Развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы - обоснование и применение хорового пения для музыкального развития школьников.
Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть явление вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника;
рассмотреть хоровое пение в контексте исполнительского искусства;
рассмотреть процесс формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива.

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника.
§1. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского искусства в России.
§2. Значение хорового пения для музыкального развития школьников

Глава 2. Хоровое пение на уроке музыки.
§1. Певческие вокально-хоровые навыки.
§2. Работа над песней на уроках музыки в школе.

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Lena.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника.

§1. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского искусства в России.

§2. Значение хорового пения для музыкального развития школьников

 

Глава 2. Хоровое пение на уроке музыки.

§1. Певческие вокально-хоровые навыки.

§2. Работа над песней на уроках музыки в школе.

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нынешний этап развития хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям - экономический, социальный и в определённой степени духовный: на фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Одной из основных причин самоликвидации школьных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы, то есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной стороны, в ряде хоровых коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный уровень школьного хорового коллектива. С другой стороны, недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений. В такой ситуации роль учителя на уроке музыки и возрождение традиций вокально-хорового исполнительства в школе становится весьма актуальной. Вернуть учащихся в мир музыкально-эстетических ценностей сегодня - первоочередная задача.

В этой ситуации проверяются на прочность  не только профессиональные качества руководителя, но и его, прежде всего, педагогическое умение организовать коллектив, вывести его на должный уровень исполнительской культуры и удержать от распада. Руководитель хора должен быть умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем. В противном случае он не добьется ощутимых художественных результатов, высокого уровня исполнительской культуры, если не сумеет создать дружный, увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью.

Формирование исполнительской  культуры школьного хорового коллектива неразрывно связано с постижением музыки различных стилей и направлений. Однако сегодня в повседневной жизни из средств массовой информации учащиеся получают массу разноречивых, порой полярных сведений об окружающем мире, что в равной степени касается и потока музыкальной информации. По преимуществу, в эфире звучит «легкая» поп- и рок-музыка во всех разновидностях. Зачастую она не выдерживает никакой критики как с точки зрения профессионализма исполнителей, так и с точки зрения музыкального и литературного содержания. Поэтому обращение, в первую очередь, к огромному пласту отечественной музыкальной культуры, классической музыке, традициям хоровой исполнительской школы России может оказаться одним из основополагающих факторов становления художественного мира и исполнительской культуры обучающихся.

Межпредметные связи, существующие в  хоровом творчестве, целенаправленно  воспитывают гармонически развитую личность. Хоровое пение приобщает детей к основам разных гуманитарных наук: искусствоведения, филологии, социологии, психологии и т. д. Кроме того, специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства способствует развитию хороших человеческих качеств: уверенности в себе, раскованности, коммуникабельности, дружелюбия, ответственности, справедливости и др. Хоровое творчество - это тот идеальный фактор развития, к которому должно быть направленно внимание детей со стороны учителя музыки, руководителя хорового коллектива.

Принимая во внимание позицию основоположников российской вокально-хоровой школы, а также современных исследователей природы музыкального творчества, вокального и хорового исполнительства (Э. Б. Абдуллина

1, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, О. А. Блоха, И. Н. Вилинской, Н. Б. Гонтаренко, Л. Б. Дмитриева, Д. В. Люш, Н. М. Малышевой, А. Г. Ме-набени, В. П. Морозова, Г. П. Стуловой2) и др., можно определить теоретико-методические подходы, позволяющие продуктивно, динамично и эффективно развивать хоровую исполнительскую культуру школьников. Не случайно во главу угла музыкального образования в общеобразовательной школе ставится процесс формирования, а затем и развития высокой исполнительской культуры обучающихся. Прежде всего, в этом контексте следует выделить художественно-воспитательный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, признанные в педагогике.

Таким образом, целью данной курсовой работы - обоснование и применение хорового пения для музыкального развития школьников.

Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    • рассмотреть явление вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника;
    • рассмотреть хоровое пение в контексте исполнительского искусства;
    • рассмотреть процесс формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие вокально-хоровой  культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника.

 

§1. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского искусства в России.

 

Считаем верным рассмотреть  для начала развитие явление хорового пения в России. «Русский народ издревле славился своими талантливыми сочинителями, певцами. Особым богатством красок, силой звука отличались русские басы – профундо, которые воспроизводят едва ли не самые низкие звуки, доступные для восприятия человеком. До нас дошли образцы хоровой музыки 15-16 веков. Музыковеды эти века считают началом отечественной хоровой культуры, и уже самому раннему её периоду развития свойственны демократические тенденции, которые впоследствии благотворно сказались на дальнейшем развитии хорового искусства в России»3.

Хоровое самодеятельное творчество имеет давние традиции. Ещё до революции  в различных прогрессивных кругах России складывались демократические  формы коллективного любительского  творчества, которые можно считать  своего рода прообразом современных  форм художественной самодеятельности4. Ощутимый вклад в народное музыкально-хоровое просвещение внесли многообразные бесплатные народно-певческие и музыкально-хоровые классы, курсы певческой грамоты, хоровые общества, народные консерватории. Особую роль в этом культурном движении второй половины 19 века сыграла Бесплатная музыкальная школа в Петербурге – первое общедоступное музыкальное учебное заведение, цель которого заключалась в приобщении к музыкальной культуре демократических слоёв населения. Эта тенденция нашла яркое отражение в деятельности лучших любительских коллективов того времени – таких, например, как любительские хоры под руководством И.И.Юхова, В.А. Булычева, Ф.А.Иванова и других видных деятелей русского хорового искусства»5.

После революции трудящиеся получили широкий доступ к культурным ценностям, ранее запретным для них. Мощным толчком расцвета хоровой самодеятельности народа стала широкая возможность участия в работе хоровых коллективов. О небывалом размахе музыкально-просветительской работы среди населения свидетельствует тот факт, что при каждом учреждении, предприятии, клубе создаются хоровые коллективы различных типов и видов. Это время характеризуется, с одной стороны, созданием широкой сети хоровых кружков, с другой – объединением отдельных небольших хоров в хоровые массивы, число участников в которых доходило порой до десятка тысяч человек.

По мнению А.П.Пащенко6, «хоровая самодеятельность после Великой Отечественной войны так и не достигло довоенного уровня в силу ряда причин. Развитие средств массовой информации, широкая доступность восприятия музыки лёгкого жанра, слабая работа школы по музыкальному воспитанию детей обусловили постепенное изменение музыкальной среды нашего общества. Это привело к тому, что хоровое искусство, массовое пение народа, начиная с конца 60-х годов, не занимает свойственное ему традиционное, исторически определённое высокое место среди многих видов музыкального исполнительства и художественного творчества.

Являясь важной составной частью культуры и будучи сферой непрофессиональной деятельности, самодеятельное хоровое искусство создаёт необходимые предпосылки самодеятельного художественного творчества народа, формирования здоровых потребностей и высоких эстетических вкусов. Занятия в хорошо организованных хоровых коллективах часто являются школой жизни для многих участников. Здесь они получают возможность не только эстетического, но и общеинтеллектуального развития. Под воздействием талантливого коллектива, квалифицированного его руководителя у любителей совершенствуется вкус, эмоции, формируются разносторонние элементы сознания, которые могут оказать сильное влияние на последующее развитие их нравственных и творческих сил. Изучение состояния развития хоровой самодеятельности показали, что в деятельности клубных учреждений Российской Федерации воспитательная функция хорового искусства реализуется явно недостаточно.

 

§2. Значение хорового пения для музыкального развития школьников

 

В системе музыкально-эстетического  воспитания детей хоровое пение  с его многовековыми традициями занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй ребенка, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает кругозор и повышает культурный уровень7.

Детское хоровое пение в системе  массового музыкального образования  и воспитания решает следующие задачи:

    • при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений дети знакомятся с музыкой различных стилей и эпох, тем самым расширяют свои знания о содержании музыки, ее интонационно-образных особенностях, приемах развития, соотношении музыки и слова в произведениях вокально-хорового жанра.
    • хоровое пение способствует развитию у детей певческих навыков, музыкального слуха и голоса. 
    • пение в хоре развивает у детей память, слух, речь, эмоциональный отклик на различные явления жизни.
    • формирует у детей положительное отношение к музыкальному искусству, позволяет осознавать закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения,
    • стимулирует развитие интереса к занятиям музыкой.
    • учит детей петь эмоционально, выразительно и осмысленно.
    • способствует развитию у детей артистических способностей.

Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека8.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Хоровое пение на уроке музыки.

Вокальное воспитание должно стоять в центре всей учебной музыкальной  деятельности детей и быть важнейшей  заботой и обязанностью руководителя хорового коллектива. Правда, при этом видимые всем результаты приходят не сразу. Но, как показывает опыт, результаты эти значительны и надежны. Более того, они намного превосходят те, которых нам, например, удавалось достигнуть в своей работе когда-либо ранее. В кажущемся замедлении роста «количественных» показателей, прежде всего силы и диапазона голоса (а вместе с тем количества и сложности разучиваемых песен) кроется залог будущего успеха и перспективности всей работы на занятии9.

 

§1. Певческие вокально-хоровые навыки.

Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения – это многоэтапный процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории.

Все это должно сопровождаться получением учениками определенного  круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Действительно, «выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков...»10.

Владение вокально-хоровой  техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ  и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится  совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения. 
Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными11.

К основным вокальным навыкам  относятся: звукообразование; певческое дыхание; артикуляция; слуховые навыки; дикция; эмоциональная выразительность исполнения.

Приобщить каждого школьника  к музыке, развить его музыкальное  восприятие, воспитать художественный вкус - долг каждого учителя музыки. Отстранять от занятий учащихся со слабыми музыкальными данными учитель не имеет права. 
Обучение пению в хоре начинается с понимания самими учащимися простейших дирижерских жестов, показывающих вступление и снятие звука. С первых занятий на простых упражнениях и песнях воспитываются ритмический, динамический и темповый виды ансамбля. Требование правильной дикции предусматривает общее единообразное звучание всего хора. Дальше работа над ансамблем продолжается на более сложном музыкальном материале одно-, двух- и трехголосных песен, которые надо петь слитно, слушая звучание всего коллектива. 
В работе над интонацией большую роль играет сознательное отношение к разучиваемым и прослушиваемым произведениям, общее музыкальное развитие. Анализ практики педагогов показывает, что, развивая музыкальность учащихся, можно добиться положительных результатов и от неверно поющих детей, так называемых «гудошников». 

Информация о работе Развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника