Работа со словом в художественном произведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы выражается в том, что художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Народная мудрость «Книга – источник знаний» целиком и полностью оправдывает себя. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Как писал Ю.П. Казаков: «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, – если хоть в малой степени есть, – то не заслуга ли это в первую очередь и великой литературы?»

Вложенные файлы: 1 файл

Работа со словом в художественном произведении.docx

— 59.95 Кб (Скачать файл)

Формирование возможностей речевого общения школьников предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача учителя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.       

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления. Обладая развитой речью, ученик начальной школы, будет лучше готовым к среднему звену. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития  речи детей.

Чтение способствует развитию словесно-логической и образно-эмоциональной памяти.

При достижении поставленной цели курсового исследования были решены следующие задачи:

 1. Была проанализирована методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

2. Рассмотрены понятия «работа над словом» в педагогической литературе.

3. Проведен анализ особенностей и видов работы над текстом, словом.

4. Определена польза работы, над словом в художественном произведении, для понимания прочитанного.

В ходе чтения развивается умение членить текст на смысловые куски и определяется связь между ними, находить опорные слова, предложения, группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте, что помогает понять смысл текста.

Таким образом, умение проводить работу над текстом, во многом способствует пониманию прочитанного, что доказывает гипотезу, построенную мной в начале исследования. Цель работы достигнута.

Задача учителя литературы безмерно сложна. Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованием программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути.

Ещё Гёте считал: «Мыслить-судить, наслаждаясь текстом, и наслаждаться, рассуждая».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Айзерман Л.С. Уроки русского языка и уроки литературы. Из опыта работы над сочинениями в 4-5 классах // Межпредметные связи в преподавании русского языка. Пособие для учителей (3-е издание, переработанное и переизданное)/ М.: Просвещение, 2007,- 68с.
  2. Болотнова Н.С. Слово в образной перспективе художественного произведения // Вопросы стилистики/ Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2008. -211с.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит: методическое пособие (2-е изд. Переработанное и дополненное)/ М.: Просвещения 2001. -184с.
  4. Действенность художественного слова: методическое пособие (3-е изд. Дополненное и переизданное)/ Отв. ред. Е.В. Шпилевая/ Киев: Киев, 2009. -201с.
  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации: учебное пособие/ М.: Эксмо, 2002. -240с.
  6. Образовательная система «Школа 2100»/ М.: Баллас, 2004. -458с.
  7. Перспективная начальная школа: методическое пособие/ М.: Академия, 2006. -127с.
  8. Пономарева А.Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход // Русский язык в школе/ М.6 ИНФРА-М, 2002. -92с.
  9. Развитие творческой активности школьников//Под ред. А.М.Матюшкина/ М.: Педагогика, 2001. -127с.
  10. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика: методическое пособие/ М. Педагогика 1998. -381с.
  11. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: методическое пособие/ М.: Просвещение, 2006. – 204с.
  12. Учебно-методический комплекс для четырехлетней начальной школы/ Смоленск: Прогресс, 2003. –132с.

1 Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит: методическое пособие (2-е изд. Переработанное и дополненное)/ М.: Просвещения 2001. –С. 47.

2 Айзерман Л.С. Уроки русского языка и уроки литературы. Из опыта работы над сочинениями в 4-5 классах // Межпредметные связи в преподавании русского языка. Пособие для учителей (3-е издание, переработанное и переизданное)/ М.: Просвещение, 2007,- С.33

3 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации: учебное пособие/ М.: Эксмо, 2002. –С.121

4 Развитие творческой активности школьников//Под ред. А.М.Матюшкина/ М.: Педагогика, 2001. –С.91

5 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации: учебное пособие/ М.: Эксмо, 2002. –С.136

6 Болотнова Н.С. Слово в образной перспективе художественного произведения // Вопросы стилистики/ Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2008. –С.82


Информация о работе Работа со словом в художественном произведении