Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:49, доклад
Изучая слова с непроверяемыми написаниями в начальной школе, автор убедилась в том, что правописание этих слов запоминается быстро, практически с первого урока, и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.
Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлеченными от жизни. Это лишает их смысла. Одно дело - списывать из учебника упражнение, выполняя грамматическое задание, и другое дело – живое задание, когда слово является необходимостью при написании письма, ведение записей наблюдений, придумывании сценария.
Работа над словами с непроверяемыми написаниями
Изучая слова с непроверяемыми написаниями в начальной школе, я убедилась в том, что правописание этих слов запоминается быстро, практически с первого урока, и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.
Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлеченными от жизни. Это лишает их смысла. Одно дело - списывать из учебника упражнение, выполняя грамматическое задание, и другое дело – живое задание, когда слово является необходимостью при написании письма, ведение записей наблюдений, придумывании сценария.
Учителю можно целый год напоминать ученикам, что слово пальто пишется через а, что оно несклоняемое, а результат будет безуспешный. А можно за один урок все запомнить. Но для этого надо на один урок превратиться в модельеров. Вначале рассмотреть вырезки из журналов мод, почитать, что модно носить в этом сезоне, придумать и зарисовать новые модели пальто, к ним подобрать сапоги, шапку, варежки. И дать описание для журнала. Попробуйте рекламировать свою модель, не употребляя трудные для написания слова, да еще в различных формах. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая свою модель в журнал, который тут же сделаем на уроке .
Каждый учитель знает, что в слове ужин долго приходится исправлять е на и. А ведь это слово волшебное. За ужином собирается вся семья. Я предлагаю детям подумать, как сделать так, чтобы ужин стал минутой приятного общения, как накрыть стол, чтобы вызвать улыбку папы и мамы. Красивые салфетки, посуда, цветы – и через 3 мин. стол готов. При изучении слов завтрак, обед, ужин ученики не только повторяли правила поведения за столом, практически усваивали, как правильно сервировать стол, но и одновременно учились употреблять глагол в неопределенной форме, закрепляли правописание не с глаголами.
Такое усвоение понятий не отнимает много времени при изучении темы урока, а, наоборот, работает на нее. Ведь не зря же К. Чуковский писал: «Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл».
Так, при знакомстве со словом портрет на уроке русского языка дети посмотрели слайд с портретом А.П. Чехова, написанный В. Серовым, дали описание внешности писателя. В художественном тексте нашли описание портрета персонажа. Это дало возможность раскрыть понятие «портрет» не только как изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, но и как описание внешности в литературе. Этот вид работы сопровождался составлением предложений, записью их с использованием нового слова; дети подбирали к слову определения, вставляли пропущенные слова в тексте, работали с деформированным текстом и т. д.
Сравнивая особенности склонения слов картина, портрет, акварель, мы не только работали над формообразованием этих слов, но и закрепляли их правописание, продолжали работу по усвоению слов в разных падежных формах.
Слова шофер, шоссе, трамвай, автомобиль, дорога изучались одновременно. Вначале ребята написали небольшие сценарии для нашего кукольного театра на тему «Соблюдай правила дорожного движения». Затем обсудили их, сделали правку, отобрали лучшие и начали ставить спектакли. Для декорации понадобились и машины, и трамваи, которые учащиеся рисовали, вырезали на уроках технологии. Слова были необходимы в устной и письменной речи, и закрепление их основывалось на интересе к работе.
При изучении группы слов сельскохозяйственной тематики (агроном, деревня, комбайн, трактор, овес, картофель и др.) понадобились и свои приемы усвоения.
Во внеурочное время посетили хлебозавод, наблюдали, как из пшеницы получается хлеб. На уроке окружающего мира выращивали рассаду помидоров, овес, ставили опыт с выращиванием картофеля. Узнали историю появления картофеля во времена Петра 1, посадили целый клубень, четверть клубня с одним глазком, кожуру картофеля, как сажали в осажденном Ленинграде. Запись своих наблюдений, итогов работы дети вели в тетрадях.
Интересно запоминалось слово лагерь. На уроке мы придумывали игры, путешествия, темы костров, которые проведем в загородном лагере, писали друг другу «письма из лагеря».
Теневой театр помог нам изучить название животных: заяц, корова, лисица, медведь, овца, петух, воробей, ворона. Ребята вырезали фигурки зверей, придумывали о них сказки.
А что это за слова с общей для всех частью фон? Это магнитофон, патефон, телефон. Эти слова обозначают предметы, которые служат для передачи звука. Умеем ли мы пользоваться телефоном? На уроке создается ряд ситуаций, когда необходимо воспользоваться телефоном. Оказывается, это целая наука. Совсем не просто лаконично, четко, быстро, сообщив необходимую информацию, сделать вызов пожарной, «скорой помощи», милиции. Еще сложнее переговорить по телефону с незнакомым человеком. И всему этому дети учатся на уроке, все вместе усваивают культуру общения по телефону, в процессе записи основных правил запоминают и слово телефон.
Чаще на уроке в работе несколько слов с непроверяемыми написаниями. Предположим, нужно отработать правописание слов: путешествие, шофер, автомобиль, восемь, двадцать, двенадцать, вокзал, билет и др. Урок строится как путешествие:
«Итак, в этот чудесный зимний день, если вам, конечно, не лень, мы отправляемся в далекое путешествие».
Как правильно написать последнее слово – сверяются в словаре, определяют его род, выделяют окончание. Продолжается игра, в которой картинки, цифры, ребусы дети заменяют словами и записывают.
МЫ СЯДЕМ К ШОФЕРУ В СОВРЕМЕННЫЙ (рисунок автомобиля)
И РОВНО В 8 ЧАСОВ ОТПРАВИМСЯ НА - К (В-О-К-З-А-Л) (буква К дается в кружочке).
ОТПРАВЛЕНИЕ В 20 ЧАСОВ 12 МИНУТ.
ПОЕЗД ОПАЗДЫВАЕТ НА 11 МИНУТ.
МЫ ЕЩЕ УСПЕЕМ КУПИТЬ… (Угадывают: билет? Букет? Обед?)
Оказывается, очень интересно порифмовать, и мы начинаем.
Все, что нужно на обед, сложим мы сейчас в пакет (рулет, паштет, винегрет, штук 5 котлет, конфет). Покупаем все эти вкусные вещи обязательно с прилагательными, склоняем их, определяем состав слов, т. е. выполняем обычные грамматические задания. Потом садимся в вагон, машем всем «до свидания», поем песенку веселых путешественников, смотрим слайды (например, «Самарканд», «Ленинград» - на выбор). Пишем письма домой о нашем путешествии.
Таким образом, у детей вырабатывается осмысленное отношение к одному из основных элементов языка – слову.
Информация о работе Работа над словами с непроверяемыми написаниями