Разаитие мелкой моторики руки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования: на основе теоритического анализа литературы и опытно-исследовательской работы разработать рекомендации по развитию мелкой моторики руки младших школьников на уроках трудового обучения.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность мелкой моторики руки и особенности ее развития у младших школьников;
- дать характеристику особенностей уроков трудового обучения в младших классах;
- рассмотреть основные возможности уроков трудового обучения в развитии младших школьников;
- провести опытно-исследовательскую работу по развитию мелкой моторики руки у учащихся начальных классов;
- определить уровень развития мелкой моторики руки у младших школьников;
- проанализировать основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Мелкая моторика2.docx

— 499.90 Кб (Скачать файл)

В результате выполнения этого задания, было выявлено, что практически все ученики хорошо с ним справились. Такие результаты были обеспечены благодаря проведению пальчиковой гимнастики.

4. Следующим  упражнением было задание сделать  елку из бумаги.

Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, четко совмещая стороны и углы.

Развивать: память, смекалку, мелкую моторику рук, учить придерживать совмещение сторон одной рукой.

Ход занятия:

1. Согните  квадрат пополам, совмещая противоположные  углы.

2. Перегните  полученный треугольник (согнуть, совмещая  углы, развернуть). Сложите такие же детали из оставшихся квадратов.

3. Составьте из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали, соедините заготовки с помощью клея. Установите ёлочку, перегнув её пополам по линиям перегибов».

В ходе данного упражнения дети работали активно, но у некоторых детей были трудности с точностью совмещения частей, что выражалось в неумении ребенка совмещать детали выкройки на глаз или неточности складывания сторон выкройки. Так же трудности были у детей с придерживанием сторон одной рукой, у детей разъезжалась бумага и мялась.

В виде таблицы 2.2. представим результаты развития уровня мелкой моторики рук у исследуемой группы учеников.

Таблица 2.2.

Всего учеников

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

10 учеников

6

60%

3

30%

1

10%


 

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе опытно-исследовательской работы по развитию мелкой моторики младших школьников практически все хорошо справлялись с поставленными заданиями и уровень мелкой моторики у детей в данном классе развит достаточно хорошо.

 

 

2.2. Основные направления работы  по развитию мелкой моторики  на уроках трудового обучения

 

Поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов мелкой моторики у учащихся младших классов являются актуальными и поэтому необходимо разработать рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики у младших школьников и коррекции его недостатков на уроках трудового обучения:

- Определять  заранее, на какие процессы в  развитии мелкой моторики будет  направлено наибольшее воздействие  в ходе урока, и как лучше  осуществлять регуляцию этого  процесса в целях его совершенствования.

- Каждое  занятие должно начинаться с  нормализации тонуса рук. Для  этой цели используются массаж, пальчиковая гимнастика. Каждое  упражнение  по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук.

-      После проведения массажа и  пальчиковой гимнастики, направленных  на нормализацию тонуса мышц  кистей и пальцев и подготовки  их к предстоящей работе, можно  переходить к упражнениям, развивающие  функций ладонно-пальцевого, щепотного и пинцетного захвата. Эти навыки захвата необходимы при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала.

- При работе с лепкой использовать не только глину, но и тесто, которое замешивается не только из муки, но и из бумаги. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.

- Аппликацией можно заниматься только тогда, когда у детей сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Очень эффективно выполнять аппликационные работы  коллективно.

– Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а так же умение владеть техникой рисования, лепки и др.

– Приучать учащихся младших классов видеть прекрасное в окружающем.

– Проводить на заключительном этапе каждого урока трудового обучения оценку работ учащихся.

Важным условием развития мелкой моторики рук у младших школьников является также то, что упражнения должны проводиться от простых к более сложным. [24; с.163]

Основная задача упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках трудового обучения.

Достигнуть этого можно путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими.

Также важно использовать упражнения с дополнительным материалом: бисер, пластилин, пуговицы, шитье, вышивание, поделки из природного материала и др.

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в обучении детей младших классов и позволяет:

- регулярно  опосредованно стимулировать действие  речевых зон коры головного  мозга;

- совершенствовать  внимание и память, психологические  процессы, тесно связанные с речью;

- облегчить  школьникам усвоение навыков  письма;

- установить  положительное влияние развития  пальчиковой моторики на коррекцию  звукопроизношения у детей;

- при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;

- повысить  у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;

- вовлекать  в движение больше пальцев, движения  должны быть энергичными;

- начинать  с простых упражнений, переходя  к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе);

- упражнения  должны выполняться непродолжительно;

- все  упражнения выполняются сначала  медленно, добиваясь четкости, постепенно  ускоряя темп.

Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание. Также вполне доступны и простейшие примеры плетения макраме. Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости.

     Особую роль в развитии ручной  умелости играет умение уверенно  пользоваться ножницами. Постоянные  упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание  ножницами различных фигурок  из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для младших школьников.

Кроме всего перечисленного, необходимо использовать различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у младших школьников интерес и не приводят к переутомлению. [20; с.31]

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках трудового обучения.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях трудового обучения играет положительную роль в обучении детей.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

 

Итак, можно сделать следующие основные выводы, подводя итоги второго раздела курсового исследования:

1. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в младших классах, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности.

2. Опытно  исследовательская работа по  развитию мелкой моторики рук  была проведена с 10 детьми.

3. В ходе  опытно-исследовательской работы  по развитию мелкой моторики  младших школьников практически все хорошо справлялись с поставленными заданиями и уровень мелкой моторики у детей в данном классе развит достаточно хорошо.

4. Основная задача тренировочных упражнений по развитию уровня мелкой моторики рук младших школьников состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках трудового обучения.

5. Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки младших школьников, необходимо использовать, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные виды (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).

6. Основные принципы работы по развитию мелкой моторики должны соответствовать основным педагогическим принципам: носить развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 

Таким образом, подводя итоги курсовой работы, важно отметить, что мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся младших классов выполняет много разных функций.

Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики и зрительно-моторных функций в целом влияет на развитие артикулированности и связности устной речи, на формирование навыка письма, развитие школьно-значимых функций и косвенным образом на общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.

Для этого необходимо включать в процесс обучения различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, вышивание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т.д.

Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.

Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для неё необходимо выделить определённое время в режиме дня и сетке занятий.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

В первом разделе курсовой работы были рассмотрены понятие и сущность мелкой моторики руки и особенности ее развития  у младших школьников, дана характеристика и особенности уроков трудового обучения, а также  основные возможности уроков трудового обучения в развитии младших школьников.

Второй раздел курсового исследования был посвящен опытно-исследовательской работе по развитию мелкой моторики учеников, определению уровня развития мелкой моторики руки у младших школьников, а также были предложены основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения.

Таким образом, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно.

И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агеева С.И. Обучение с увлечением/ С.И. Агеева. – М.: Совэкспорткнига, 1991. – 146 с.

Информация о работе Разаитие мелкой моторики руки