Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:53, курсовая работа
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. 1.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. 7
1.1. Игра как один из видов развивающих заданий, механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 7
1.2. Теория и классификация игр 18
1.3. Значение и применение игровых технологий на уроках русского языка 21
ГЛАВА II 1. ИССЛЕДОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И АПРОБИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮШИХ ЗАДАНИЙ 33
2.1 Определение уровня развития мыслительных навыков и познавательного интереса 35
2.2. Развивающие задания на уроках русского языка 40
2.3.Изучение эффективности проделанной работы 48
1.4.Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Задачи:
1.Определить уровень развития мыслительных навыков.
2.Определить уровень познавательного интереса.
Для решения задач исследования на констатирующем этапе использовались такие методики:
1.Письменный опрос.
2.Методика «Исключения лишнего».
Во время письменного опроса учащимся были поставлены вопросы:
1.Какие уроки вызывают у тебя большой интерес?
2.Чем нравиться уроки русского языка?
С помощью письменного опроса был выявлен уровень познавательной активности детей на 1 неделе прохождения преддипломной практики.
Опираясь на результаты опроса можно составить таблицу.
Таблица 1
Результаты письменного опроса
Ф.И. ученика |
1 Вопрос |
2 вопрос |
1. Анна М. |
Рисование, русский язык, математика |
Разгадывать кроссворды, писать |
2. Александр С. |
Математика, окружающий мир |
Хорошо писать, учить правила |
3. Ярослав С. |
Математика, физическая культура, русский язык |
Нравится объяснять, вставлять буквы |
После проведения опроса видно, что в основном дети склоняются к математическим наукам, можно построить таблицу
Рис. 1. Уровень развития интереса к уроку русского языка
В данном классе учитель в своей работе не использует пятиминутки, опорные схемы. Упражнения для развития орфографической зоркости используются почти на каждом уроке, все они разнотипные и разнообразные.
На констатирующем этапе была использована методика Е. И. Рогова «Исключение лишнего». Для выявления уровня мышления младших школьников.
Цель методики: исследование способности к общению и абстрагированию, умению определять существенные признаки.
Материал: бланк с напечатанными строками из 5 слов.
1.стол стул кровать пол шкаф
2.молоко сливки сало сметана сыр
3.ботинки сапоги шнурки валенки тапочки
4.молоток клещи пила гвоздь топор
5.сладкий горячий кислый горький соленый
6.береза сосна древо дуб ель
7.самолет телега человек корабль велосипед
8.Василий Фёдор Семён Иванов Пётр
9.сантиметр метр килограмм километр миллиметр
10.токарь учитель врач книга космонавт
Таблица 2
Шкала для оценки уровня операции обобщения
Число баллов |
Характеристика решения задач | |||||||||||||
1 |
2 |
|||||||||||||
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для общения | ||||||||||||||
5 |
--- |
1.Объединяемых в одну группу предметов (слов) | ||||||||||||
--- |
5 |
«Лишнего» предмета (слова) | ||||||||||||
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку | ||||||||||||||
4 |
--- |
1.Для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу | ||||||||||||
--- |
4 |
2.Для обозначения «Лишнего предмета»(слова) | ||||||||||||
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения | ||||||||||||||
2,5 |
--- |
1.Объединяемых в одну группу предметов (слов) | ||||||||||||
--- |
2,5 |
2.«Лишнего» предмета (слова) | ||||||||||||
То же, но с помощью исследователя для обозначения | ||||||||||||||
1 |
--- |
1.Предметов (слов), объединенных в одну группу | ||||||||||||
--- |
1 |
2.«Лишнего» предмета (слова) | ||||||||||||
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения | ||||||||||||||
0 |
--- |
1.Предметов (слов), объединенных в одну группу | ||||||||||||
--- |
0 |
2.«Лишнего» предмета (слова) | ||||||||||||
После проведения методики были получены следующие результаты. Таблица 3.
|
Проведенная методика показала, что у детей 2 класса способность к абстрагированию определяется вышесреднего, но у учеников всё же недостаточно развито умение выделять существенные признаки. При выделении признаков большинство учащихся класса затруднились в своем ответе.
