Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:17, дипломная работа
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит изобразительной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития изобразительного творчества у дошкольников 7
1.2 Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 30
2.1 Изучение уровня развития изобразительного творчества у детей 3-4 лет 30
2.2 Содержание и методика работы по развитию изобразительного творчества у детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования 49
2.3 Контрольный срез 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ЛИТЕРАТУРА 95
«РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»
Дипломная работа
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 7
1.1 Психолого-педагогические
основы развития
1.2 Нетрадиционные техники
рисования как средство
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 30
2.1 Изучение уровня развития изобразительного творчества у детей 3-4 лет 30
2.2 Содержание и методика
работы по развитию
2.3 Контрольный срез 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ЛИТЕРАТУРА 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит изобразительной деятельности.
Использование нетрадиционных техник на занятиях изобразительной деятельностью как раз способствует решению творческих задач. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.
Но, к большому сожалению, обучение изобразительному искусству в ДОУ зачастую по-прежнему носит репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит.
Практический аспект реализации развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста также остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должны измениться технологии работы педагогов.
В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в изобразительной деятельности. Опираясь исключительно на собственную интуицию, свой опыт, они порой совершают ошибки. Используемые педагогами приемы обучения и развития творческих начинаний детей, в своей основе, однообразны. Не так успешно, как хотелось бы, применяемся создание игровой ситуации на многих занятиях. В организации работы с использованием нетрадиционных методов изображения преподаватели изобразительного искусства и воспитатели редко используют коллективную форму проведения занятия. А это приводит к обеднению содержания и снижению художественной ценности детских работ. В то же время использование рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм организации работы с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения способствует повышению художественного уровня выполняемых детьми работ, развитию их творческих способностей, развитию воображения, стимулирует интерес к выполняемой работе.
Также слабо используются возможности интегрированных занятий для развития творчества детей, что отрицательно сказывается на формировании личностно значимых мотивов деятельности и снижает интерес к ней. Поэтому, хотелось бы организовать процесс развития самых многофункциональных изобразительных умений таким образом, чтобы максимально реализовать творческие задатки дошкольников.
Исходя из вышеизложенных противоречий и анализа научной литературы и практики, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.
Цель бакалаврской работы – выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет.
Объект исследования – изобразительное творчество детей 3-4 лет.
Предметом исследования является развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет протекать успешнее, если привнести в занятие изобразительной деятельностью опыт использования нетрадиционных техник рисования
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы
развития изобразительного
2. Определить показатели
и выявить уровень развития
изобразительного творчества
3. Разработать содержание
и методы работы по развитию
изобразительного творчества у
детей 3-4 лет посредством
4. Провести психолого-
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования
- педагогическое наблюдение, беседа;
- психолого-педагогический эксперимент: формирующий, констатирующий и контрольный этапы;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
В методологическую основу нашего исследования легли
- деятельный подход (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В.);
- педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (Ветлугина Н.А., Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Саккулина Н.П., Флерина Е.Ф., Юсов Б.П.);
- положения о возможности применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников (Казакова Т.Г., Лыкова И.А., Мардер Л.Д., Саккулина Н.П).
Научная новизна:
- выявлена возможность развития изобразительного творчества детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник;
- определены требования и условия к подбору занятий, включающих использование нетрадиционных техник.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что в ней представлены:
- комплекс занятий по изобразительной деятельности для детей 3-4 лет, направленный развитие их изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник рисования;
- рекомендации в помощь педагогам, воспитателям и родителям, заботящимся о развитии детского изобразительного творчества.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение, д/с №99 «Капелька», АНО «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА «ЛАДА»», г.о. Тольятти.
Структура исследования. Выпускная квалификационная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, из списка литературы, состоящего из 63 источника, и 19 приложений.
Заключение
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать соответствующие выводы относительно теоретических и методологических подходов к данной проблеме.
Теоретические основы психолого-педагогической и научно-методической литературы показали, что в младшем дошкольном возрасте изобразительное творчество только зарождается. А возможность применения нетрадиционных приемов рисования в работе с детьми 3-4 лет создает потенциал для развития их воображения, творческого мышления и творческой активности в изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов универсальность их использования. Технология их выполнения интересна, доступна и привлекательна для детей, так как они открывают большие возможности выражения детских фантазий, желаний и самовыражению в целом. Взрослый и его ведущая роль в организации изобразительной деятельности, содержащей огромное количество творческих задач, играет здесь особо важное, значение. В процессе эксперимента нам удалось доказать существенное влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет.
