Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 01:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:
осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраст

Содержание

Введение ………….……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7
1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» …………………………………………………………………….. 7
1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….
2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………
2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ ………………………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)
  • методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнования, единые требования);
  • методы доверительного взаимодействия (метод уважения педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);
  • метод воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку) [19].

Классификация методов В.И. Логиновой и В.Г. Начаевой выстроена на той же основе, что и у Лихачева - на активизации механизма нравственного воспитания. В.И. Логинова выделяет три группы методов:

  • методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
  • методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа);
  • методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение и наказание).

Эффективность в использовании методов будет зависеть при определенных условиях, заключающихся в том, что:

  • любой метод, как и группа методов, должны быть гуманными по отношению к ребенку, не унижающие и не нарушающие его права;
  • метод должен быть реальным в осуществлении на практике, он требует логического завершения;
  • перед использованием любого метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;
  • методы нельзя применять шаблонно, однотипно по отношению ко всем детям и в любой ситуации, необходимо учитывать особенности каждого ребенка;
  • методы в воспитательных целях следует применять тактично по отношению к ребенку;
  • следует учесть при подборе методов степень сложности формируемого качества;
  • методы необходимо использовать в комплексе, не изолированно, а в взаимосвязи;
  • при проектировании, подборе методов, необходимо заранее предвидеть возможные результаты, впоследствии влияющие на определенного ребенка;
  • необходимо помнить, что при применении методов нравственного воспитания требуется терпение и терпимость;
  • практические методы, должны быть преобладающими при нравственном воспитании дошкольников, которые предполагают обучение дошкольника способам действия.

Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы, проведенный в настоящем параграфе позволяет нам констатировать следующе:

  • Усвоенные детьми в дошкольном возрасте этические нормы и нравственные ценности будут отражены в поведении и отношении ребенка по отношению к взрослым и сверстникам в дальнейшей его жизни.
  • Педагог воспитывает в детях нравственные добрые и гуманные чувства -  внимательность, заботливость и доброжелательность к окружающим, беря за основу детскую впечатлительность, их эмоциональную отзывчивость и нестандартное воображение.
  • Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. С одной стороны - это развитие чувств и воли, а с  другой -  постепенное понимание ребенком окружающего мир и осознание своего место в нем порождающего новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
  • Нравственные и этические качества личности формируются в результате длительного времени в результате осознания и принятия человеком норм и правил общества, в котором он обитает, осознания плохого и хорошего.
  • Серьезную роль в поведении ребенка играет авторитет взрослого.
  • Нравственное воспитание, как и этическое, осуществляется с помощью определенных средств и методов. Выделяются следующие средства нравственного и этического воспитания: художественные; природные; уход за животными и растениями, окружающая обстановка; собственная деятельность детей; общение детей со сверстниками и взрослыми. Методы нравственно - этического воспитания: кого именно перечислить?
  • Нравственное и этическое воспитание будет зависеть не только от средств, но и от  цели, возраста ребенка, его интеллектуального и общего развития, от уровня развития нравственных и этических качеств его личности.

 

ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе центра развития ребенка ДОУ № 212. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 20 человек, в возрасте от 6 до 7 лет, воспитатели подготовительной группы № 11 Вера Васильевна К. и Ольга Николаевна Б.

Целью опытно - экспериментальной работы являлось апробация и  разработка серии развивающих игр, выявление уровня сформированности нравственно - этических качеств личности детей в подготовительной группе в дошкольном образовательном учреждении. Для достижения цели опытно - экспериментальной работы нами решались следующие задачи:

  • Определить инструментарий и критерии диагностического исследования.
  • Осуществить диагностику по определению нравственно – этического уровня сформированности личности детей в подготовительной группе в дошкольном образовательном учреждении.
  • Разработать и апробировать серию развивающих игр направленных на развитие нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
  • Выявить эффективность апробированной серии развивающих игр.

Для проведения опытно – экспериментальной работы нами использовались методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

 

  • Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня сформированности нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста мы использовали метод наблюдения и анкетирования – таблица № 1, результаты которого представлены в таблицах № 2, 3 и 4.

Таблица № 1.

Бланк наблюдения

 

 

 

 

Имя дошкольника

Критерии оценки

отзывчивость

дружелюбие

добросовестность

уважение к взрослым и сверстникам

добродушие

самокритичность

справедливость

культура общения

трудолюбие

вежливость

чувство сострадания

1

                       

2

                       

3

                       

4

                       

5

                       

6

                       

7

                       

8

                       

9

                       

10

                       

11

                       

12

                       

13

                       

14

                       

15

                       

16

                       

17

                       

18

                       

19

                       

20

                       

 

Инструкция: оценить уровень сформированности нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста от 0 до 5 баллов в бланке наблюдения.

Критерии оценки. Шкала от 0 до 5 баллов.

Общая оценка теста:

  • 40-55 баллов – высокий уровень;
  • 25-39 баллов – средний уровень;
  • 10-24- балла – ниже среднего уровня;
  • 0-10 баллов – низкий уровень.

Полученные результаты, проведённые нами на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы представлены в таблицах № 2, 3, 4. Результаты наблюдений, полученные воспитателями: Ольги Николаевны Б. зафиксированы в таблице № 2, Веры Васильевны К. в таблице № 3 и мои наблюдения в таблице № 4.

Таблица № 2.

 

 

 

 

Имя дошкольника

Критерии оценки

отзывчивость

дружелюбие

добросовестность

уважение к взрослым и сверстникам

добродушие

самокритичность

справедливость

культура общения

трудолюбие

вежливость

чувство сострадания

1

Арина Б.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Маша Б.

3

2

2

4

3

3

3

3

3

3

3

3

Лена Д.

3

4

4

4

4

3

4

4

4

3

4

4

Даниил Е.

3

3

3

3

2

2

2

3

2

3

1

5

Тимофей Е.

4

3

4

4

3

4

3

4

4

3

3

6

Аиша Ж.

3

3

3

3

2

2

3

3

3

4

3

7

Герман М.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

8

Соня Е.

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

9

Кирилл К.

3

3

2

2

2

1

1

2

3

3

2

10

Настя К.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

11

Арина М.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

12

Тимофей М.

3

3

3

3

3

2

1

3

3

4

1

13

Абдула Н.

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

4

14

Александр П.

4

2

4

3

3

1

1

3

3

4

2

15

Лера Ч.

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

16

Таня Р.

3

4

4

4

4

3

4

4

4

4

4

17

Денис С.

4

3

3

4

3

1

1

3

2

4

4

18

Паша С.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

19

Полина  П.

3

2

3

4

4

3

4

3

4

2

2

20

Назар Ш.

3

2

3

4

4

3

4

3

4

2

2


 

Из данных, представленных в таблице № 2, видно, что:

  • высокий уровень развития – 6 детей;
  • средний уровень развития – 12 детей;
  • ниже среднего уровня развития – 2 детей;
  • низкий уровень развития – 0 детей.

Результаты наблюдения, полученные воспитателем Ольги Николаевны Б., свидетельствуют, о том, что большая часть детей обладает средним уровнем развития нравственных и этических качеств личности, и значительно меньшая часть детей получило высокие оценки (высокий уровень развития).

Таблица № 3.

 

 

 

 

Имя дошкольника

Критерии оценки

отзывчивость

дружелюбие

добросовестность

уважение к взрослым и сверстникам

добродушие

самокритичность

справедливость

культура общения

трудолюбие

вежливость

чувство сострадания

1

Арина Б.

3

3

1

2

3

1

2

2

3

3

2

2

Маша Б.

4

3

3

3

3

3

4

3

3

3

4

3

Лена Д.

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

5

4

Даниил Е.

3

3

3

3

2

2

2

1

1

2

1

5

Тимофей Е.

3

3

4

3

3

4

4

4

4

3

2

6

Аиша Ж.

3

3

2

3

3

1

3

4

4

4

2

7

Герман М.

3

3

3

3

4

3

3

3

4

3

2

8

Соня Е.

4

4

4

4

5

4

4

5

5

5

4

9

Кирилл К.

3

3

2

1

2

1

0

1

1

2

3

10

Настя К.

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

11

Арина М.

4

4

5

5

4

4

5

5

4

5

4

12

Тимофей М.

3

3

4

4

2

2

3

3

4

3

1

13

Абдула Н.

3

3

1

4

3

1

2

2

4

3

2

14

Александр П.

4

2

5

3

4

4

4

3

4

2

4

15

Лера Ч.

4

3

5

4

3

3

3

4

4

4

3

16

Таня Р.

5

5

2

3

4

3

4

4

5

5

4

17

Денис С.

5

3

3

3

4

0

2

3

2

4

5

18

Паша С.

4

5

2

5

5

3

4

4

4

3

4

19

Полина  П.

3

3

1

3

4

2

3

2

3

4

4

20

Назар Ш.

2

4

2

4

4

3

4

3

4

2

2

Информация о работе Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста