Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:17, дипломная работа
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит изобразительной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития изобразительного творчества у дошкольников 7
1.2 Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 30
2.1 Изучение уровня развития изобразительного творчества у детей 3-4 лет 30
2.2 Содержание и методика работы по развитию изобразительного творчества у детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования 49
2.3 Контрольный срез 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ЛИТЕРАТУРА 95
24. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г.Казакова - М.: Орбита, 1985. – 412 с.
25. Казакова, Р.Г. Рисунки с натуры/ Сб. Детское творчество/ Р.Г. Казакова - М.: Изд МГПИ, 1970. - с. 101-111.
26. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова - М.: Наука, 1995. – 369 с.
27. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова, Н. П.Сакулина - М.: Просвещение, 1982. – 333 с.
28. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С.Комарова - М. Просвещение, 1976. – 214 с.
29. Комарова, Т.С. Методика
обучения изобразительной
30. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Д.Кириллова // Дошкольное воспитание. - №2 - 1971 г., с. 41-46
31. Крылов, Е. Школа творческой личности /Е.Крылов // Дошкольное воспитание. - №№7,8 – С. 11 – 12
32. Кудрявцев, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Кудрявцев, В. Синельников //Дошкольное воспитание – 1995 г. - № 9 – с. 52-59, № 10 с. 62-69.
33. Клюева, И.Н. Предметно-пространственная
деятельность и среда в
34. Клюева, И.Н. Интегрированная
полихудожественная программа «
35. Крупская, Н.К О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении/Н.К. Крупская – М.: Просвещение, 1982. – 411 с.
36. Киреенко, В. И. Психология
способностей к
37. Комплект интегрированных
полихудожественных программ / Авторский
коллектив под руководством Б.
38. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А.Левин – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.
39. Лилов, А. О природе искусства. Критика современных концепций буржуазной эстетики. Пер. с болгар./А. Лилов – М.: Искусство, 1977. - 199 с.: ил.
40. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук – М.: Наука, 1978. – 125 с.
41. Мухина, В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Дис. . д-ра пед. наук./ В.С.Мухина – М., 1972. – 202 с.
42. Мардер, Л.Д. Цветной мир.
Групповая арт-терапевтическая
43. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский – М.: Знание, 2004. – 214 с.
44. Петровский, А.В. Психология, 2-е изд. / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский – М.: Академия, 2000. – 512 с.
45. Подымова, Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность / Л.С.Подымова, В.А. Сластенин - М.: Прогресс, 2004. - 487 с.
46. Рябко, Н. Б. Занятия по
изобразительной деятельности
47. Рузанова, Ю. В. Развитие
моторики рук у дошкольников
в нетрадиционной
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /.Л. Рубинштейн - М.: Дело, 2004. - 315 с.
49. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О.Смирнова - М.: Наука, 1997. – 233 с.
50. Синельников, В. Исследование
воображения и творчества
51. Сапогова, Е.Е. Ребенок и
знак: психологический анализ
52. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский – Киев, 1988. – 288 с.
53. Саккулина, Н.П. Рисование в дошкольном возрасте / Н.П. Саккулина – М.: Просвещение, 1965. – 222 с.
54. Стариченко, Н.Л. Программа
изобразительной деятельности
55. Стасевич, В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителя / В.Н.Стасевич - М.: Учпедгиз, 1978. – 156 с.
56. Тихомирова, О.К. Психологические
исследования творческой
57. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина – М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с.
58. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки/А.А. Фатеева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
59. Художественно-педагогический словарь /Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М.: Академический проект, 2005. – 480 с.
60. Чумичева, P.M. Дошкольникам о живописи / P.M. Чумичева - М.: Просвещение, 1992. - 126 с., илл.
61. Эльконин, Д. Б. Введение
в психологию развития (в традиции
культурно-исторической теории
62. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных
факторов в формировании
63. Юсов, Б.П. Пространство культуры и духовное развитие ребенка/Б.П. Юсов – М.: Педагогика, 2005. – 214 с.