Работа социального работника с детьми с противоправным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Все мы согласны с тем, что детская пре-ступность -- одна из острейших проблем се-годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо-ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кобизь.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, мы можем говорить о том, что к настоя-щему моменту в российском законодательстве подготовле-ны предпосылки для появления системной общегосудар-ственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска.

 

В анализируемых документах объектом применения об-щегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную  жизненную си-туацию в соответствии с Федеральными законами «Об осно-вах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соот-ветствии с Законом «Об основах системы профилактики без-надзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки труд-ной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.

 

Необходимо принять во внимание и тот факт, что ука-занные выше три важнейших закона по сути оформляют  контур современного российского социального  законода-тельства, регулирующего вопросы  оказания социальной помощи и организации  социальной работы с населением, в том числе и с детьми.

 

Несомненно, позитивным является определенная поня-тийная общность этих законов. Трудная  жизненная или социально опасная  ситуация рассматривается в этом слу-чае как единое основание  для организации специальных  действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.

 

Трудной жизненной ситуацией считается  такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзор-ность; малообеспеченность; безработица; отсутствие опре-деленного места жительства; конфликты и жестокое обра-щение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.

 

При этом детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие не-достатки в психическом и/или физическом развитии; дети -жертвы вооруженных и межнациональных конфлик-тов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных пересе-ленцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных уч-реждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные об-стоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

 

Именно по отношению к трудности  ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и  учреждения, в том числе и образования, должны пред-принимать необходимые  действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.

 

В то же время три названных социальных закона рас-сматривают фактически по единому  основанию различно-го объекта - потенциального клиента.

 

Закон «Об основах социального  обслуживания населе-ния» выделяет, в  первую очередь, в качестве объекта несо-вершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населе-ния России - социальные услуги.

 

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» опи-сывает в основном положение несовершеннолетнего - уче-ника или учащегося какого бы то ни было образовательно-го учреждения, инструментом помощи которому выступа-ют собственно образовательные услуги и программы уч-реждения, системы образования в целом.

 

Закон «Об основах системы профилактики...», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно  к его образовательному или социальному  статусу, но провозглашает защиту его  прав в контексте за-дач профилактической работы. Именно поэтому законода-телем вычленены в Федеральном законе «Об основах сис-темы профилактики...»специфические признаки групп де-тей - объектов профилактической работы, а именно:

 

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

 

беспризорный- безнадзорный, не имеющий  места жиельства и/или места пребывания;

 

несовершеннолетний, находящийся  в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или  здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспита-нию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

 

- семьей, находящейся в социально  опасном положении, считается  такая семья, где дети находятся  в социально опасном положении,  а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержа-нию и/или отрицательно влияют на их поведение либо же-стоко обращаются с ними.

 

Принципиально с точки зрения закона выделение и бо-лее частных параметров возможного объекта профилакти-ческой работы. В соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы профилактики...», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:

 

безнадзорные или беспризорные;

 

занимающиеся бродяжничеством  или попрошайничеством;

 

содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения  родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждения-х для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации;

 

употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

 

совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

 

совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

 

освобожденные от уголовной ответственности  вслед-ствие акта об амнистии или  в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем при-менения принудительных мер воспитательного воздействия;

 

не подлежащие уголовной ответственности  в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психичес-ком развитии, не связанного с психическим расстройством;

 

обвиняемые или подозреваемые  в совершении пре-ступлений, в отношении  которых избраны меры пресече-ния, не связанные с заключением под стражу;

 

условно-досрочно освобожденные от отбывания на-казания, освобожденные  от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

 

получившие отсрочку отбывания  наказания или от-срочку исполнения приговора;

 

освобожденные из учреждений уголовно-исполни-тельной системы, вернувшиеся из специальных учебно- воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и/или нуждаются в социальной по-мощи и/или реабилитации;

 

осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести  и освобожденные судом от наказания  с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

 

осужденные  условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или  иным мерам наказания, не связанным  с лишением свободы.

 

При этом профилактика безнадзорности и правонару-шений  несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, на-правленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, право-нарушениям и антиобщественным действиям несовершен-нолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуаль-ной профилактической работой с ними и их семьями, на-ходящимися в социально опасном положении.

 

Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененным  ново-введением, является представленная в законе индивиду-альная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с деть-ми группы риска.

 

Индивидуальная  профилактическая работа - деятель-ность  по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально  опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

 

Введение  института индивидуальной профилактичес-кой  работы - явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии.

 

Впервые в  российской практике взаимодействия с  деть-ми группы риска предусмотрена  и определена мера ответ-ственности лиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Законом декларируется невмеша-тельство в жизнь семьи, уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.

 

Впервые за многие годы профилактической работы при-оритеты наказания и  ответственного воздействия на ре-бенка, несовершеннолетнего, совершившего противо-правные действия, уступили место социально-педагоги-ческой работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, анти-общественные.

 

Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться пол-ноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.

 

Таким образом, введение института  индивидуальной про-филактической  работы решает как минимум две  задачи:

 

организация адресной работы с детьми, которые дей-ствительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,

 

защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

 

Все вышеприведенные размышления  дают однознач-ный ответ на вопрос об объекте общегосударственной  тех-нологии работы с детьми группы риска.

 

Выделенные особенности и противоречия характеризу-ют особенности выбора объекта общегосударственного под-хода в профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государ-ством и обществом целостно.

 

В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ве-домственная  разобщенность в решении этих проблем иг-рает крайне негативную роль.

 

В современной психолого-педагогической и социальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимос-ти оформления целостной социальной политики в отноше-нии несовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции и государственной политики детства.

 

Перед специалистом в сфере профилактики и социаль-ной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государствен-ного подхода в решении проблем несовершеннолетних, по-иск таких форм работы, которые обеспечивали бы успеш-ность социального развития ребенка.

 

Определенная противоречивость общегосударственно-го подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования пози-ций и  организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием ребенка.

 

Это аксиома социального взаимодействия.

 

Коль скоро социальное законодательство по целям совпада-ете ведущей  категорией социальной педагогики - социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько пере-чень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правона-рушений, представленным в законодательстве.

 

В соответствии с текстом Закона «Об основах системы профилактики...»  к субъектам системы отнесены:

 

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их

прав, образуемые в порядке, установленном  законодатель-ством Российской Федерации  и законодательством субъек-тов  Российской Федерации;

 

органы управления социальной защитой  населения;

 

органы управления образованием;

 

органы опеки и попечительства;

 

органы по делам молодежи;

 

органы управления здравоохранением;

 

органы службы занятости;

 

органы внутренних дел.

 

В тексте закона предусмотрительно  разведены функции и полномочия органов управления и учреждений, служб на-званных выше профильных государственных и местных органов власти. Таким образом, с одной стороны, с точки зрения государственного управления в число субъектов си-стемы включены все управленческие органы, реализующие те или иные функции по работе с детьми и несовершенно-летними. С другой стороны, в составе субъектов не просмат-риваются семья и организации, представляющие ее инте-ресы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений и организаций граждан, реа-лизующих целевые программы работы с детьми, в том чис-ле с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.

Информация о работе Работа социального работника с детьми с противоправным поведением