Работа педагога по формированию ценностей здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - охарактеризовать особенности формирования ценностей к здоровому образу жизни.
Основные задачи курсовой работы:
1.Выявить сущность понятий «ценности здорового образа жизни»
2.Рассмотреть понятие «здоровый образ жизни».
3.Проанализировать отношение к здоровому образу жизни школьников сельского поселения на примере МСОУ лицея № 41

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Сущность понятий «ценность здорового образа жизни»

1.2. Сущность понятия «здоровый образ жизни»

2. РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

2.1.Отношение к здоровому образу жизни школьников на примере МСОУ лицея № 41

2.2.Методы формирования положительного отношения к здоровому образу жизни у школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2
Приложение 3

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС Формирование ценностей здорового образа жизни у подростков в образовательном учреждении.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового  образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах.  Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено- и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному.13 И. А. Гундаров и В. А. Палесский констатируют: “Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата”. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.

Познавая себя, прислушиваясь  к себе, мы уже становимся на путь творения здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и  души. В результате этого “душа человека — потемки”. И единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш собственный опыт.

Каждому человеку необходимо поверить в то, что он обладает всеми возможностями для усиления собственного жизненного потенциала, повышения устойчивости к различным болезнетворным, стрессогенным факторам. Таким образом, повышение уровня здоровья связано не с развитием медицины, а с сознательной, разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа личности. Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, сформировать потребность, умение и решимость творить здоровье своими руками за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий.14 “Природа одарила человека совершенными системами жизнеобеспечения и управления, представляющими собой четко отлаженные механизмы, которые осуществляют регуляцию деятельности различных органов, тканей и клеток на различных уровнях в тесном взаимодействии центральной нервной и эндокринных систем. Функционирование организма по принципу саморегулирующейся системы с учетом состояния внешней и внутренней среды дает возможность осуществлять постепенную тренировку, а также обучение и воспитание различных органов и систем в целях увеличения его резервных возможностей”.

Таким образом, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как  расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие  здорового образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным. Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе жизни существуют многие столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАБОТА ПЕДАГОГА  ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ   ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА ЖИЗНИ

2.1.Отношение  к здоровому образу жизни школьников  на примере МСОУ  лицея №  41

В исследовании участвовало 20 учеников в возрасте 11-13 лет МСОУ  лицея № 41. Все учащиеся были отнесены к основной медицинской группе, из них школьников 5 класса – 3 мальчика и 3 девочки, учеников 6 класса – 4 мальчика и 3 девочки, учеников 7 класса – 3 мальчика и 4 девочки.

Всего в школе обучается 237 учащихся.

Нами ставились следующие  задачи:

1. Изучить состояние  здоровья учеников;

2. Выявить уровень  знаний о здоровом образе жизни;

3. Выявить отношение  учащихся к своему здоровью.

Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования:

  1. Медицинское обследование;
  2. Анкетирование с целью выяснения уровня знаний о здоровом образе жизни, отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей.

На констатирующем этапе  мы преследовали цель: выявить причины в отклонении состояния здоровья учащихся.

Обследование проводилось  во второй половине дня, в медицинском  кабинете, при температуре комфорта. Кроме этого, был проведен анализ медицинских карт учащихся.

 

3.2.Методы формирования  положительного  отношения к здоровому образу жизни у школьников

 

Для решения поставленных задач нами был проведен анализ медицинских карт учащихся, включающий в себя оценку состояния здоровья школьников за 2010-2011 учебный год. При этом оценивалось наличие хронических заболеваний по основным системам организма (зрения, нарушения осанки, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, системы дыхания, нервной системы), врожденные аномалии и распределение учащихся по медицинским группам. Потом проводилось сравнение с данными Департамента здравоохранения Костромской области (Приложение 1)

В динамике за 2007-2010 годы выявлена выраженная тенденция к росту по всем классам болезней, кроме болезней эндокринной системы, темп прироста в год составляет от 5,7% (нарушение зрения) до 16,7% (болезни органов дыхания). В 2007 году регистрировались показатели заболеваемости среди школьников, превышающие средние по области в 2 и более раз, в ряде районов. В области сохраняется стабильная тенденция к росту числа детей и подростков с нарушениями зрения, осанки, по сравнению с 2003 годом показатели заболеваемости возросли на 29% и 63,9% соответственно.

Анализ данным медицинских карт представлен в таблице 1. Как мы видим, среди школьников 7 классов процент часто болеющих детей составляет 25%. Учащиеся 6 классов, подверженные частым заболеваниям, отмечаются в 33,3% случаев. Возрастание количества часто болеющих детей сохраняется и в дальнейшем, так в 7 классах процент таких учащихся составляет 45,4%.

 

 

 

Таблица 1

 

Заболеваемость по нозологическим единицам среди учащихся. (в % от общего количества учащихся)

Название нозологических единиц

5 класс

6 класс

7 класс

Часто болеющие дети

25

33,3

45,4

Патология шейного отдела позвоночника

17,8

   

Резидуальные явления ППЦНС 

   

29,5

Неврологические заболевания

60,7

33,3

38,6

Заболевание верхних дыхательных  путей

7.4

44

18,2

Нарушение осанки

39,2

22,2

15,5

Плоскостопие 

7,14

 

11,4

Первичная тубинфекция 

50

11,1

25

Заболевания печени и желудочно- кишечного тракта

14,2

11,1

27,2

Заболевание мочевыделительной системы

7,14

 

9,1

Логопедические нарушения 

46,4

33,3

13,6

Органы зрения

 

22,2

6,8

Заболевание сердечно-сосудистой системы

10,7

11,1

13,6

Другие заболевания 

   

4,5


 

 У 17,8% от общего  количества учащихся 5 классов имеются  патологии шейного отдела позвоночника, у школьников 6-7 классов данной патологии не наблюдается

Данные, полученные в  ходе анкетирования (анкета в приложении 2) показали, что у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы – 50 %; у 80 % учащихся бывает слабость, утомляемость после занятий в школе; наблюдаются жалобы на головные боли беспричинные, после школы - 60%; бывает нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание) – 55%; при волнении отмечается потливость, красные пятна – 35 %; бывает слезливость – 30 % (рис. 1.).

Рис. 1. – Отклонения со стороны нервных процессов

 

Причинами отклонения в  состоянии нервной системы могут  быть:

  • вследствие переутомления насыщенностью учебной программы;
  • учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении;
  • под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов (конфликты в семье, развод родителей, алкоголизм родителей, существенные нарушения суточного режима дня, частая смена школ, школьного коллектива, учителей);
  • изменения связаны также с повышенной реакцией некоторых детей на гормоны в период полового созревания;
  • органические или функциональные нарушения центральной нервной системы могут возникнуть у детей, перенесших родовую травму
  • отсутствие знаний  ОБЖ и навыков здорового образа жизни

Далее на втором месте  у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы  – 45 %, жалобы на боли в животе у 45 %; бывают нарушения стула – 20 %; боли после приема пищи, до еды – 15%; бывает отрыжка, изжога, тошнота – 5 %. (рис. 2.)

 

Рис. 2. – Нарушения со стороны пищеварительной системы

 Нарушения со стороны  пищеварительной системы могут  быть обусловлены:

  • нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания);
  • неправильное соотношение белков, жиров, углеводов;
  • однообразной, низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей);
  • гиподинамией, так как дети большую часть времени проводят в школе, за рабочим столом;
  • стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному перевариванию, плохой усваиваемости пищи;
  • из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота.

На третьем месте  отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы - 22 %; бывают боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение – 45% учащихся; отмечалось повышение артериального давления у 30% детей. (рис. 3.)

 

 

Рис. 3. – Отклонения в ССС у школьников 5-7- классов.

У школьников отмечается вегетососудистая дистония. Развитию сосудистой дистонии способствуют следующие неблагоприятные факторы:

Информация о работе Работа педагога по формированию ценностей здорового образа жизни