Работа с родителями в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:46, реферат

Краткое описание

В докладах, беседах, на консультациях воспитатели показывают роль игр, труда и других видов детской деятельности в формировании личности ребенка, рассказывают, как организуются они в детском саду, что целесообразно делать дома.
Особого внимания требует система в работе с теми родителями, дети которых приняты в старшую группу недавно или пришли после длительного перерыва; с семьями, вызывающими тревогу. Индивидуальные беседы с ними могут быть проведены и непосредственно в семье.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат тирская.docx

— 30.15 Кб (Скачать файл)

  Возраст от 5 до 6 лет — новый важный этап в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Между тем изменение структуры школы и перестройка ее работы повышают значение данного возрастного этапа, готовящего ребенка к поступлению в школу, с одной стороны, с другой — обеспечивающего его дальнейшее развитие и воспитание.

Используя разные формы педагогического  общения, необходимо разъяснить родителям, что воспитание пятилетних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти новые возможности. Успехи их ребенка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную (игра, труд, обучение на занятиях) деятельность, основной задачей которой является воспитание начал общественной направленности, накопление опыта коллективной жизни. Программа, методы обучения на занятиях постепенно приобретают характер учебной деятельности.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

С первых дней нового учебного года воспитатели группы на чинают работать в тесном контакте с семьей. При этом они руководствуются годовым планом детского учреждения, конкретизируя его в соответствии с задачами воспитания и особенностями детей своей группы. В первую очередь надо ознакомить отцов, | матерей, других членов семьи с тем, какие задачи стоят в текущем году по воспитанию и обучению детей шестого года жизни, какими методами и в каких формах они будут решаться.

В большинстве  семей своих воспитанников педагоги побывали уже не один раз, поэтому  теперь целесообразнее уделить большее  внимание тем формам, которые обеспечивают возможность одно- | временного общения  с коллективом родителей: собрания, выставки, беседы и др.

Не позднее  октября намечается первое групповое родительское собрание. Тема его может быть следующей: «Старший дошкольный возраст — какой он? (задачи и особенности воспитания детей от 5 до 6 лет)». В процессе подготовки к собранию оформляется стенд. На нем, кроме общих материалов — о режиме детей в группе и дома, о содержании повседневной деятельности детей и т. п. помещаются и специальные по теме предстоящего собрания, например задачи воспитания детей на шестом году жизни (выписка из программы воспитания в детском саду), статья о специфике методов воспитания и обучения, описание одного конкретного дня ребенка в группе, дома и т. п..

На втором собрании (январь-февраль) можно обсудить тему «Развитие познавательной деятельности детей», ибо целенаправленная работа с ребенком 6-го года жизни явится хорошей основой для подготовки к школе.

На заключительном собрании (май) обычно анализируются трудности, которые приходилось преодолевать в ходе воспитательно-образовательной работы, выявляются их причины, намечаются основные задачи для следующей ступени. Доклад можно назвать, например, так: «Чего достигли наши дети к концу шестого года жизни?»

В промежутках  между собраниями (в повестке дня  которых главным является обсуждение педагогических вопросов) организуются коллективные и индивидуальные беседы, консультации, осуществляются другие формы работы. Если возникает необходимость, воспитатели проводят еще одно групповое собрание где- нибудь в середине учебного года.

Готовясь к родительскому  собранию на тему «Воспитание у детей познавательных интересов», хорошо пригласить родителей на просмотр занятий, которые позволяют наглядно показать отцам и матерям, как нужно развивать интерес детей к природе и окружающим общественным явлениям.

      Правильно  поступают воспитатели, которые  стремятся показать родителям все стороны жизни детей и просят поделиться впечатлениями.

К собранию рекомендуется  устроить выставку детских работ- поделок, а также наглядно показать родителям, какое оборудование по труду можно иметь для ребенка дома.

По окончании собрания воспитатель предлагает вниманию родителей  проект рекомендаций. В нем отмечаются достижения в воспитании у детей  группы положительного отношения к  труду, а также недостатки, обозначаются пути их преодоления, подчеркивается роль семьи в этом процессе.

