Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 01:12, дипломная работа
Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:
осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраст
Введение ………….……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7
1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» …………………………………………………………………….. 7
1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….
2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………
2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ ………………………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………. 31
Из данных, представленных в таблице № 3, видно, что:
Данные, полученные воспитателем Веры Васильевны К., свидетельствует о среднем уровня сформированности нравственных и этических качеств личности дошкольников, и лишь небольшая группа детей обладает, по мнению воспитателя, высоким уровнем развития, оценку ниже среднего уровня развития получило трое детей.
Таблица № 4.
№ |
Имя дошкольника |
Критерии оценки | ||||||||||
отзывчивость |
дружелюбие |
добросовестность |
уважение к взрослым и сверстникам |
добродушие |
самокритичность |
справедливость |
культура общения |
трудолюбие |
вежливость |
чувство сострадания | ||
1 |
Арина Б. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Маша Б. |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Лена Д. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Даниил Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Тимофей Е. |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 |
2 |
6 |
Аиша Ж. |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
7 |
Герман М. |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
Соня Е. |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
9 |
Кирилл К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
10 |
Настя К. |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
11 |
Арина М. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
12 |
Тимофей М. |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
13 |
Абдула Н. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
14 |
Александр П. |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
15 |
Лера Ч. |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
16 |
Таня Р. |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
Денис С. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
5 |
18 |
Паша С. |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
19 |
Полина П. |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
20 |
Назар Ш. |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Из данных, представленных в таблице № 4, видно, что:
Проведенное мною наблюдение показало – средним уровнем развития нравственных и этических качеств личности обладает половина наблюдаемых детей, высоким уровнем развития обладает другая половина дошкольников и только один ребенок имеет ниже среднего уровень развития.
Таким образом, проведя анализ полученных результатов трех респондентов, уровень сформированности нравственных и этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста преимущественно остается средним и меньше половины детей достигли высокого уровня развития, что не является нормой. Результаты респондентов не противоречат друг другу, они сходятся во мнении касательно нравственно – этического развития личности дошкольников.
Полученные результаты говорят о том, что дети данной группы нуждаются в систематическом использовании специальных развивающих нравственную и этическую сферу личности ребенка игр, с учетом уровня их развития.
2.2. План организации проведения игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Полученные результаты пункта 2.1. подтолкнули нас разработать серии развивающих игр направленных на развитие нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашего исследования является разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Игра — процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Это один из немногих способов освоения ребенком нравственных, этических норм и правил, проводя анализ своих поступков после игры. Еще Е.А. Климов выдел игру как главнейший способ овладения ребенком «основными смыслами» человеческой деятельности в период с трех до шести-восьми лет, говоря о развитии человека как субъекта труда в любом обществе [17].
Для формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста мы разработали план проведения развивающих игр, игры были подобраны в соответствии с возрастом (6-7 лет) детей, уровнем их физического и психического развития, сформированности нравственно – этических качеств личности детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации игровой деятельности отбираются в соответствии с задачами нравственного и этического воспитания. План организации игр должен быть конкретен и реален. С учётом условий материальной базы, которые существуют в детском саду [24].
Мы предлагаем вам примерное планирование работы по воспитанию и формированию нравственных и этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
План организации и проведения развивающих игр:
1) Игра «Гуси-Лебеди»
Цель игры:
Количество игроков - не менее 7 человек.
Ход игры.
Выбирается ребенок на роль волка, который будет ловить гусей и их хозяин путем жеребьевки. Остальные дети изображают гусей
Воспитатель проводит на земле две черты на расстоянии 25—30 шагов. За одной из них — дом хозяина и гусей, а за другой — луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора волка.
Хозяин провожает гусей на луг. Гуси свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:
Хозяин: - Гуси-гуси!
Гуси: - Га-га-га.
Хозяин: - Есть хотите? .
Гуси: - Да-да-да!
Хозяин: - Ну, летите!
Гуси: - Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой!
Хозяин: - Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а волк их ловит.
Когда волк осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), он отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.
Гуси: - Волк-волк, отдай наших гусят!
Волк: - Не отдам!
Гуси: - Тогда мы сами их отнимем у тебя!
Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» — говорит хозяин. Он подходит к волку, берет его за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем — потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «по – тя - нем!» (раза -два - три).
Как только волк под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой.
Затем выбирается новый волк, и игра начинается сначала [23].
2) Игра «Помоги слепому дедушке»
Цель игры:
Материально – техническое обеспечение: секундомер, повязки на глаза.
Количество игроков - не меньше 2-х человек. Также можно в эту игру играть командами (по 7 игроков).
Игру лучше всего проводить на улице или в большом помещении.
Ход игры.
В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут.
Усложнение игры - до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами [21].
3) Игра «Комплименты»
Цель игры:
Количество игроков - не ограничено.
Ход игры.
Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Игрок, принимающий комплимент, говорит «Спасибо, мне очень приятно», затем он говорит комплимент своему соседу и т.д.
4) Игра - «Ласковые имена»
Цель игры:
Материально – техническое обеспечение: мяч резиновый.
Количество игроков - не ограничено.
Ход игры
Дети встают в круг. Один из игроков бросает другому игроку мяч, ласково называя его по имени (Кирюша, Машенька, Светочка и т.п.). Поймавший мяч должен бросить его следующему игроку также ласково назвав его по имени и так далее. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имён.
5) Игра - «Салочки-выручалочки»
Цель игры:
Количество игроков – не менее 5 детей.
Ход игры.
Выбирается «салочка» путем жеребьевки. Салочка становится в центр площадки и закрыв глаза считает до 20. Остальные игроки должны разбежаться от нее в периметре игровой площадки. Как только салочка закончит считать, она откроет глаза и побежит салить (дотрагивается до плеча легонько) остальных ребят должны убегать от нее.
До кого она дотронется, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча, вот так. Как только до него дотронулись, можно опять бегать. Если салочка совсем близко, можно присесть на корточки (в домик). Того, кто присел, салка не тронет [22].