На основании проведения методики «Исключение лишнего» можно построить гистограмму.
После проведения и анализа методики «Исключение лишнего» и письменного опроса учащихся можно сделать вывод, что у детей данного класса уровень развития мыслительных навыков средний, ученики проявляют интерес при изучении русского языка, их познавательная активность не достаточна.
Для совершенствования уроков русского языка необходимо проводить работу в парах сменного состава, проводить упражнения по развитию орфографического навыка, использовать при работе различные опорные схемы.
Вывод: Для развития мыслительной деятельности и активности познавательного интереса необходимо использовать игры и развивающие задания, соответствующие теме урока.
На формирующем этапе ставилась следующая задача: разработать и апробировать систему упражнений по совершенствованию уроков русского языка. За время прохождения преддипломной практики во время уроков русского языка использовались методы и приемы развития орфографической зоркости. Во время наблюдений за работой учителя было видно, что на уроках русского языка мало учитель использовал методов и приёмов развития орфографической зоркости, коллективный способ обучения при работе использовался. Для того, чтобы повысить уровень развития мыслительных навыков, интереса и познавательной потребности, проводилась большая и систематическая работа.
Примерные игровые упражнения.
1.Какой звук я задумала? Учитель называет 5 слов, в которых встречается один и тот же звук.
2. Необычный телефон. Рисуется телефон. На диске вместо цифр – буквы. Ученики набирают слова по определенной теме и называют их.
3. Правда – ложь. Учитель показывает слова, в которых допущены ошибки, а ученики должны найти эти ошибки.
4. Подобрать слова, имеющие общие признаки с обобщающим слово ( РЕКА – берег, рыба, тина, рыболов, вода).
5.Сравнить картинки между
6. Кто больше запомнит. Первый ученик называет любое слова (по определенной теме). Следующий повторяет названное слово и произносит свое по названной теме. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова и произносит свое. И так далее.
7.Отгадать кроссворд, ребус, анаграмму, шараду
8. Волшебницы – буквы. При замене одной или нескольких букв меняется весь смысл слова, (кит – кот, моль – соль и т. д.)
9.Составление из букв разных слов.
10. Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять.
11. На доске записаны слова
с пропущенной буквой в три
столбика для трех команд. По
сигналу члены команды
12. Впишите пропущенные буквы:
а б г д е ж з и й н о р с у х ц ч щ ъ ь э я
13. Нарисуй, на что похожи буквы: К Р З Б
14. Найди на рисунке как можно больше букв: ( в г з о п р с т ш щ )
15. Найди лишнюю букву. Объясни свое решение:
а о у я ы э м н к л р о с д ч з д з п ж г в
16. Составьте пары:
ж а д ш ю о у г б в я э т к е п с ф ё(а-я, о-ё, у-ю, э-е, б-п, г-к, з-с, ж-ш, д-т, в-ф)
17.Постройте лесенку:
б - - - - - - - - - - а (бензоколонка)
б - - - - - - - - - а (барабанщик)
б - - - - - - - -а (библиотека)
б - - - - - - -а (балалайка)
б - - - - - -а (балерина)
б - - - - -а (берлога)
б - - - -а (бумага)
б - - - а (бочка)
б - - а (база)
б – а (бра)
18. Собрать пословицы:
На словах и так и сяк, покажи делом.
На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
Не храбрись словом, да скуп на дела.
Щедр на слова, а на деле никак.
19. Класс делится на две команды, и получают по 10 прямоугольников, на них написаны слова. Требуется подобрать синонимы к словам: большой, злой, знаменитый, неуклюжий, основной, прочный. Слова-синонимы: громадный, скорый, жаркий, преданный, радушный, лютый, известный, неповоротливый, главный, крепкий.
20. Какое из данных слов можно вставить в оба предложения?
По небу ……. облака. Корабли …….. к берегу.
21. Запиши предложение, заменяя слово « идёт» близкими по смыслу.
Автобус идет в парк. По дороге идет мальчик. На улице идет дождь.
22. Соедини близкие по смыслу слова.
огонь грязный
чистый алый
красный скакать
бросать пламя
прыгать озорник
шалун кидать
Какие слова остались без пары?. Почему?
23. Спиши предложения, заменяя выделенные слова близкими по значению.
Девочка искала книгу, которая исчезла со стола. На улице был холод, и мы остались дома. Приятели играли во дворе. На ветке сидела небольшая птичка.
24. Узнай слово по его значению.
Тот, кто сражается с врагом - …
Сильная метель, снежная буря – …
Маленькая собачка - …
Хлеб с маслом, сыром или колбасой - …
Загородный дом для летнего отдыха - …
25. Из каждого предложения выпиши
слова с противоположным
Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
Труд кормит, а лень портит.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Мягко стелет, да жестко спать.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Ближний сосед лучше дальней родни.
26. Соедини слова с
нашел светло
чистый поднял
уронил грязный
темно редкий
восход потерял
частый встал
сел закат
27. Что общего в словах и чем они различаются:
мел – мель мал – мял мыл – мил
28. Назови одним словом:
чиж-грач-сова-ласточка-стриж
ножницы-клещи-молоток-пила-
шарф-варежки-пальто-кофта
телевизор-утюг-пылесос-
картофель-свекла-лук-капуста
лошадь-корова-свинья-овца
туфли-сапоги-тапочки-кроссовки
липа-береза-ель-сосна
курица-гусь-утка-индейка
зеленый-синий-красный-желтый
тарелка, стакан, кружка, блюдце
стол, стул. диван, кресло, шкаф
суп, каша, картофель, пюре
карась, щука, окунь, лещ
29. Какое слово лишнее и почему?
красивый, синий, красный, желтый
минута, время, час, секунда
дорога, шоссе, тропинка, путь
молоко, сметана, простокваша, мясо
Василий, Федр, Семен, Иванов, Петр
ель, сосна, кедр, осина
лук, огурец, морковь, яблоко
гриб, ландыш, ромашка, василек
капуста, картошка, помидор, яблоко
мама, человек, папа, сестра
старый, дряхлый, маленький, ветхий
ботинок, нога, сапог, туфля
зима, весна, лето, октябрь
кисель, компот, лимонад, мороженое
змея, еж, черепаха, ящерица
сахар, вата, чай, мел
зеркало, лампа, полка, окно
журнал, книга, газета, печать
эму, тигр, аист, эскимо, жираф
Алла, Андрей, Анна, Ася
жуки, жираф, журавль, желудь
Федоров, Москвин, Фролов, Филиппович
сыроежка, масленок, боровик, мухомор
Родина, родной, родня, родимый, родник
дождь, снег, осадки, иней, град
запятая, точка, двоеточие, тире, союз
предлог, приставка, суффикс, окончание, корень
секунда, час, год, вечер, неделя
катер, самолет, автомобиль, пароход
скрипка, контрабас, гитара, баян
баран, корова, козел, лошадь
ремень, портфель, валенок, сапог
шахматы, волейбол, хоккей, биатлон
лосины, брюки, рейтузы, колготки
чашка, тарелка, кастрюля, ложка
часы, фотоаппарат, барометр, термометр
30.Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
( одинаковое количество букв, одного рода, двусложные)
31. Путем перестановки букв
у к л б о с н о а с у п к с
32. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
- змея, рама - пуговица, молоток, лава
- укор, бузина, тина - поворот, пороша, канава
33.Составь новое слово, взяв последний слог:
- мебель, ружье - соломка, пора, мель
- лиса, бельмо, полет - смола, слеза, берет
Информация о работе Развивающие задания на уроках русского языка