Принятое собранием решение  должно стать для родителей неукоснительным руководством к действию, а воспитатель осуществляет контроль за его выполнением, оказывая семье необходимую помощь.

Хорошо при последующем  оформлении уголка для родителей  дать краткую информацию о том, как  выполняются решения собрания: привести факты, положительные примеры воспитания у ребенка правильного отношения к труду в семьях, где ранее эта работа не велась или велась недостаточно.

Было бы полезным для родителей  детей старшей группы провести собрание на тему «Воспитание познавательных интересов у детей». Педагог найдет достаточно содержательный материал в литературе, позволяющий полно осветить методику развития у ребят интереса к природе, явлениям общественной жизни, труду взрослых.Подводя итоги учебного года, воспитатели группы готовят доклад (педагогическую беседу) для заключительного собрания родителей на тему «Чего достигли наши дети к концу 6-го года жизни?».

Педагог очень кратко напоминает задачи воспитания детей в старшей  группе, затем на конкретных примерах показывает достижения детей группы и обязательно каждого ребенка. Здесь особенно важно проявить педагогический такт: подчеркнуть как можно больше положительного в развитии каждого и указать на имеющиеся недостатки.

              Особого внимания потребуют так называемые «трудные» семьи. Опыт показывает, что с членами этих семей целесообразно поговорить за несколько дней до собрания, помочь им самим проанализировать, какие достижения и какие пробелы есть у их детей, чтобы родители стали участниками обсуждения, а не встречали справедливые замечания педагога «в штыки».

            В рекомендациях собрания отмечаются положительные результаты работы в течение года, подчеркивается роль совместной деятельности детского сада и семьи в повышении ее качества, а также указываются недостатки, их причины, помешавшие реализации в полной мере задач воспитания детей старшей группы.

 

Беседы.,консультации

Проведение групповых  и индивидуальных бесед и консультаций  заранее планируются.

Целесообразно объединять родителей, имеющих хороший опыт по обозначенным вопросам, и тех, кто испытывает трудности.

          Темы бесед могут быть примерно такими:

  1. Особенности конструктивной деятельности детей и ее значение для их умствеинвго развития.
  2. Кино и телевидение.
  3. Книга в семье.
  4. У каждого ребенка должно быть любимое занятие.
  5. Экскурсии и прогулки в природу.
  6. Выходной день в семье.

В докладах, беседах, на консультациях воспитатели показывают роль игр, труда и других видов детской деятельности в формировании личности ребенка, рассказывают, как организуются они в детском саду, что целесообразно делать дома.

          Особого внимания требует система в работе с теми родителями, дети которых приняты в старшую группу недавно или пришли после длительного перерыва; с семьями, вызывающими тревогу. Индивидуальные беседы с ними могут быть проведены и непосредственно в семье.

Приведем примерные темы таких консультаций в старшей  группе:

  1. О правильной осанке детей.
  2. Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка.
  3. Воспитание эстетических чувств и отношений.
  4. О детских играх и их содержании.
  5. Воспитание самостоятельности.
  6. От чего зависит родительский авторитет.
  7. Чтобы ребенок не обманывал.
  8. Воспитание организованного поведения.

Например может быть проведена  консультация на тему «О правильной осанке детей». Ее проводят совместно воспитатель и медицинский работник.

Выбор данной темы консультации обусловлен причинами:  необходимость выработки у будущего школьника правильной осанки.

К консультациям  может  оформлятся папка-передвижка, содержание которой составляют: а) изображение ребенка с правильной осанкой и отклонениями от нормы; б) примерный перечень корригирующих упражнений для детей старшего дошкольного возраста с описанием методики проведения и желательно с фотографией, передающей эти движения; в) советы родителям об организации дома условий, предупреждающих образование неправильной осанки.

            Проводя заранее запланированную беседу на ту или иную тему, воспитатель должен отчетливо представлять себе, что одноразовый разговор не может дать ощутимого результата. Чтобы родители овладели соответствующими знаниями, с другой, педагог систематически проводит индивидуальные беседы. Индивидуальные беседы проводятся, конечно, и по более частным текущим вопросам. Чтобы вызвать у родителей доверительное отношение к педагогу.

