Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 01:12, дипломная работа
Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:
осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраст
Введение ………….……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7
1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» …………………………………………………………………….. 7
1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….
2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………
2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ ………………………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………. 31
Классификация методов В.И. Логиновой и В.Г. Начаевой выстроена на той же основе, что и у Лихачева - на активизации механизма нравственного воспитания. В.И. Логинова выделяет три группы методов:
Эффективность в использовании методов будет зависеть при определенных условиях, заключающихся в том, что:
Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы, проведенный в настоящем параграфе позволяет нам констатировать следующе:
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе центра развития ребенка ДОУ № 212. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 20 человек, в возрасте от 6 до 7 лет, воспитатели подготовительной группы № 11 Вера Васильевна К. и Ольга Николаевна Б.
Целью опытно - экспериментальной работы являлось апробация и разработка серии развивающих игр, выявление уровня сформированности нравственно - этических качеств личности детей в подготовительной группе в дошкольном образовательном учреждении. Для достижения цели опытно - экспериментальной работы нами решались следующие задачи:
Для проведения опытно – экспериментальной работы нами использовались методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Для выявления уровня сформированности нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста мы использовали метод наблюдения и анкетирования – таблица № 1, результаты которого представлены в таблицах № 2, 3 и 4.
Таблица № 1.
Бланк наблюдения
№ |
Имя дошкольника |
Критерии оценки | ||||||||||
отзывчивость |
дружелюбие |
добросовестность |
уважение к взрослым и сверстникам |
добродушие |
самокритичность |
справедливость |
культура общения |
трудолюбие |
вежливость |
чувство сострадания | ||
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
||||||||||||
7 |
||||||||||||
8 |
||||||||||||
9 |
||||||||||||
10 |
||||||||||||
11 |
||||||||||||
12 |
||||||||||||
13 |
||||||||||||
14 |
||||||||||||
15 |
||||||||||||
16 |
||||||||||||
17 |
||||||||||||
18 |
||||||||||||
19 |
||||||||||||
20 |
Инструкция: оценить уровень сформированности нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста от 0 до 5 баллов в бланке наблюдения.
Критерии оценки. Шкала от 0 до 5 баллов.
Общая оценка теста:
Полученные результаты, проведённые нами на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы представлены в таблицах № 2, 3, 4. Результаты наблюдений, полученные воспитателями: Ольги Николаевны Б. зафиксированы в таблице № 2, Веры Васильевны К. в таблице № 3 и мои наблюдения в таблице № 4.
Таблица № 2.
№ |
Имя дошкольника |
Критерии оценки | ||||||||||
отзывчивость |
дружелюбие |
добросовестность |
уважение к взрослым и сверстникам |
добродушие |
самокритичность |
справедливость |
культура общения |
трудолюбие |
вежливость |
чувство сострадания | ||
1 |
Арина Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Маша Б. |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Лена Д. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Даниил Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
5 |
Тимофей Е. |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
Аиша Ж. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
7 |
Герман М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
8 |
Соня Е. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
9 |
Кирилл К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
10 |
Настя К. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
11 |
Арина М. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
12 |
Тимофей М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
1 |
13 |
Абдула Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
14 |
Александр П. |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
15 |
Лера Ч. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Таня Р. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
17 |
Денис С. |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
4 |
4 |
18 |
Паша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
19 |
Полина П. |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
20 |
Назар Ш. |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Из данных, представленных в таблице № 2, видно, что:
Результаты наблюдения, полученные воспитателем Ольги Николаевны Б., свидетельствуют, о том, что большая часть детей обладает средним уровнем развития нравственных и этических качеств личности, и значительно меньшая часть детей получило высокие оценки (высокий уровень развития).
Таблица № 3.
№ |
Имя дошкольника |
Критерии оценки | ||||||||||
отзывчивость |
дружелюбие |
добросовестность |
уважение к взрослым и сверстникам |
добродушие |
самокритичность |
справедливость |
культура общения |
трудолюбие |
вежливость |
чувство сострадания | ||
1 |
Арина Б. |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Маша Б. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Лена Д. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Даниил Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Тимофей Е. |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
6 |
Аиша Ж. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
7 |
Герман М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
8 |
Соня Е. |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
9 |
Кирилл К. |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
10 |
Настя К. |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
11 |
Арина М. |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
12 |
Тимофей М. |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
13 |
Абдула Н. |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
14 |
Александр П. |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
15 |
Лера Ч. |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
16 |
Таня Р. |
5 |
5 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
17 |
Денис С. |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
0 |
2 |
3 |
2 |
4 |
5 |
18 |
Паша С. |
4 |
5 |
2 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
19 |
Полина П. |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
20 |
Назар Ш. |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |