Работа со словом в художественном произведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы выражается в том, что художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Народная мудрость «Книга – источник знаний» целиком и полностью оправдывает себя. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Как писал Ю.П. Казаков: «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, – если хоть в малой степени есть, – то не заслуга ли это в первую очередь и великой литературы?»

Вложенные файлы: 1 файл

Работа со словом в художественном произведении.docx

— 59.95 Кб (Скачать файл)
    • углублять свои знания в области познания (новая информация);
    • учиться гибкости в организации учебной деятельности;
    • строить новые отношения с учащимися.

Важное в этой технологии:

    • Идет процесс развития навыков, а не дается информация.
    • Создается обучающая среда – атмосфера доверия, право иметь и высказывать свою точку зрения.
    • Ученикам дается больше свободы, они больше думают, смелее высказывают свое мнение и выслушивают мнение других.

Технологию РКМ невозможно применять успешно, если не придерживаться следующих принципов:

    • сотрудничество;
    • взаимная ответственность;
    • отказ от обладания истиной;
    • активное общение;
    • рефлексия.

Эти принципы в совокупности формируют человека, наделяют его качествами, необходимыми в жизни».

Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.

Технология РКМ – серьезная помощница в достижении этих задач.

Чтение с остановками

(читаю – думаю –  рассуждаю)

Главное: – уважение к ученику; воспитание толерантности (твое мнение для меня важно).

Следует учитывать:

      • текст не должен быть знаком;
      • текст заранее делится на части по смысловому единству (4 – 6 остановок);
      • задания и вопросы формулировать с учетом уровня познаний;
      • чтение и обсуждение отрывков текста должно сопровождаться прогнозом развития сюжета.

Три стадии технологии РКМ.

Вызов Мотивационная функция (конструирование предполагаемого текста по опорным слова, обсуждение заглавия и прогноз содержания).

Осмысление содержания Информационная функция (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен вопрос – прогноз: «Что будет дальше и почему?»

Рефлексия Текст – единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы: дискуссии, поиск, эссе, синквейн, кластер.

Вызов.

      • Давать учащимся возможность размышлять.
      • Принимать различные их мнения и идеи.
      • Способствовать активности учащихся.
      • Убеждать учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

Стадия осмысления.

      • Осуществляется контакт с текстом.
      • Акцентируется внимание на поиск ответов на возникшие вопросы.
      • Сопоставляется информация с уже имеющимися знаниями.
      • Обращается внимание на неясности.
      • Прогнозируются события текста.

Стадия рефлексии.

      • Фокусирование мнения: взвешивание – оценка – выбор.
      • Формирование собственного знания.

Предполагаемые варианты.

Стадия вызова.

Как вы думаете, к каждому человеку приходит такое чувство, как любовь?

А какой она бывает?

(И.С. Тургенев «Ася»)

Любите ли вы сказки? А что вы о них знаете? Для чего их создают?

(т. «Русские народные  сказки»)

В. Распутин «Под небом ночным».

Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Стадия осмысления.

(требует постановку вопросов  разного типа)

Уточняющие:

«То есть ты считаешь, что:?»

«Если я правильно понял, то:?»

«Ты действительно думаешь, что :?»

Интерпретационные (объясняющие):

«Почему:?»

«Почему Андрей Соколов усыновил Ваню?»

Творческие («бы») – требуют предположения.

«Что изменилось бы :?»

«Как вы думаете, что могло бы :?»

Оценочные:

«Почему это : так, а это : вот так?»

Практические:

«Как бы вы поступили на месте :?»

«Где в обычной жизни можно наблюдать подобное?»

Стадия рефлексии.

1. Организовать дискуссию  или обсуждение.

«Этого ли мы ожидали?»

«Почему так :?»

2. Написание творческой  работы (эссе). «Эссе – поток сознания, перенесенного на бумагу». Это  художественная форма размышления.

«Сбылись ли ваши предположения :?»

«Как, по-вашему, сложится жизнь:?»

«Что тронуло меня больше всего :?»

«Как связываются события произведения с сегодняшним днем :?»

3. Синквейн – творческое  самовыражение, последовательная «лесенка»  из 5 строк:

1 строчка – 1 слово (заявляется  тема, предмет).

2 строчка – 2 прил. или  прич. (характеристика предмета).

3 строчка – 3 глагола (действия, характеризующие предмет).

4 строчка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора  к предмету.

5 строчка – 1 слово (синоним  к 1-ому), обобщающее или расширяющее  смысл предмета.

Мир.

Радостный, счастливый.

Созидает, рождает, радует.

Мир – продолжение жизни людей.

Счастье.

4. Кластер («гроздь») – выделение  смысловых единиц текста графически.

      • систематизирует материал;
      • исправляет неверные предположения;
      • устанавливает связь между блоками.

