Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:18, дипломная работа
Цель исследования: разработать и апробировать на практике эффективность развивающей музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения как стимула самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самостоятельная музыкальная деятельность детей старшего дошкольного возраста
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
образования Калининградской
«Индустриально-педагогический колледж»
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зам. директора по УМР Атрощенко И.Ю.
(подпись, Ф.И.О. должностного лица)
«___»_________ 201__ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
По теме: Развивающая музыкальная среда дошкольного образовательного учреждения как стимул самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выполнена студенткой: Панькиной Марины Юрьевны
31 эк./дошк.
Основная профессиональная образовательная программа по специальности
050144 «Дошкольное образование»
Форма обучения: экстернат
Руководитель: Хмельницкая Ольга Ивановна
Работодатель (социальный партнер):
____________________________ ______________
(организация, должность И.О.Фамилия) (подпись, дата)
2013 г. Черняховск
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на первый план вместо учебной деятельности, организуемой в форме занятий, выходят совместная деятельность с воспитателем и самостоятельная деятельность детей. Тем самым самостоятельной деятельности отдаётся ведущая роль в развитии ребёнка-дошкольника.
Цель исследования: разработать и апробировать на практике эффективность развивающей музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения как стимула самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самостоятельная музыкальная деятельность детей старшего дошкольного возраста
Предмет: развивающая музыкальная среда дошкольного образовательного учреждения как стимул самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Глоссарий
Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды. В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.
Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. (С.Л. Новоселовой)
Развивающая среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. (Автор)
Развивающая музыкальная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Новоселова)
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. (Автор)
(Прямое и косвенное
руководство самостоятельной
Используя музыкальную развивающую среду, ребёнок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:
1.3.Формы и методы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Источниками самостоятельной музыкальной деятельности детей, по мнению Г.А.Прасловой [23], служат непосредственно образовательная деятельность, праздники, развлечения, а также предметно-пространственная музыкальная среда дошкольного учреждения (зоны самостоятельной музыкальной деятельности: музыкальные уголки, «музыкальные гостиные», музыкально-изобразительные, музыкально-театральные студии, звуковое оформление группы, детского сада и т.д.).
Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространённые из них – это детские музыкальные радио – и теле передачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.
Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.
Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учётом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и не удача каждого - успех и не удача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
Праздники и развлечения – как форма организации детской музыкальной деятельности сочетаются с другими видами: театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решить нравственно-эстетические задачи воспитания.
Таким образом, праздники и развлечения являются интересной, воспитывающей формой организации музыкальной деятельности, так как создают непринуждённое веселье, радость, вызывают у детей старшего дошкольного возраста желание самостоятельно и творчески себя проявить.
Музыкальное сопровождение в повседневной жизни детского сада создаёт определённое настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Музыка в утренней гимнастике используется планомерно. Здесь могут звучать песни, марши и другие произведения. В практике широко применяется музыкальный инструмент бубен, на котором хорошо звучат своеобразные ритмы. Всё это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию и амплитуду движений детей.
Обобщая формы организации
самостоятельной музыкальной
Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] определили структуру самостоятельной музыкальной деятельности.
Существуют определенные факторы, оказывающие влияние на её развитие:
Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] выделяют условия, способствующие развитию самостоятельной деятельности:
Между обучением в непосредственно
организованной деятельности и самостоятельной
деятельностью детей имеется
неразрывная связь, а именно, главным
назначением образовательной
Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] обращают внимание на то, что для самостоятельной деятельности имеет большое значение педагогическое руководство педагога, а именно: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность. Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность детей, путём насыщения жизни детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления воображения, творчества. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей предусматривает два вида руководства со стороны взрослых, выделенных Г.А.Прасловой [23].