Результаты констатирующего эксперимента выявили в основном средний и низкий уровень развития изобразительного творчества дошкольников показывали необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по развитию изобразительного творчества детей 3-4 лет.
В связи с этим, мы определили содержание формирующей работы по данной проблеме, которую проводили с детьми 3-4 лет экспериментальной группы в целях более эффективного развития изобразительного творчества у детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник. Формирующая работа содержала комплекс занятий с использованием нетрадиционных методик рисования, что способствовало развитию у дошкольников воображения, самостоятельности, воспитанию чувства прекрасного, настойчивости и трудолюбия, умения доводить работу до конца.
Итоговый контрольный срез был завершающим этапом нашего эксперимента, подтвердившим гипотезу исследования. Из полученных количественных результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза наглядно видно, что высокий уровень значительно увеличился: на 26,7% (4 ребенка). Анализ проведенной нами работы также показал, что систематическая и целенаправленная работа воспитателя с младшими дошкольниками не только обогащает их технический опыт в использовании нетрадиционных техник рисования, но и способствует развитию всех психических функций детей. Мы также определили условия, обеспечивающие наиболее действенное использование нетрадиционных техник рисования как средства развития изобразительного творчества у младших дошкольников:
- комплексный подход к использованию нетрадиционных техник рисования как одно из стимулов развития изобразительного творчества у младших дошкольников;
- использование разных форм организации и методов руководства занятий нетрадиционных техник рисования (индивидуальная, коллективная, самостоятельна, кружковая работа);
- учет возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников в изобразительной деятельности;
- привлечение родителей и преподавателей к работе по развитию изобразительного творчества детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы по развитию изобразительного творчества показывают, что проведенная работа оказалась действенным средством развития изобразительного творчества средствами нетрадиционных техник детей младшего дошкольного возраста и является доказательством достоверности выдвинутой нами гипотезы в начале исследования.
Литература
1. Александрова, Н.С. Детское
эстетическое отношение к
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А.Д. Алехин - М.: Флинта, 1993. – 255 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили - М.: Педагогика, 1996. – 244 с.
4. Афонькин С.Ю. Оригами и аппликация / С.Ю.Афонькин, Л.В.Лежнева – М.: Педагогика, 2006. – 333 с.
5. Безруких, М.М. Сенсомоторное
развитие дошкольников на
6. Бехтерев, В.М. Объективная психология/В.М. Бехтерев – СПб.: Речь, 1994. – 333 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение
и творчество в детском
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский - М.: Педагогика,1999. - 239 с.
9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон - М.: Наука, 2005. - 458 с.
10. Годинай, Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Г.Н.Годинай, Э.Г. Пилюгина - М.: Наука, 2000. - 356 с.
11. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд., испр. / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 272 с.
12. Галанов, А.С. Занятия с
дошкольниками по
13. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для педвузов / Г.Г. Григорьева – М.: Педагогика, 2006. – 241 с.
14. Грибовская, А.А. Юмор в
изобразительной деятельности
15. Дошкольникам о художниках детской книги / Сост. Доронова Т.Н. - М.: Просвещение, 1991.-128 с.
16. Дронова, О.О. Декоративное
рисование как средство
17. Доронова, Т.Н. Природа, искусство
и изобразительная
18. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I/Г.Н. Давыдова – М. Скрипторий 2003, 2007 – 78 c.
19. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II/Г.Н. Давыдова – М. Скрипторий 2003, 2007 – 72 c.
20. Зорин, С.С. Формирование визуальной культуры / С.С.Зорин, Л.К. Веретенникова – М.: Академия, 2002. – 366 с.
21. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии / Э.В. Ильенков //Вопросы эстетики. – М.: Просвещение, 1964. – 322 с.
22. Изобразительная деятельность
детей 3-4 лет: Методические рекомендации
для воспитателей
23. Истоки гармонии: Методические рекомендации для работников дошкольных учреждений / Отв. ред. Т.Ю. Кулагина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - Вып. 1. – 99 с.