Развитие графо-моторных навыков у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – графо-моторные навыки у дошкольников.

Объект исследования – процесс развития графо-моторных навыков.

Цель – разработать программу эффективного развития графо-моторных навыков старших дошкольников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА I. Теоретические основы развития графо-моторных навыков

у дошкольников.

§ 1. Развитие движений руки в онтогенезе…………………..……....………… 5

§ 2. Связь движений пальцев рук с устной и письменной речью……………. 7

§ 3. Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников…... 10


ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.

§ 1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений

рук у детей старшей группы……………………………………………… 17

§ 2. Разработка и апробация программы для эффективного развития

графо-моторных навыков у детей старшей группы. Анализ результатов

работы............................................................................................................ 23


Заключение………………………………………………………………………. 31

Список литературы……………………………………………………………… 34

Приложения……………………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие графо-моторных.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

    Светлова  И.Е. указывает, что уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты  память и внимание, связная речь (22).

    Письмо  – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка  в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

    Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение  навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребёнка в обучении. По скорости письма оценивается, как правило, степень сформированности этого навыка. Ускорение письма – одно из основных требований программы уже в 1 классе. При увеличении скорости не должна изменяться графическая картина письма.

    Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во – вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения (13).

    Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества. Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека исключительно велико. Различные области деятельности в большинстве своём тесно связаны с процессом письма.  Однако письмо может стать подлинным средством общения лишь в том случае, если оно будет удобочитаемым, чётким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное (14).

      Таким образом, учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

      Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.

    Поэтому в дошкольном возрасте очень важно  развивать механизмы, необходимые  для овладения письмом, создать  условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. 
 

    § 3.  Пути и средства развития графо-моторных навыков  у дошкольников.

    Подготовка  руки к письму является одним из важных этапов подготовки ребёнка к  систематическому обучению, что  связано  с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития (2).

    Период  с 4 до 7 лет является сензитивным  для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.

    В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации  движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе. С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина считают, что развитию мелкой моторики у детей дошкольников будут способствовать следующие упражнения и задания:

  • запускание пальцами мелких волчков;
  • разминание пальцами пластилина, глины;
  • катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, шариков;
  • сжимание и разжимание кулачков, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
  • двумя пальцами руки (указательным и средним) «Ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит. Упражнение проводятся сначала правой, а потом левой рукой;
  • показать отдельно только палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко,  разном темпе;
  • собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
  • нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку (леску);
  • завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;
  • застегивание пуговицы, крючков, молний, замочков, закручивание крышки, завод механических игрушек ключиками;
  • игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • складывание матрешек;
  • рисование в воздухе;
  • игры с песком, водой;
  • мять руками поролоновые шарики, губку;
  • шить, вязать на спицах;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • резать ножницами;
  • рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелком, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и так далее) (7).

    По  мнению О.С. Бот, М.М. Кольцовой, для формирования тонких движений пальцев рук, могут быть успешно использованы игры с пальчиками сопровождаемые чтением народных стихов и потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание текста, учат улавливать ритм речи, повышают работоспособность и внимание, являются прекрасным материалом для обучения детей разговорной речи (5, 17).

    В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры широко представлены в работах С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой, А. Бейлиной, Т.А. Ткаченко, И.Е. Светловой и других авторов.

    И.Е. Светлова считает, что теневой театр  поможет детям в умении владеть своими пальчиками. При помощи рук дети могут изображать птиц, животных, насекомых и вести между ними диалоги. Для проведения теневых игр необходим экран и источник света (торшер, настольная лампа). Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5-2 метра от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур (22).

    Большой популярностью среди педагогов  пользуется пальчиковая гимнастика, которая обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке изолированных движений, развивает точность движений пальцев (5).

    При помощи пальцев обеих рук дети изображают различные предметы окружающего мира животных, насекомых, растения, людей, выполняющих различные действия и движения. Например, кончики пальцев рук соединены в наклонном положении ладоней, большие пальцы на «прилавке» (на указательных пальцах) – беседующие между собой покупатель и продавец.

    Сложные двигательные навыки (в том числе  и графические) усваиваются путем  целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет считать упражнение одним из  основных методических приемов, обеспечивающим приобретение графического навыка (9).

    Содержание  графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий  и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений  в цвете, воспроизведение графических  узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Это такие упражнения, как «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево - вправо, вверх - вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру); различные «дорожки» (нарисуй дорогу, по которой поедет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь, по которому летел самолётик); «Дорисуй недостающую фигуру»; «Найди, кто спрятался»; «Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок».  

    Параллельно на том же самом материале у  детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графо-моторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

    Выполняя  графические упражнения, ребенок  учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать  свои суждения, что особенно важно  при его подготовке к обучению в школе.

    Применение  изобразительных материалов при  выполнении графических упражнений вариативно. На первых этапах работы уместно  использовать фломастеры: они оставляют  четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима (9).

    Буцыкина  Т.П., Вартапетова Г.М. рекомендуют  проводить  работу по развитию графо-моторных  навыков в следующих направлениях:

  1. Формирование  мелкой мускулатуры  пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений).
  2. Развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений).
  3. Обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур,  зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, дорисовывание рисунков с недостающими деталями, упражнения в дорисовывание, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).
  4. Формирование графической символики (задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).  (6)

    Р.Д. Триггер отмечает, что развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению.

    Во  втором полугодии в старшей и  подготовительной к школе группах детям полезно рисовать под диктовку: это вызывает интерес, радость, снимает психическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал. Например, детям предлагают подобные задания: «Рисуем большой треугольник, над ним - чуть поменьше, сверху - еще меньше. Что получилось? (Елочка.) Раскрасим ее».

    Таким образом, тренировку пальцев рук необходимо начинать с самого раннего детства со всеми детьми.  Для развития достаточного уровня пальцевой моторики необходима, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, организация специальных игр, заданий и упражнений. О важности их включения в систему специальной подготовки говорят и известные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Т.С. Комарова, М.М. Безруких и др.

    Работа  по развитию графо-моторных навыков  должна быть систематической и комплексной, и осуществляться в следующих основных направлениях работы с детьми: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; обучение ориентировки на листе бумаги; выполнение графических упражнений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.    

§ 1.  Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации  движений рук у  детей старшей группы.

      Цель  опытно-педагогической работы: определить состояние графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста; разработать программу эффективного развития графо-моторных навыков  старших дошкольников.

    Для решения поставленной цели мы определили задачи работы:

  • Выявить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей исследуемой группы;
  • разработать программу мероприятий, направленных на развитие графо-моторных навыков и апробировать её;
  • выявить результативность опытно-педагогической работы.

Информация о работе Развитие графо-моторных навыков у дошкольников