«Главное для учителя литературы – это найти возможность помочь ученику не изучить художественное произведение, а прожить драгоценные минуты урока с ним и в нем. Надо стремиться эмоционально «зацепить школьника», вселить в него уверенность, убедить в том, что его мнение меня волнует, оно мне интересно – вот тогда художественный текст, этот волшебный ключик, хотим мы того или нет, будет воздействовать на личность. И влияние будет очень индивидуальным и даже изобретательным».

Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.

Ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст.

«Задача учителя – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого слова, каждого знака препинания. 45 минут урока мы проживаем вместе с Паустовским и Толстым, Булгаковым и Распутиным: В этом особенность нашего предмета литературы. А более плодотворно и результативно прожить помогает применение технологии РКМ. Это уникальное воздействие на формирование личности школьника».4

 

1.3 Лингвистический анализ художественного текста

«Одной из задач во время обучения на уроках литературы является овладение детьми определенной системой филологических понятий, которые помогают осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста. Один из путей проведения уроков: анализ – это путь к синтезу художественного произведения, к восприятию его целостной художественной системы, в которой все элементы связаны и взаимозависимы».

«Комплексный анализ предполагает анализ художественного текста на разных уровнях его структуры: идейно-содержательном, композиционном, лингвистическом, с точки зрения позиции автора и общекультурного контекста и т.д. навык такого анализа должен разрабатываться не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, на которых, конечно больше внимания уделяется лингвостилистическому анализу».5

На уроках русского языка наряду с традиционными тренировочными упражнениями, в которых лингвистический анализ текста сводится в основном к опознаванию языковых явлений (определи часть речи, установи состав слова, подчеркни члены предложения и т.п.), в учебном комплексе под редакцией Бабайцевой, в частности «Русской речи», есть специальные параграфы, при изучении которых обобщаются изобразительно-выразительные особенности слов определенных частей речи, проводятся наблюдение над использованием грамматических категорий в художественном тексте, приводятся упражнения, иллюстрирующие определенные выразительные средства языка (сравнение, метафора, олицетворение, гипербола и т.п.).

Эти же тропы мы рассматриваем на уроках литературы.

«Анализируем текст отдельного произведения (иногда двух в сопоставлении) с целью выяснения наиболее ярких образных языковых средств, которые использованы автором. Так мы постепенно подходим к комплексному анализу художественного текста, который выглядит примерно так:

1. выяснение фонетико-интонационных  особенностей текста, приемов звуковой  его инструментовки (на этом этапе  полезно прослушивание профессионального  чтения – аудиозаписи (или несколько  вариантов), например в 4 классе, благодаря интерактивной доске, прослушали три варианта прочтения басни «Ворона и лисица» И.А. Крылова.

2. анализ экспрессивных  средств словообразования.

3. лексические образные  средства.

4. грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления  изобразительности текста

5. особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления  текста.

Особую роль в представлении живого характера языка играют слова с трансформированным (смещенным) значением: «Коридорыдо бесконечности», «показывают разные удивления», «отчего в тебе такое бесчувствие?». С точки зрения специфики сказового повествования смещенное употребление уместно потому, что оно создает иллюзию «непричесанной» народной речи: «Зачем государь под такой случай англичан сожалел!», «новое удивление подстроили». Аналогичную роль играет употребление слова с замещенной приставкой: «это безрассудок».

Особый колорит придает сказу Лескова употребление заимствований.

Активны искаженные заимствования: под валдахином, Аболон, мантоны, Мортимерово (ружье), пистоля; причем, как русские, так и заимствованные слова могут употребляться с нарушениями и грамматической, и стилистической нормы: «Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит», «на точку вида поставил».

«Особенно ярко национальный языковой характер проявляется в фактах народной этимологии, отразившихся в лесковском сказе:двухсестную, поведерский, мерблюзьи, непромокабли, Канделябрия. Особая разновидность новообразований – контаминированные новообразования: бюстры (бюсты+люстры), буреметры (буря+ барометры)».

В результате создается образ подвижного, выразительного, «непричесанного» – именно живого языка, который только и мог отразить неповторимо богатый, парадоксальный, непредсказуемый характер русского человека.

Таким образом, уже в начальном звене общеобразовательной школы рассмотрение художественного произведения как феномена словесного искусства в единстве его формы и содержания позволяет постепенно познакомить учащихся с основными принципами комплексного (лингвопоэтического) анализа художественного текста, научить постигать неисчерпаемое содержание художественного произведения, опираясь на анализ его языковых форм, способствовать повышению уровня речевой и читательской культуры учащихся на основе углубленного изучения поэтики слова и развивать исследовательские, творческие способности учащихся.

 

2. Общие принципы работы со словом на уроках литературного чтения

 

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего.

При анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

 

 

3. Техника работы со словом на уроках литературного чтения

 

3.1 Словарная работа на уроках чтения

Обогащения словаря учащихся осуществляется при изучении грамматики в процессе работы над текстом на уроках чтения.

Информация о работе Работа со словом в художественном произведении