 

Уголки для родителей

           В работе с родителями воспитатель широко использует наглядность. Прежде всего это уголок для родителей. В нем должно быть отражено содержание работы с родителями на относительно длительный период и на ближайшее время (например, 3—4 недели). Вот примерно как может оформляться уголок последовательно в течение нескольких месяцев.

Как правило, в начале года (сентябрь) в нем помещаются следующие материалы: задачи воспитания детей старшей группы; примерный режим ребенка в детском саду и дома; возможный уровень развития ребенка к шести годам , ежедневные сообщения: «Чем занимаются сегодня дети» (выписка из плана воспитателя о занятиях, играх, труде, содержании прогулки).

         В октябре содержание уголка может быть дополнено решением, принятым на групповом собрании (рекомендации), советами по какому-либо актуальному вопросу воспитания детей в семье (развитие движений у детей, формирование правильной осанки, руководство играми детей). Можно поместить материал о лучшем опыте воспитания ребенка в семье, красочно оформить уголок фотоснимками. Дополнительный материал увязывается с темой проходящего в сентябре или октябре группового собрания.

Работа, проводимая воспитателями  с детьми в ноябре, отражается в советах родителям о содержании и методах патриотического воспитания старших дошкольников в детском саду и в семье.

           Декабрьское содержание уголка для родителей связано с раскрытием вопроса, который будет рассмотрен на предстоящем групповом собрании, например, «Воспитание у детей положительного отношения к труду».

           В январе в уголке помещается примерно такой материал: решение собрания о трудовом воспитании детей в семье; педагогические советы по воспитанию у детей организованного поведения; перечень интересных дел и занятий, которые хорошо осуществлять дома вместе с детьми, и т. д.

            Подбирая материалы для родительского группового уголка, воспитатель должен четко представлять себе состав родителей, особенности развития воспитанников, происходящие общественные события и пр. Все это в значительной мере определяет содержание и характер работы с родителями группы в целом.

        Уголок для родителей можно также оформить к собранию примерно так: перечислить содержание труда ребенка дома и методы руководства им.

Что может делать дома ребенок 5—6 лет?

  1. 1.Чистить пальто, обувь, пришивать пуговицы.
  2. 2Стирать носовые платки, ленты, носки.
  3. 3 Накрывать стал для еды, убирать посуду.
  4. Мыть и убирать игрушки.
  5. Протирать мебель.
  6. Убирать свою постель (с помощью взрослого).
  7. Подметать пол.
  8. Поливать комнатные растения.
  9. Кормить рыб и ухаживать за комнатными растениями,
  10. Выращивать цветы, овощи в саду, на огороде (перекапывать землю, сеять семена, пропалывать сорняки, рыхлить землю, поливать).
  11. Подклеивать книги, коробки для настольных материалов.
  12. Помогать взрослым в работе по дому (прибить крючок, отпилить, прибить доску и пр.).
  13. Принимать участие в изготовлении из дерева, природного материала вещей, необходимых для дома и украшения жилища (полочка, настенное панно из цветов, листьев, игрушки для елки, несложные предметы в подарок окружающим). ‘
  14. Помогать взрослым чистить вареный картофель, делать пирожки, печенье, винегрет, салат, помогать нести сумку, повесить или снять с веревки белье, мыть овощи и пр.

 

          Наряду с этими советами воспитатель помещает на стенде небольшой список литературы, ознакомление с которой поможет родителям правильно организовать труд ребенка дома. Наглядные материалы (2—3 фотографии) позволят родителям представить, как трудятся их дети в детском саду.

        Точно так же оформляются выставки. Они могут быть тематическими, содержать наглядный материал, раскрывающий систему работы по той или иной теме.

Также для родителей детей  старшей группы это может быть выставка книг или игрушек-самоделок, можно и выставку материалов которые  дети делали с родителями к какому-нибудь празднику.

Информация о работе Работа с родителями в ДОУ