Работа социального работника с детьми с противоправным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Все мы согласны с тем, что детская пре-ступность -- одна из острейших проблем се-годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо-ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кобизь.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы  и процедуры, согласовываемые с  ведущи-ми законами педагогической деятельности, предусматри-вающие функции и задачи социально-педагогической реа-билитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.

 

В то же время законодательство ярко отражает картину динамики общественных и научных взглядов на проблемы детского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:

 

с одной стороны, сам по себе государственный  подход претендует на целостность разрешения проблем детей и защиты их прав;

 

с другой стороны, законодатель так и не определил, в

какой сфере социальной практики должна профессиональ-но осуществляться комплексная  работа с детьми, нуждаю-щимися в  помощи и поддержке со стороны  государства.

Какое из направлений государственной  социальной поли-тики может реализовать  декларированные в законах прио-ритеты защиты прав несовершеннолетних?

 

Вновь, как это неоднократно было в российской истории, идеи социальной работы захватывают умы и сердца людей, готовых заниматься ею добросовестно  и профессионально.

 

В то же время официального признания социальной ра-боты в качестве самостоятельного направления и инстру-мента социальной политики государства до настоящего времени не произошло. Органы и учреждения, специалис-ты, призванные законодателем осуществлять ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязаннос-ти в пределах профилактической работы, объективно за-щищают права несовершеннолетних, но ограничены в ре-шении этих задач масштабом и объемом профилактики.

 

В то же время только в рамках профессионально  органи-зованной социальной работы можно максимально эффек-тивно провести адресную диагностику проблем клиента -ребенка - и предложить необходимый в каждом конкрет-ном случае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.

 

По целям система профилактики и государственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектов сис-темы (читай: список носителей профессиональных инст-рументов решения детских проблем) и носителей техно-логии открытой социальной работы с ребенком крайне невелики.

 

При этом управленцам хорошо известно, что именно но-сители профессиональных технологий определяют содер-жание  идеологии, воспроизводимой в результате их дея-тельности. В спроектированном государственном подходе существует определенная, заложенная самим законодате-лем, опасность. Система может воспроизводить в качестве результата не столько статистику позитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных или социально опас-ных ситуациях, сколько набор и перечень действий, мер, проводимых субъектами системы профилактики примени-тельно не к конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.

 

При этом законодатель по сути противопоставил  выст-роенную систему профилактики и Комиссию по делам не-совершеннолетних в этой системе. Комиссия, с одной сто-роны, призвана защищать права несовершеннолетних, а с другой - выполнять специфическую профессиональную функцию - социальную работу. Таким образом, по замыслу создателей государственной технологии профилактики, именно Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выполнить роль координатора, «конкретизатора», органи-затора и контролера эффективного сопровождения ребенка.

 

Глава 2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправным поведением

 

2.1. Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением

 

Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, раз-работанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия  в нашей стране широко развернулись психолого-педагоги-ческие исследования по этой проблеме. Наибольшую изве-стность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указыва-ет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.

 

Представители первой группы характеризуются  на-личием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгои-стичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя прису-щее им упорство в достижении поставленной цели, стрем-ление к первенству, частично осознанное чувство их со-циальной неполноценности.

 

Ко второй группе относятся подростки  с деформиро-ванными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключает-ся в изменении обстановки и привычных форм поведе-ния, высказывании доверия к ним, одобрении их дости-жений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.

 

У подростков третьей группы наличествуют как дефор-мированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние  не стали регуляторами их поведения. Эго-изм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступ-ки. Полезной для них в воспитательном отношении яв-ляется ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоут-вердиться.

 

К четвертой группе можно отнести  не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными това-рищами подростков. Представители этой группы -- слу-чайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчи-вы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включе-нию в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический конт-роль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.

 

Рассмотрим способы социально - педагогической коррекции агрес-сивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настой-чиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллекти-ва учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонару-шителей требуется выдержка, умение терпеливо и на-стойчиво объяснить неправильность их взглядов и пове-дения, переубеждать и открывать для молодежи достой-ные и увлекательные жизненные перспективы.

 

Агрессивность может проявляться  у школьников средних классов  в стычках между отдельными группа-ми. Спор между проживающими по соседству подрост-ковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать. Для пре-дотвращения подобных действий рекомендуется органи-зация совместных массо-вых мероприятий, объединяющих подростков из сосед-них дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное уча-стие лидеры этих дворовых групп подростков.

 

С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отноше-нию к пострадавшему и сформировав правильное содер-жание понятия «честность» как важной личной и граж-данственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвида-ции педагогической запущенности такого школьника.

 

Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег  на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему  глубоко и серьезно задуматься над непра-вильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию проти-воправности таких действий. Требуется также, чтобы под-росток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удов-летворить указанные выше потребности.

 

2.2.Анализ деятельности учреждения

 

 

Работу социального педагога с  несовершеннолетними - правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.

 

Сегодня к жизни в Майкопской воспита-тельной колонии приспосабливаются 33 под-ростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН России по РА Ирина Алексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.

 

Здесь находятся такие как Сергей, который убегал из дома, воровал, ню-хал  клеи, в 9 лет прибился к бомжам и  устро-ился вместе с ними жить на кладбище. Отыс-кал себе перину, соорудил шалаш.

 

Другой пример «теплых отношений» отцов и детей -- жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрас-тают еще двое -- четырех и двух лет. Мать найти работу не может, семья в прямом смыс-ле слова голодает. И просит убитая горем ро-дительница единственного кормильца за ре-шеткой: как освободишься, придумай что-ни-будь, но деньги достань. Где он будет доста-вать, и так понятно.

 

В общем, тех, кто попадает в колонию, труд-но назвать обычными детьми. Некоторые из них в силу своего «подзаборного» существо-вания не знают элементарных вещей, не обучены грамоте. А в умственном и фи-зическом развитии лет на пять отстают от сво-их благополучных сверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по телевизору мультики и смеялись как 5-летние дети. Кто-то при-шел в восторг от того, какая это удобная вещь -- подушка, дивился белому постельному бе-лью, банным дням 2 раза в неделю, кто-то пер-вый раз в жизни наелся досыта. Такие вот со-циальные маугли, живущие по законам чело-веческих джунглей. Неудивительно, что все ра-ботники Майкопской колонии в голос призна-ются: работа с подростками самая трудная, по-скольку в силу переходного возраста и неус-тойчивой психики они взрывоопасны.

 

 Проголодавшийся Сер-гей 16-ти  лет с особой жестокостью убил  ба-бушку и забрал на пропитание 73 рубля. Та-кая теория социальной  справедливости или, проще говоря, «естественный отбор», для них  вполне приемлемы. 17-летний Олег  совершен-ное убийство называет не иначе как «бедой», приключившейся по недоразумению. И «нор-мальная жизнь закончилась» для него не в тот момент, когда свершилось непоправимое.

 

В них сидит не просто накопивше-еся  отчаяние, горечь непонимания, тоска  от не-нужности, но и нездоровый эгоцентризм, кото-рый не прошибут никакие гуманистические ак-сиомы. О том, как можно жить по-человечески, не грабя и не убивая, понятие очень слабое, вызывающее нигилизм. Так что задача персо-нала ВК, как не раз подчеркивали сами работ-ники колонии, это не тюремное наказание, а

 

реабилитация ребенка после  того дна, на котором он пребывал, обучение новым правилам человеческого общежития. Получается пара-докс -- учить жизни  в обществе в изоляции от самого общества. Но такова сегодня система  «перевоспитания» падших, а педагоги и воспи-татели стремятся выполнить эту сверхзадачу.

 

Попытки наставить малолетних преступни-ков  на путь истинный часто оцениваются  об-ществом одной фразой -- «горбатого могила исправит».

 

Но работники колонии в это  не верят. Они стараются помочь подросткам.

 

Помогают им предста-вители Духовного  управления мусульман РА :нодарского края, Майкопской и Ады-гейской епархии  Русской православной церк-ви, которая  входит в состав попечительского  совета. Еженедельные духовные беседы с от-цом Георгием у многих ребят вызывают не-поддельный интерес.

 

Большинство их них в прошлой  жизни не только не умели учиться  или работать, но и отдых их можно  назвать специфическим: уко-лоться, надышаться, напиться и забыться. Педагоги и воспитатели стараются изменить понятие « свободное время». Для воспитанников организуется спортивные секции, кружки по инте-ресам.

 

Ребята теперь учатся в школе  и осваива-ют в ПТУ 2-3 «хлебные»  профессии, по плану воскресного  дня с удовольствием играют в  бас-кетбол и футбол, сражаются в шахматы. Тра-диционным для МВК стало участие во все-российских спортивных соревнованиях «Звез-ды надежды», проводимых во всех ВК страны Детским социальным фондом «Республика Спорт» совместно с ФСИН, при участии Феде-рального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Оказывается, дети остаются детьми, даже преступив закон. Все равно в тайниках души живет тяга к прекрасному. И пусть к новогоднему празднику с трудом уда-ется запомнить слова и мотив детской песен-ки «В лесу родилась елочка» и выучить четве-ростишье, да и загадки даются с трудом, зато сколько удовольствия приносит президентский сладкий подарок и хоровод вокруг пушистой елки, купленной на рынке лично заместите-лем начальника МВК по воспитательной ра-боте. Здесь царят особая радость и несколь-ко иное понятие Нового года (сколько еще «мотать» осталось?).

 

За 6 месяцев до ос-вобождения отправляется запросы в службу за-нятости по месту жительства. Оттуда получа-ют справку-обязательство о том, что  подрос-ток включен в список соискателей, но и толь-ко.

 

У воспитателей колонии есть программа, по которой они с работют с  несовершеннолетними.Она дает возможность  воспитателю не делить детей на "плохих" и "хороших", у каждого из них  имеются "хорошие" и "плохие" стороны. У детей, находящихся в колонии, часто нарушено равновесие между "хорошими" и "плохими" сторонами: преобладают плохие. Но у каждого ребенка есть и хорошие стороны. Задача воспитателя, оказывающего ребенку помощь, - увеличить количество хороших и уменьшить количество плохих сторон. Для этого необходимо знать, какие сильные стороны у подростка имеются и в чем он отстает. С этой целью воспитатели должны иметь диагностическую карту развития качеств подростка данного возраста. Диагностическая карта разрабатывается психологом совместно с воспитателем. На основании анализа выделяются пункты для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можем помочь ребенку, чтобы он лучше мог функционировать в своем окружении. Все специалисты - воспитатель, психолог, социальный педагог - выделяют для себя те направления работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительную сторону.

Информация о работе Работа социального работника с детьми с противоправным поведением