Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:24, курсовая работа
Цель курсового исследования: на основе теоритического анализа литературы и опытно-исследовательской работы разработать рекомендации по развитию мелкой моторики руки младших школьников на уроках трудового обучения.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность мелкой моторики руки и особенности ее развития у младших школьников;
- дать характеристику особенностей уроков трудового обучения в младших классах;
- рассмотреть основные возможности уроков трудового обучения в развитии младших школьников;
- провести опытно-исследовательскую работу по развитию мелкой моторики руки у учащихся начальных классов;
- определить уровень развития мелкой моторики руки у младших школьников;
- проанализировать основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения.
Уровень полученных учащимися знаний учитель выявляет с помощью вопросов. В ответах школьники формулируют, что нового они узнали на уроке, что повторили. Причем при подведении итогов урока важно отмечать не только пополнение знаний или совершенствование практических умений и навыков, но и выполнение действий умственных: планирование, самоконтроль, построение чертежа и работа по нему и т. д.
Роль трудового обучения в воспитании младших школьников обуславливается тем, что в труде у учеников расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Процесс изготовления вещи, предмета, изделия кроме «схватывания» предмета и изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями, предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом, их корректировку.
Пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей.
Кроме того, ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка. [10; с.122]
Уроки трудового обучения уникальны по своим возможностям. Они аккумулируют в себе знания из всех предметов: русского языка, математики, изобразительного искусства, окружающего мира.
Уроки трудового обучения дают возможность раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка. Главный смысл этих уроков вовсе не в том, чтобы научить школьников шить, вырезать или склеивать из бумаги игрушки. Дело в том, что уроки практического труда совершенно необходимы для полноценного развития школьника.
Учителя с первых шагов ставят детей в ситуацию самостоятельного анализа предмета, самостоятельного планирования хода его изготовления, обязательно предоставляют учащимся возможность высказаться. При этом меняется личное отношение ребенка к происходящему на уроке, возникает чувство удовлетворенности тем, что его участие в уроке – а это потребовало определенных усилий – завершилось успехом.
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут не лишними.
Занятия творчеством на уроках трудового обучения помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.
Занятия трудового обучения не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку.
И, что самое главное, умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха).
Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях. [21; с.196]
Таким образом,
правильно организованный труд дает детям
углубленные знания о качестве и возможностях
различных материалов, способствует закреплению
положительных эмоций, стимулирует желание
трудиться и овладевать особенностями
мастерства, приобщает к народному декоративному
искусству. Следовательно, трудовое обучение
является важным элементом гармоничного
развития детей.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
Таким образом, подводя итоги первого раздела курсовой работы, можно сделать следующие основные выводы:
1. В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.
2. Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
3. Большое значение для формирования у младшего школьника положительного отношения к трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности.
4. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
5. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего, в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.
6. На уроках
труда учащиеся овладевают элементарными
приемами работы с различными материалами
и инструментами. Изготовление поделок
требует от ребенка ловких движений, и
в процессе систематического труда, рука
приобретает уверенность, точность, а
пальцы становятся гибкими.
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Определение уровня развития
мелкой моторики руки у
Целью опытно-исследовательской работы было определение уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Опытно исследовательская работа по развитию мелкой моторики рук была проведена с 10 детьми второго класса общеобразовательной школы №2 Бахчисарайского района, села Вилино.
В ходе данной опытно-исследовательской работы необходимо выявить критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей младшего школьного возраста.
С учениками был проведен ряд упражнений, помогающих определить уровень развития их мелкой моторики рук:
1. Определение четкости движения пальцев.
Для проведения необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадить ребенка за стол, положить перед ним лист бумаги и попросить положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обвести кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотреть вместе, что получилось. Потом снова попросить положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объяснить суть задания: «Сейчас будет игра. Учитель показывает пальчики на руке ребенка, а ученик поднимает только тот пальчик, который необходимо. Другие пальцы поднимать не надо».
Затем в случайном порядке необходимо указывать ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом. Начинать желательно с пальцев правой руки.
Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой, и на левой руке. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.
Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатываются следующим образом:
- подсчитывается среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.
- полученные по каждой руке результаты складывают.
Данные, полученные в результате этого упражнения приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1.
Результаты определения уровня развития мелкой моторики
Фамилия и имя ученика |
Среднее количество синкинезий по двум пробам |
Аблязизов Эдем |
9 |
Аметов Длявер |
6 |
Асанова Халиде |
5 |
Бекиров Эмран |
8 |
Белялова Севиля |
4 |
Важипова Наджие Зайцева Юлия |
10 |
Джапаров Марлен |
7 |
Решитов Абдуль-Азиз |
5 |
Саитжалилова Диана |
6 |
Самединова Эльвиза |
7 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что из 10 учащихся хорошо справились с этим заданием лишь 3 ученика, допустив всего 4 и 5 синкинезий. Также среднего уровня достигли – 4 ученика (6-7 синкинезий), а остальные ученики допускали значительное количество ошибок.
2. Рисование линий. Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
При этом карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается (Приложение А).
Справившись с этим заданием, учащимся предлагается еще одно. Оно похоже на предыдущее, однако здесь требуется более четкое выполнение.
Ребенку необходимо провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается (Приложение Б).
Итак, в результате проведенных заданий, было выявлено, что лучше всего с ними справились те ребята, у которых в первом упражнении было меньше всего ошибок. Среди них особо отличились 4 человека: Белялова Севиля, Асанова Халиде, Решитов Абдуль-Азиз, а также Саитжалилова Диана.
После проведения двух первых упражнений, детям была предложена пальчиковая гимнастика.
1). Ладони поочередно ударяют о край стола.
2). Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки, как показано на рис. 2.1.
Рис.2.1. Упражнения для пальчиковой гимнастики
3). Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки, как показано на рис. 2.2.
Рис.2.2. Упражнения для пальчиковой гимнастики
4). Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Необходимо следить, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу, как показано на рис. 2.3.
Рис.2.3. Упражнения для пальчиковой гимнастики
5). Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами, как приведено на рис.2.4.
Рис. 2.4. Упражнения для пальчиковой гимнастики
6). Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем, как показано на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Упражнения для пальчиковой гимнастики
После проведения с детьми пальчиковой гимнастики, им было предложено еще одно упражнение.
3. Рисование по точкам. Учащимся выдаются не до конца дорисованные картинки. Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок (Приложение В).