Развивающая система обучения Л.В. Занкова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:19, реферат

Краткое описание

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики.
Данная тема актуальна в настоящее время, т.к. развивающая система обучения Л.В. Занкова - весьма успешная система обучения. Сегодня, когда начальное образование рассматривается как основа формирования учебной деятельности ребенка, учебных и познавательных мотивов, способствующих развитию умений принимать, анализировать, сохранять, реализовывать учебные цели, умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, все большую значимость в системе общего образования приобретают развивающие стратегии обучения в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ Л.В. ЗАНКОВА
1.1 Этапы становления развивающей системы обучения Л.В. занкова
1.2 Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
1.3 Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной педагогики
2 ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по педагогике занков.docx

— 48.17 Кб (Скачать файл)

В 1991-1993 гг. был издан полный комплект нового (второго) поколения  пробных учебников для трехлетней начальной школы. Учебники разошлись  миллионными тиражами, что свидетельствует  о востребованности системы.

С 1996 г. система общего развития школьника (Л.В. Занкова) признана Коллегией Министерства образования в качестве одной из государственных образовательных систем обучения.

В 1997-2000 гг. вышел полный учебно-методический комплект стабильных учебников для  общеобразовательной трехлетней начальной  школы.

В 2001-2004 гг. Федеральным экспертным советом Министерства образования  Российской Федерации были утверждены учебно-методические комплекты по всем учебным предметам для четырехлетней  начальной школы. УМК по обучению грамоте, русскому языку, литературному  чтению, математике, окружающему миру стали победителями конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого  Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Министерством образования  РФ.

В 2004 г. стали победителями того же конкурса и учебно-методические комплекты для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике и природоведению.

За время существования  система показала свою высокую эффективность  в школах разных типов, при обучении детей с 7 лет в четырехлетней  и трехлетней начальной школе, при их обучении с 6 лет в четырехлетней начальной школе, при переходе детей в основную школу. Проверка системы в столь разных условиях обучения демонстрирует ее эффективность вне зависимости от возраста обучаемых, от сроков обучения в начальных классах, доказывает универсальность системы общего развития в любых условиях ее реализации.

Таким образом, в России есть научно обоснованная, проверенная временем целостная дидактическая система, которая дает учителю теорию и  методику развития личности ребенка.

 

1.2 Краткая характеристика  системы обучения Л.В. Занкова

 

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого  ребенка;

– задача обучения – представить  учащимся широкую целостную картину  мира средствами науки, литературы, искусства  и непосредственного познания;

– дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности  с соблюдением меры трудности; ведущая  роль теоретических знаний; осознание  процесса учения; быстрый темп прохождения  учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над  общим развитием всех учащихся, в  том числе и слабых;

– методическая система  – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

– предметные методики по всем образовательным областям;

– формы организации обучения;

– система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.

В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

 

1.3 Концептуальные  положения системы Л.В. Занкова с точки зрения

современной педагогики

 

Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли»), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности («чувств»). Общее развитие представляет собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы — основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности. «Процесс учения у наших учеников, — писал Л.В. Занков, — менее всего похож на размеренное и холодное “восприятие учебного материала”, — он пронизан тем трепетным чувством, которое рождается тогда, когда человек восхищён неисчерпаемой сокровищницей знаний».

Для решения поставленной задачи нельзя было ограничиваться только усовершенствованием методики учебных  предметов. В 60—70 годы XX века была разработана  новая целостная дидактическая  система обучения, единым основанием и стержнем которой стали принципы построения учебного процесса. Суть их состояла в следующем.

Исходя из того, что школьные программы того времени были слабо  насыщены образовательным материалом, а методы обучения не способствовали творческой активности учеников, первым принципом новой системы стал принцип обучения на высоком уровне трудности.

Выступая против многократных повторений изученного материала, однообразных и монотонных упражнений, Л.В. Занков ввёл принцип изучения материала быстрым темпом, который подразумевал постоянную и динамичную перемену учебных задач и действий.

Не отрицая того, что  начальная школа должна формировать  орфографические, вычислительные и  другие навыки, Л.В. Занков выступал против пассивно-репродуктивных, «натаскивающих» методов и призывал формировать навыки на основе глубокого осмысления закономерностей той науки, которая легла в основу учебного предмета. Так возник принцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторону начального обучения.

Понятие сознательности обучения, которое трактовалось как понимание  содержания учебного материала, было в  новой системе обучения расширено  до осознанности самого процесса учения. Принцип осознания школьниками  процесса учения сделал объектом пристального внимания связи между отдельными частями учебного материала, закономерности грамматических, вычислительных и др. операций, механизм возникновения ошибок и их преодоление.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории исходили из того, что создание определённых условий обучения будет способствовать развитию всех учеников — от самых сильных до самых слабых. При этом развитие будет проходить в индивидуальном темпе, в зависимости от склонностей и способностей каждого ученика.

Со времени разработки этих принципов прошло более 40 лет, и сегодня возникла необходимость  их осмысления с позиций современной  педагогики.

Изучение современного состояния  образовательной системы Л.В. Занкова, в частности реализации принципов, показало, что трактовка некоторых из них в педагогической практике исказилась.

Так, слова «быстрый темп»  стали ассоциироваться в основном с сокращением времени на изучение программного материала. При этом не соблюдались те авторские условия, не использовались в должной мере те занковские «педагогические средства», которые, собственно, и делали обучение более ёмким и интенсивным.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории предлагали интенсифицировать учебный процесс за счёт комплексного изучения дидактических единиц, рассматривания каждой дидактической единицы в разных её функциях и аспектах, за счёт постоянного включения в работу ранее пройденного материала. Это позволяло отказаться от традиционного «пережёвывания» уже известного школьникам, многократных однообразных повторений, ведущих к умственной лени, к духовной апатии, а следовательно, тормозящих развитие детей. В противовес им и были введены в формулировку одного из принципов слова «быстрый темп», которые имели в виду иную организацию изучения материала.

Похожая ситуация сложилась  и с пониманием педагогами третьего принципа — ведущей роли теоретических  знаний. Его появление также было обусловлено особенностями методик  середины XX века. Начальная школа  рассматривалась тогда как особая ступень системы школьного образования, имевшая пропедевтический характер, лишь подготавливавшая ребёнка к систематическому обучению в среднем звене. Исходя из этого понимания, традиционная система формировала у детей — в основном репродуктивным путём — практические навыки работы с учебным материалом. Л.В. Занков критиковал чисто практический путь усвоения первых знаний, указывая на его познавательную пассивность. Он поставил вопрос об осознанном овладении детьми навыками на основании продуктивной работы с теоретическими сведениями об изучаемом.

Анализ современного состояния  системы показал, что в практической реализации этого принципа произошёл  крен в сторону слишком раннего  усвоения теоретических понятий  без должного их осмысления с позиций  чувственного опыта детей, что привело  к неоправданному увеличению интеллектуальной нагрузки. В классы занковской системы стали отбирать наиболее подготовленных к школе детей, нарушая тем самым концептуальные идеи системы.

Научная лаборатория обучения по системе Л.В. Занкова предлагает новые формулировки второго и третьего принципов, которые не противоречат их существу, но конкретизируют и обогащают их содержание с позиций современной педагогики.

Таким образом, с точки  зрения современной педагогики дидактические  принципы системы Л.В. Занкова звучат так:

1) обучение на высоком  уровне трудности;

2) включение изучаемых  дидактических единиц в многообразие  функциональных связей (в прежней  редакции — изучение материала  быстрым темпом);

3) сочетание чувственного  и рационального познания (в прежней  редакции — ведущая роль теоретических  знаний);

4) осознание школьниками  процесса учения;

5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной  зрелости.

Эти принципы конкретизируются следующим образом.

Принцип обучения на высоком  уровне трудности является ведущим  принципом системы, ибо «только  такой учебный процесс, который  систематически даёт обильную пищу для  напряжённой умственной работы, может  служить быстрому и интенсивному развитию учащихся».  

Под трудностью в системе  Л. В. Занкова понимается напряжение интеллектуальных и духовных сил ученика, интенсивность мыслительной работы при решении учебных задач, преодоление препятствий, возникающих в процессе познания. Это напряжение достигается не за счёт привлечения более сложного материала, а путём широкого привлечения анализирующего наблюдения и использования проблемного метода преподавания.

Главная идея этого принципа заключается в создании атмосферы  интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности  максимально самостоятельно (при  тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные  задачи, но и видеть и понимать возникающие  в процессе учения трудности и  находить способы их преодоления. Такой  род деятельности способствует активизации  всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает  и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон  процесса учения. Кому же не нравится чувствовать  себя умным и умеющим добиваться успеха!

Однако обучение на высоком  уровне трудности должно осуществляться с соблюдением меры трудности  «применительно к классу в целом, а также и к отдельным школьникам, соответственно индивидуальному своеобразию  усвоения учебного материала». Мера трудности  применительно к каждому ребёнку  определяется учителем на основании  данных педагогического изучения ребёнка, которое начинается с момента  его зачисления в школу и проходит в течение всего времени обучения.

Современная педагогика понимает индивидуальный подход не только как  предъявление учебного материала на разных уровнях сложности или  оказание ученикам индивидуально дозированной помощи, но ещё и как право каждого  ребёнка усваивать тот объём  предлагаемого ему учебного материала, который соответствует его возможностям. Интенсификация учебного процесса, свойственная системе Л.В. Занкова, нуждается в привлечении дополнительного учебного материала. Но обязательному усвоению всеми учениками подлежит лишь тот материал, который включён в образовательный минимум, определённый стандартами образования.

Такое понимание индивидуализации обучения отвечает как требованию соблюдения меры трудности, так и принципу развития всех учеников, независимо от уровня их школьной зрелости. Наиболее полно  этот принцип реализуется в методике преподавания. Например, преобладание коллективных форм работы позволяет  слабоуспевающим ученикам полноправно  включаться в обсуждение решаемой на уроке задачи и участвовать в  нём в меру своих возможностей.

Принцип включения изучаемых  дидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрывается следующим  образом. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками  быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать  одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочные  слова путём изменения формы  слова). Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

Чтобы избежать «топтания  на месте», система Л.В. Занкова рекомендует в процессе изучения той или иной единицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравнивая содержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства и различия, определяя степень зависимости каждой дидактической единицы от других, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.

Другой аспект этого принципа заключается в повышении ёмкости  учебного времени, коэффициента его  полезного действия. Достигается  это, во-первых, за счёт комплексного изучения материала, во-вторых, за счёт отсутствия отдельных периодов для повторения ранее изученного.

Информация о работе Развивающая система обучения Л.В. Занкова