Развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы - обоснование и применение хорового пения для музыкального развития школьников.
Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть явление вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника;
рассмотреть хоровое пение в контексте исполнительского искусства;
рассмотреть процесс формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива.

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника.
§1. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского искусства в России.
§2. Значение хорового пения для музыкального развития школьников

Глава 2. Хоровое пение на уроке музыки.
§1. Певческие вокально-хоровые навыки.
§2. Работа над песней на уроках музыки в школе.

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Lena.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Эта проблема остро стоит перед  массовым музыкальным воспитанием  и особенно ощутима в общеобразовательных  школах12. Специальными исследованиями и проверками выявлен ряд причин, влияющих на плохое пение таких детей: слабо развитый музыкальный слух; нарушение координации между голосом и слухом; отклонения от нормы в голосовом аппарате или органах слуха; отсутствие певческого опыта в коллективе; вредные при пении привычки - крикливость, подражание пению взрослых; стеснительность и связанная с этим неуверенность в пении, вялость и, наоборот, чрезмерная возбудимость характера, излишняя активность; отсутствие интереса к певческой деятельности. Кроме того, в подростковом возрасте неверная интонация может появиться в связи с наступлением мутационного периода.

Большинство фальшиво поющих детей  постепенно сами по себе «выравниваются»  в пении. Однако каждому учителю  хочется как можно быстрее научить весь класс петь чисто. Исключение из певческой работы неверно интонирующих детей давно признано порочной практикой. Учителю нужно хорошо знать своих учеников, особенности музыкального развития каждого. Во время работы над песней или упражнением рекомендуется ходить по рядам, внимательно вслушиваясь в пение учащихся, выявлять неверно поющих, а также детей с точной, устойчивой интонацией.

Необходимо продумать, как рассадить  учащихся на уроке. Неточно интонирующих школьников лучше всего посадить в первые ряды, поближе к учителю или рядом с хорошо интонирующими детьми.

Нужно заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым музыкальным  слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать  развитие их слуха, поощрять каждый успех.

На развитие навыков интонирования  чрезвычайно плодотворно влияет разносторонняя музыкальная работа со школьниками: занятия музыкальной  грамотой, слушание музыки, беседы о  музыке и т. д.

Таким образом, точная интонация в  детском хоровом пении и исправление фальшиво поющих - результат ряда слагаемых в деятельности учителя: знание педагогом возможностей каждого ребенка, окружение неточно интонирующих детей лучшими учениками, понимание учащимися основ музыкальной грамоты, активизация слухового внимания, правильно поставленная вокально-хоровая работа, применение пения без сопровождения инструмента.

С первых шагов обучения необходимо обращать внимание детей на качество звука, учить их различать красивое пение, ценить его, сознательно стремиться к правильному исполнению, анализировать и оценивать певческие достоинства и недостатки у себя и у других. Эта способность связана с развитием вокального слуха. Он и становится контролером правильного певческого исполнения во всех его проявлениях.

Важная проблема — выразительность исполнения. Поскольку выразительное пение в первую очередь связано со словом, внимание к нему играет в обучении важную роль, тем более что правильно пропетое слово положительно влияет на звукообразование. 

Развитие эмоциональности и формирование вокально-хоровых навыков тесно взаимосвязаны: эмоционально окрашенное пение содействует активизации ряда вокально-формирующих процессов, влияет на певческую интонацию13

Эмоциональное отношение  должно проявляться на всех фазах  разучивания произведения. Как показали наблюдения Н.Орловой, эмоциональная настроенность и правильная готовность к пению — важные закономерности, характеризующие нормальное звучание детского певческого голоса. Анализ проведенных наблюдений показал, что наиболее рациональное и здоровое пение в коллективном обучении такое, при котором функционирует весь сложный нервно-двигательный голосообразующий аппарат. При таких условиях возможно постепенное и систематическое совершенствование эмоционального исполнения школьников14.

 

 

 

§2. Работа над песней на уроках музыки в школе.

Вокально-хоровая работа в детском  хоре проводится в соответствии с  психофизиологическими особенностями  детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные  черты в механизме голосообразования. Организуя детский хор, руководитель должен обязательно учитывать эти способности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива.

Основное условие правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя для занятий пением со школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит, интереса и трудолюбия. Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка.

Пение в детском хоре не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В детском хоре следует совершенно исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с предельной осторожностью.

Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это не совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения. Песня должна исполняться в точном соответствии с указаниями композитора и интерпретацией дирижера: где-то громче, где-то тише. Все это зависит от смысла, от содержания, настроения пения. А все время петь громко – и нелепо, и некрасиво. Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью – только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос. Известно, что дети любят покричать. Особенно это свойственно мальчишкам. Все замечали, какой шум и гул стоит во время детских игр в футбол, хоккей, волейбол. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как бережно относиться к своему голосу

15.

Одной из важнейших традиций русской  вокальной школы является исключительное внимание к процессу развития детского голоса. Наша вокальная педагогика требует бережного отношения к неокрепшему детскому голосу и, вместе с тем, указывает на большие возможности работы с ним.

Руководитель хора, поставивший  перед собой задачу научить детей правильно петь, должен постоянно стремиться к совершенствованию всех необходимых для хора качеств. Навыки, обеспечивающие хору хороший ансамбль, строй, дикцию, владение нюансами, называются вокально-хоровой техникой. Владение вокально-хоровой техникой помогает хору правильно передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения. Очень часто можно наблюдать, как детский хор со слабо развитой вокально-хоровой техникой, берясь за исполнение достаточно трудного произведения, не справляется с этой задачей.

Даже в том случае, когда певцы  хора очень хорошо поняли, прочувствовали и полюбили то или иное произведение, коллектив не сумеет выразительно его  исполнить, если у него нет ансамбля, строя, дикции, нюансов, то есть если он не владеет вокально-хоровой техникой.

Понимание произведения и большая  любовь к нему являются, конечно, важным условием для хорошего исполнения, но они не заменят хору тех навыков, которые необходимы ему для выявления  художественного замысла произведения. Поэтому хоровой коллектив должен регулярно работать над развитием и совершенствованием вокально-хоровой техники. Прежде всего каждому певцу необходимо постоянно заботиться о состоянии голосового аппарата, или, как принято говорить, об охране голоса Небрежное отношение к своему голосовому аппарату - крик при пении, простуда, чрезмерное переутомление голосовых связок — нередко приводит к порче голосе и затрудняет вокальную работу в коллективе.

Очень важно, чтобы дети понимали разницу  между громким пением и криком, между тихим пением и тусклым звучанием хора

16

Основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе - привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров. Урок музыки - это целостный процесс, и необходимо найти такой метод его организации, который помогал бы объединить различные виды музыкальной деятельности школьников единую систему. В школьных занятиях умение иди неумение слышать музыку, особенно обнажено, даёт о себе знать в хоровом пении. Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного композитор, и понимание характерных особенностей данного произведения - вот что надо прежде всего воспитывать в учащихся с первого класса на их собственном исполнительском опыте. Хоровое пение, как наиболее доступный ребятам способ работы, дающий возможность всему коллективу принять участие в музыкальном действии. Хоровое пение является прекрасным методом общественного воспитания. Оно приучает детей сливать свои личные переживаниями коллектива. Пение будет тем совершеннее, чем выше общий музыкально культурный уровень учащихся, и художественный вкус и музыкальный, а также чем выше развиты их слуховые навыки и чем лучше они овладевают музыкальной грамотой. Задачей педагога является привитие учащимся правильных певческих навыков, воспитание и охрану детского голоса, воспитание хоровых навыков, умело сочетая эти специальные задачи с воспитанием музыкального слуха и вкуса детей, и поднятием их общей музыкальной культуры. Хоровое пение развивает слуховую, моторно-двигательную и логическую память. Важно понять, что развитие хорового пения, основанная на принципах высокого профессионального исполнительства - характерная черта музыкального воспитания.

Для того чтобы выделить основные роли учителя музыки, относящиеся к работе над школьной песней, в качестве основы мы взяли педагогические функции, выделенные В.С. Селивановым. Вслед за этим учёным мы считаем, что основными функциями учителя являются:

 

Просветительская функция. Она направлена на усвоение детьми знаний о природе, обществе, отношениях между людьми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности. Изучая и исполняя песни, школьники знакомятся с понятиями  прекрасного, безобразного, трагического,

комического и других категорий эстетики, усваивают этику поведения, общения, получают знания о способах творческой деятельности по законам красоты.

Реализуя просветительскую функцию в ходе работы над песней, педагог, на наш взгляд, выполняет следующие роли:

Информатор. Данная роль предполагает наличие у учителя достаточного объёма знаний, умения грамотно, логично и доказательно донести эти знания до воспитанников. Ограниченность времени ставит перед учителем задачу говорить точно, кратко, просто и понятно, но обязательно эмоционально, ярко. По мнению Л.Г. Арчажниковой, чтобы уметь говорить о сложном просто, уметь эмоционально, артистично рассказать о песне, охарактеризовать звучащую музыку и вместе с тем свободно исполнять ее, необходимо систематически повышать уровень своих знаний, профессиональное мастерство, воспитывать культуру речи и артистизм. Таким образом, данная роль включает в себя и постоянное самоинформирование, самообразование.

Выполнение роли информатора невозможно без освоения роли искусствоведа являющейся своеобразной базой для первой роли.

Роль информатора предполагает и момент демонстрации материала В процессе работы: над песней это может быть демонстрация различных произведений искусств, эстетических проявлений действительности, показ ученикам иллюстративных пособий: зарисовок на доске, репродукций, плакатов, портретов и т.п. Роль подразумевает знание учителем современных технических средств обучения, умения правильно обращаться с ними, умений: активизировать внимание воспитанников, направить его на демонстрируемый объект.

Актер. Педагогический артистизм предполагает эмоциональное перевоплощение, то есть подчинение своего психологического состояния эмоциональной драматургии урока или внеклассного мероприятия.

К   педагогическим   умениям,  отражающим   артистичность  перевоплощения, учёные относят умение создавать эффект новизны  перевоплощение в соответствии с материалом; умение осуществлять быстро и плавно переходы от одного к другому психологическому состоянию: правдивость переживаний; умение использовать выразительные средства как внешние, так и внутренние, для передачи художественного образа произведения, его жизненного содержания; умения моделировать эмоциональную драматургию урока или внеклассного мероприятия и т.д.

Кроме того, актер должен обладать умениями, относящимися к ораторскому искусству, к владению речью. Филологи выделяют следующие вспомогательные средства языка; темп речи, акцентирование части высказывания, эмоциональную окраску, тембр голоса, его силу, дикцию, жесты и мимика. Также подчеркивается важность правильного и внятного произношения понятности языка правильного употребления слов, соответствия суждений лектора запасу знаний слушателей и характеру их социальных установок, близость языка оратора языку аудитории, образности речи. Поэтому для актера крайне важной становится сформированность вербальных и невербальных умений, относящихся к искусству речи.

Искусствовед. Теоретическая подготовка обширные системные знания во всех областях искусства, умение ориентироваться в жанрах и направлениях различных эпох и особенностях искусства разных стран, а также общая эрудиция, позволяют учителю глубже понимать эстетические явления действительности с тем, чтобы использовать их в своей работе в школе. Выполняя роль искусствоведа, учитель часто выступает и в роли этнографа которая предполагает глубокое знание фольклора как родной страны, так и особенностей народного творчества той местности, в которой живут и учатся школьники.

Знание истории различных искусств также является необходимой базой для всестороннего и широкого охвата различных культурных явлений, что соответствует задачам эстетического воспитания школьников. Кроме того, недостаточно просто  знать  искусство, учитель должен  искренне любить его,

чувствовать его красоту  и уметь донести её до учащихся.

Субъект коммуникации. Учитель всегда выступает инициатором плодотворного общения с учениками и для полноценного выполнения этой роли он должен обладать как потребностью в общении, так и демократическим стилем руководства педагогическим тактом, способностью к педагогической импровизации. Кроме того, педагог должен уметь применять различные средства педагогического воздействия. Для этого требуются в свою очередь, наблюдательность, способность улавливать настроения не только отдельной личности, но и всего коллектива.

 

А.Б.Добрович описывает  основные умения человека, необходимые  для полноценного общения. Прежде всего, субъект коммуникации должен уметь сбросить маску - шаблон внешнего поведения, служащий своеобразной психологической защитой, а для этой цели ему необходимо научиться играть чужие роли, что органично связывает роль субъекта коммуникации с ролью актера. Следующее умение - умение слушать собеседника, причем, слушать активно, отбрасывая возможные предубеждения к нему. Следующее звено процесса полноценного общения - умение оказать эмоциональную и искреннюю поддержку собеседнику, а кроме того, при случае - умения искренней конфронтации (умение спорить, не унижая ни себя, ни оппонента).

Информация о работе Развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника