Развивающая музыкальная среда дошкольного образовательного учреждения как стимул самостоятельной музыкальной деятельности детей старш

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и апробировать на практике эффективность развивающей музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения как стимула самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самостоятельная музыкальная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 02 05 13 (5).docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)

государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Калининградской области

«Индустриально-педагогический колледж»

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зам. директора по УМР Атрощенко   И.Ю.

(подпись, Ф.И.О.  должностного лица)

«___»_________ 201__ г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По теме: Развивающая музыкальная среда дошкольного образовательного учреждения как стимул самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

 Выполнена студенткой: Панькиной Марины Юрьевны

31 эк./дошк.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности

050144 «Дошкольное образование»

Форма обучения: экстернат

Руководитель: Хмельницкая  Ольга Ивановна

Работодатель (социальный партнер):

____________________________ ______________

   (организация, должность И.О.Фамилия)  (подпись, дата)

2013 г. Черняховск

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных  условиях развития дошкольного образования  в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования, на первый план вместо учебной деятельности, организуемой в форме занятий, выходят  совместная деятельность с воспитателем и самостоятельная  деятельность детей. Тем самым самостоятельной  деятельности отдаётся ведущая роль в развитии ребёнка-дошкольника.

Цель исследования: разработать и апробировать  на практике эффективность развивающей музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения как стимула самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:  самостоятельная музыкальная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Предмет: развивающая музыкальная среда дошкольного образовательного учреждения как стимул самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования
  2. Теоретически обосновать значение развивающей музыкальной  среды дошкольного образовательного учреждения как стимула  самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
  3. Изучить особенности формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
  4.   Изучить формы и методы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через    создание развивающей музыкальной среды
  5. Разработать и апробировать  на практике эффективность развивающей музыкальной  среды дошкольного образовательного учреждения как стимула  самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

  Глоссарий

           Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды. В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. (С.Л. Новоселовой)

Развивающая среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. (Автор)

Развивающая музыкальная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Новоселова)

Деятельность – это  процесс активного отношения  человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом  поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. (Автор)

  1. Самостоятельно организуемые музыкально-дидактические игры. В самостоятельную  деятельность  дети   часто  включают  музыкально-дидактические   игры,   которые, по мнению Н.А.Ветлугиной [4],   развивают  у   детей старшего дошкольного возраста способность   к   восприятию,   различению   основных   свойств   музыкального звука. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой.                                                                                              : «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поёт», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребёнок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на  металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и её ритм.
  2. Самостоятельное музыкальное восприятие. В самостоятельной деятельности детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует DVD. Очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей.
  3. Инсценировки с использованием музыкальных инструментов. Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя, какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый».
  4. Сюжетно-ролевые игры с использованием музыкального материала. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни игры и танцы, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змейкой, парами). Девочки укачивают кукол под знакомые им колыбельные песни. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

(Прямое и косвенное  руководство самостоятельной деятельностью из Прасловой)

Используя музыкальную  развивающую среду, ребёнок сам  выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства  со стороны воспитателя становится косвенным:

  • воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;
  • воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
  • воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.

 

     1.3.Формы и методы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Источниками самостоятельной  музыкальной деятельности детей, по мнению Г.А.Прасловой [23], служат непосредственно образовательная деятельность, праздники, развлечения, а также предметно-пространственная музыкальная среда дошкольного учреждения (зоны самостоятельной музыкальной деятельности: музыкальные уголки, «музыкальные гостиные», музыкально-изобразительные, музыкально-театральные студии, звуковое оформление группы, детского сада и т.д.).

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространённые из них – это детские музыкальные радио – и теле передачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

 

                 Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия –  основная форма организации воспитания, обучения, развития детей базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учётом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и не удача каждого - успех и не удача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

              Праздники и развлечения – как форма организации детской музыкальной деятельности сочетаются с другими видами: театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решить нравственно-эстетические задачи воспитания.

           Таким образом, праздники и развлечения являются интересной, воспитывающей формой  организации музыкальной деятельности, так как создают непринуждённое веселье, радость, вызывают у детей старшего дошкольного возраста желание самостоятельно и творчески себя проявить.

           Музыкальное сопровождение в повседневной жизни детского сада создаёт определённое настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Музыка в утренней гимнастике используется планомерно. Здесь могут звучать песни, марши и другие произведения. В практике широко применяется музыкальный инструмент бубен, на котором хорошо звучат своеобразные ритмы. Всё это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию и амплитуду движений детей.

 

 

Обобщая формы организации  самостоятельной музыкальной деятельности, можно отметить две, наиболее часто  встречающиеся:

    • сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных, распределяют роли, и сюжет получает своё развитие;
    • игры-упражнения, во время которых ребёнок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение.

 

 

Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] определили структуру самостоятельной музыкальной деятельности.

  1. Возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребёнка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся музыкально-художественным опытом. Внешне это выражается в самостоятельном выборе ребёнком того или иного вида художественной деятельности, нахождении формы её организации, привлечении сверстников к участию, в установлении взаимоотношений и распределении ролей, в подготовке материальных условий к её осуществлению.
  2. Реализация замысла, которая определяется уровнем владения, способами переноса имеющегося опыта в новые условия, проявляется в применении адекватных приемов действий — воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.
  3. Самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели, совершенствование ребенком своих действий, высказываемые предположения по их дальнейшему развертыванию и окончанию.
  4. Самостоятельную деятельность детей Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] предлагают разделить на внутренние действия (процессы восприятия, сравнения, различения, оценки в уме и т. п.) и на внешние (исполнительство, высказывания по поводу содержания музыки и т. д.). Соответственно этому строится и методика организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Существуют определенные факторы, оказывающие влияние на её развитие:

  • обучение в непосредственно организованной деятельности, развивающее у ребёнка различные способы самостоятельных действий;
  • яркие впечатления от художественных зрелищ в детском саду, семье, социуме;
  • специальное оборудование, материалы, позволяющие самостоятельно пользоваться необходимыми инструментами, пособиями, дидактическими играми;
  • косвенные методы руководства и гибкий творческий подход педагога.

Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] выделяют условия, способствующие развитию самостоятельной деятельности:

  • правильное соотношение показа действий и действий по собственной инициативе;
  • побуждение к самообучению («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам») и к взаимной помощи («когда будете играть, покажите Тане движение польки»);
  • обучение самостоятельному умению выражать в конкретном образе своё видение содержания в песне, танце, игре;
  • подбор доступного и увлекательного музыкального репертуара.

Между обучением в непосредственно  организованной деятельности и самостоятельной  деятельностью детей имеется  неразрывная связь, а именно, главным  назначением образовательной деятельности является стремление заинтересовать, увлечь музыкой, возбудить добрые чувства, вызвать у детей стремление быть активными.

Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] обращают внимание на то, что для самостоятельной деятельности имеет большое значение педагогическое руководство педагога, а именно: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность. Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность детей, путём насыщения жизни детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления воображения, творчества. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей предусматривает два вида руководства со стороны взрослых, выделенных Г.А.Прасловой [23].

  1. Прямое руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей происходит, как правило, в регламентированных формах организации их музыкальной деятельности: в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Музыка», «Физическая культура», в развлечениях и праздниках, на утренней гимнастике. Взрослый помогает каждому ребёнку проявить себя, активизирует музыкальную деятельность малоактивных детей, оказывает помощь в организации развлечения, музицирования, игры и т.п., учит способам самостоятельных действий. Взрослый при этом выступает в роли лидера, побуждая ребенка к совместным действиям.
  2. Косвенное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей, которое включает:

Информация о работе Развивающая музыкальная среда дошкольного образовательного учреждения как стимул самостоятельной музыкальной деятельности детей старш