классе и контролирую своевременность и качество уборки.
v Внешний вид учащихся. Учитывая тенденции современной моды (полуоткрытые спины и животы ,высокие каблуки), беседую с девочками класса, обращая их внимание на то, что такая одежда и обувь могут привести к серьезным заболеваниям .
v Работа по организации питания учащихся. Совместно с родительским комитетом в классе была выявлена группа учащихся, нуждающихся в бесплатном питании. Кроме того, я считаю необходимым знакомить ребят с принципами рационального и здорового питания (режим питания, разнообразность питания, сбалансированность питания).
v Проведение бесед в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний, провожу беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года считаю важной беседу о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке, так как 6-7 часов в день учащиеся проводят за партой, работая с учебниками, тетрадями, мониторами. Особое значение нужно уделить беседам о профилактике травматизма в школе и вне школы, поскольку иногда травмы могут иметь очень тяжелые последствия. В течение учебного года учащиеся знакомятся с различными инструкциями и расписываются в специальном журнале.
v Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия по охране здоровья. Это и спортивные состязания, и подготовка диспутов и классных часов, сбор материала и оформление газет, подготовка проектов.
Мною разработана тематика классных часов по ЗОЖ.
5-7 классы
1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
2. "Здоровые привычки - здоровый образ жизни".
3. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
4. "Кто наши враги".
5. "О спорт, ты - мир!".
6. "Режим питания".
7. "Вредные привычки и их преодоление".
8. "Пока горит свеча".
9. "Здоровый образ жизни - главное
условие профилактики
10. "Память: как ее тренировать".
11. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека".
12. "Сотвори себя сам".
13. "Нет наркотикам".
8-11-е классы
1. Цикл бесед "Гигиена
2. "Зависимость здоровья
3. "Вредные привычки и здоровье человека".
4. "Здоровье человека XXI века".
5. Гармония тела и духа".
6. "Кушайте на здоровье".
7. "Умение управлять собой".
8. "Крик о помощи".
9. "Прощайте, наркотики!".
10 Занятия по профилактике
11. "Суд над наркоманией".
12. "Исцели себя сам".
13. "Экзамены без стресса".
14. "Сделай правильный выбор".
На каждом своем уроке провожу физкультурных паузы .Обязательными на уроке являются упражнения для глаз. Их часто проводим с использованием компьютерных презентаций.
А как избежать перегрузки
детей на уроке? Как
Ситуация успеха, созданная в
классе, позволяет детям настроиться
на плодотворную работу. Учащиеся уверенны
в том, что всё у них получится.
Пусть не сразу, но получится. Это
позволяет сохранить
Помимо внеклассной работы ,я активно использую на уроках татарского языка здоровьесберегающие технологии. Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.
Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):
1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",
2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",
3. "На контроле здоровье детей",
4. "Режим труда и учебы",
5. "Физическое воспитание детей в семье",
6. "Алкоголизм, семья, дети",
7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека",
8. "Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности",
9. "Вредные привычки у детей",
10. "Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу",
11. "Вопросы, которые нас волнуют"
12. "Эти трудные подростки",
13. "Взрослые проблемы наших детей",
14. "Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования",
15. "Курение и статистика",
16. "Синдром приобретенного
17. "Наркотики в зеркале
18. "Социальный вред алкоголизма",
19. "Психология курения",
20. "Нецензурная брань - это тоже болезнь".
Анализ работы по формированию
у школьников ценностного отношения
к здоровью за 2007-2011учебный год
показал положительные
Информация о работе Работа классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья школьников