Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания). Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словосочетания.
3. Определить закономерности и специфику овладения грамматическим строем речи детьми в норме и при ОНР.
4. Наметить методику обследования умений образовывать словосочетания детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Словосочетание как единица синтаксиса……………………………6
2.Особенности овладения грамматическим строем речи
в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11
3. Основные направления формирования грамматического
строя речи…………………………………………………………………18
Выводы……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.rtf

— 311.63 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при правильном подходе к формированию грамматического строя речи  у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

 

Выводы

 

     Несмотря на то, что на современном этапе в исследованиях разных авторов (Н.С.Жукова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, А.В.Короткова, А.Г. Зикеев и др.) достаточно полно представлен качественный и количественный анализ особенностей овладения лексическими и грамматическими компонентами, однако, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций.

Изучив подходы различных авторов к понятию, «словосочетание», наиболее полным и расширенным мы считаем определение данное Шанским Н.М. и Ивановым В.В., которое гласит, что словосочетание - это  грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной непредикативной связи знаменательных слов. Между  ними имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные синтаксические отношения. Кроме них отмечаются еще субъектные и комплетивные отношения.

Наиболее важной характеристикой в словосочетания является грамматическая зависимость одного слова от другого, выраженная подчинительной связью. В отличие от других, она обусловлена лексико - грамматическими свойствами слова. Выделяется три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание, различающиеся не только по выражению грамматической зависимости, но и по степени спаянности компонентов.

Процесс формирования словосочетаний у детей при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе и требует к себе специального логопедического подхода. Так как в речи детей наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний, в частности, родительного падежа и существительного множественного числа.

При работе над составной частью синтаксиса - словосочетанием в процессе коррекционно - развивающего воздействия необходимо формировать синтаксическую сторону речи в целом.

На следующем этапе мы подберем комплекс методов для наиболее успешного развития грамматического строя речи у детей с нарушенным речевым развитием. Все полученные данные будут подвергнуты  количественному и качественному анализу и далее они будут учтены при организации формирующего этапа эксперимента. Помимо диагностики будут использоваться такие методы, как:

- беседа с учителем - логопедом;

- анализ перспективных планов работы логопеда и воспитателя.

Применение этих методов позволит проанализировать состояние работы в ДОУ по формированию грамматического строя речи и, в частности, умения составлять словосочетания.

 

Список использованной литературы:

 

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 1997. - 400с.

Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.

Березин Ф.М. Головин Б.Н. Общее языкознание. - М., 1979.- 560с.

Вершина О.М. Особенности словообразования у детей  с общим      речи 3 уровня //  Логопед. -2004. №1 с  34 - 40.

Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения //   Логопед.- 2004.№6 с 4-9.

Жукова Н.С. ,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 2000.- 316с.

Зикеев А.Г.  Развитие речи учащихся  специальных образовательных   учреждений.-М., 2000. - 210 с.

Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня  //Логопед 2004. №1 с. 27-34.

Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.

Лепская Н.И. Язык ребенка.- М., 1997.- 151с.

Львов М.И. Методика развития речи младших школьников .- М., 1985.- 176 с

Логопедия  / Под ред. Волковой. - М., 2003.- 678с

Попов Р.Н. Валькова Д.П. Маловицкий Л.Я. Федоров А. К. Современный русский язык . - М., 1978.- 463с.

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред.

      Т.В. Волосовец. - М., 2004. - 287с.

Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Теленкова М.А. Современный Русский язык.- М., 2000.- 448с.

Смирнов В.М  Нейрофизиология и высшая нервная деятельность  детей и подростков.- М ., 2000.- 400с.

Современный русский язык  / Под ред. Белошапковой.-М., 1981.-560с

Современный русский язык / Под ред. Валгиной Н.С.- М.,2001.-528с.

Современный русский литературный язык / Под ред. Леканта - М.,1996.-510с.

Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи ( 1 -4 классы ). - М., 1980.- 163с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.,1989.- 186 с.

Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под  ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И.- М., 1997.- 656 с.

Шахматов А.А.  Синтаксис русского языка.- Л.,1941.- 650с.

Шанский Н.М. Иванов В.В. Современный русский язык . Часть I .-М.,1987.-192с.

 


Информация о работе Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня