Развитие внимание у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр. Объект исследования: Процесс коррекционно – логопедической работы с детьми имеющими речевые нарушения. Предмет исследования: Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объема, устойчивости, переключаемости), видов внимания (зрительного, слухового, моторно – двигательного) в процессе логопедической работы. Гипотеза исследования: у детей с речевыми нарушениями снижен уровень развития основных характеристик внимания. Специально организованные коррекционные занятия и игры позволят скорректировать нарушения внимания. Это в свою очередь повлияет на успешность логопедической работы и процесс школьной адаптации детей с речевыми нарушениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения внимания
у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями речи…………………………………………………....7
Внимание как психический процесс…………………………… ..7
Развитие внимания в онтогенезе…………………………………18
Особенности внимания детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием ………………………………………17



Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей
с ОНР II уровня………………………………………………………... 23
2.1 Организация и методы экспериментального исследования……..23
2.2. Экспериментальное исследование внимания функций у детей
с ОНР…………………………………………………………………….. 34
2.3. Система развития внимания у дошкольников с ОНР......................37
2.4.Оценка эффективности программы коррекционно-
развивающих игр…………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая инна.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Вывод.  Развитие внимания в онтогенезе с самых первых дней жизни ребенка попадает в сложную среду, состоящую из двоякого рода стимулов. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают в силу присущих им свойств внимание ребенка, с другой - соответствующие стимулы-катализаторы, а именно слова, направляют внимание ребенка. Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Первоначально им руководят взрослые, однако вместе с постепенным овладеванием речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя. Таким образом в дошкольном возрасте значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи и познавательных процессов, внимание становится опосредствованным.

1.3. Особенности  внимания детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи

Рутман Э.М. считал, что одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия. [4, с.163]  Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.       Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы.     Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению "на экспериментатора" (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: "посмотрел в окно (по сторонам)", "осуществляет действия, не связанные с выполнением задания". Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности [43. с.121].       Произвольное внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих факторов: от состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности ребёнка со стороны взрослого, от уровня развития интересов ребёнка, от его психической активности, от индивидуальных особенностей. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые [18].       Возникновение произвольного внимания к концу дошкольного периода - важное психическое новообразование. Ребёнок ещё не может заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы [16].

Внимание детей с ОНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач [36, с. 11].

Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает как ведущая предпосылка устойчивого внимания. Речь имеет особенное значение для развития устойчивого внимания ребёнка. На первых этапах сосредоточение внимания на речи представляет определённые трудности. Овладевая речью, ребёнок овладевает и способами управления своим вниманием. Активность речевой деятельности дошкольника характеризуется направленностью в сторону значения слов взрослого. Ребёнок становится внимательным не только к звукам речи, но и к её содержанию, то есть к смыслу слов. Ребёнок учится мысленно представить себе предметы, их свойства, различные явления окружающего мира.

Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регулировании поведения  ребёнка. Для детей слово взрослого  приобретает доминирующую роль в направленности и избирательности их внимания.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности  раздражителя (зрительной или слуховой): детям с ОНР II уровня гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Следовательно, чем дольше ребёнок сосредотачивает своё внимание на объекте или действии, тем интенсивнее возрастает его усталость и отвлечённость.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с ОНР оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.

У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и далеко не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы [39, с.10 ]

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными  или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный  с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.  Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». По мнению О.В. Правдиной низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности [27, с.26 ].         Таким образом, внимание детей с ОНР характеризуются рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Такие дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Детям с ОНР II уровня гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. Распределение речи между речью и практическим действием оказывается для таких детей практически не выполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют  на протяжении все работы и практически никогда не замечаются и не устраняются, по сравнению с детьми в норме. У детей с ОНР III уровня значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключаемость, распределение, объём и устойчивость.

Внимание является одним  из важных показателей при оценке психического развития ребенка. В дошкольном возрасте у детей с речевыми нарушениями  внимание имеет ряд специфических  особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий коррекции речи.

Выводы по первой главе.         Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. Внимание имеет огромное значение в психической деятельности.  Развитие внимания в онтогенезе с самых первых дней жизни ребенка попадает в сложную среду, состоящую из двоякого рода стимулов. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают в силу присущих им свойств внимание ребенка, с другой - соответствующие стимулы-катализаторы, а именно слова, направляют внимание ребенка. Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Первоначально им руководят взрослые, однако вместе с постепенным овладеванием речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя.             У детей с общим недоразвитием речи отмечается, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике, грамматике у большинства нарушены в той или иной степени навыки конструктивной деятельности, память, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия. Поэтому основная цель коррекционной работы способствовать полноценному и личностному развитию ребёнка. Необходимо правильно понимать психолого-педагогическую позицию по отношению к детям; образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей с нарушениями речи. А развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием высших психических функций и всей познавательной деятельности. Внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка. В дошкольном возрасте у детей с речевыми нарушениями внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий коррекции речи. Изучение особенностей развития внимания у детей с нарушениями речи нам представляется важным как для совершенствования методов коррекционной работы направленной на устранение недостатков речи, так и по предупреждению школьной дезадаптации, связанной с этими нарушениями. Рекомендации психологов по этому вопросу относятся в основном к начальной школе и к детям с нормальным речевым развитием. К сожалению, в методической литературе отсутствуют рекомендации для логопедов по развитию разных форм внимания и его свойств. Это и определило наш интерес к данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей с ОНР

III уровня

2.1. Организация и методики эксперимента

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ № 9 города Губкина Белгородской области. В исследовании приняло  участие 10  воспитанников. В экспериментальную группу вошли 10 детей подготовительной группы, которые начали обучение с октября 2004 года. См. табл.1.         

        Характеристика детей экспериментальной группы

                                                                                   Таблица 1

№ п/п

Ф.И ребенка

диагноз

Клинический диагноз 

1

Дима  С.

ОНР III уровня

Стертая дизартрия 

2

Дима  М.

ОНР III уровня

Дизартрия

3

Катя  Б

ФФН

Дислалия 

4

Лиза Ш

ОНР III уровня

Дизартрия

5

Миша Д

ФФН

Дислалия 

6

Настя Щ

ФФН

Дислалия 

7

Оля  Ж

ФФН

Дислалия

8

Саша Ч

ОНР III уровня

Стертая дизартрия 

9

Сережа Б

ОНР III уровня

Стертая дизартрия

10

Роман М

ФФН

Дислалия


Для изучения особенностей внимания у дошкольников с речевыми нарушениями использовался модифицированный вариант методик, представленный в пособии Осиповой А.А. [32]. Занятия были индивидуальными, что позволило полно и точно зафиксировать характерные для каждого ребенка особенности развития свойств внимания. Для получения достоверных результатов был установлен эмоциональный контакт и взаимопонимание с детьми. Обследование проводилось в знакомой обстановке при которой дети не испытывали отрицательных эмоций (страх, неуверенность). Работу начинали с игры, постепенно включая детей в требуемые методикой задания. Создали благоприятную подходящую обстановку (убрали яркие предметы, которые могли бы отвлечь внимание детей от предложенных заданий).      

Методика  №1 «Запомни и расставь точки»

(модифицированная  методика Керна Йерасека).

 Цель методики: определение объема  внимания.     Описание методики: ребенок  работает по инструкции с восьмью квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой  в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.        Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку  в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы  с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.  Инструкция: Показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ребенок ставит точки в пустые клетки в тех местах, где он видел эти точки на карточках.  Объем внимания оценивается по десятибалльной системе.

баллы

Воспроизведенные точки

10

6 и более

8-9

4-5

6-7

3-4

4-5

2-3

0-3

1


 

 

баллы

уровни развития

10

очень высокий 

8-9

высокий

6-7

средний

4-5

низкий 

0-3

очень низкий


 

II серия эксперимента: Изучение устойчивости внимания

Переплетенные линии» (методика Рея).       Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.   Описание: ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить все линии глазами по порядку, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут. Оборудование: лист с переплетенными линиями, часы с секундной стрелкой. Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Надо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе».      Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, остановки, ошибки.          Нормативы:             – высокая устойчивость внимания – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1м 20 сек);     – средняя устойчивость – без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп);

Информация о работе Развитие внимание у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы