Развитие и поддержка одаренных и высокомотивированных учащихся средствами предметов "Русский язык и литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимости организации специальной целостной системы работы с интеллектуально и творчески одаренными учащимися. Поскольку именно от них будущих достижений зависит политическое, экономическое, культурное развитие общества. Сегодня целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников объективно необходимо, так как «… значительные преимущества будут за теми государствами, которые сумеют как можно раньше опознать творческие личности и создать самые благоприятные условия развития их потенциалов»

Содержание

Введение 5
Научно-методическое обоснование 6
Описание сущности педагогического опыта 9
Результативность 18
Литература 20
Приложения 22

Вложенные файлы: 1 файл

4trepko.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 • Может ли сочетание звуков [г] и [т’] или [к] и [т’] превратиться в [ч’]?

 

2) Разгадайте ребусы:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) • Следующие слова образуют тематическую группу, но одно слово выпадает из общего ряда. Какое   и почему?

Груша, яблоко, слива, персик, абрикос, айва.

 

  

Такие задания помогают открыть большое количество интересных детей, не проявивших себе особыми успехами, но проявляющих постоянный интерес к различным языковым явлениям и фактам. Учитель помогает им достигнуть желаемого результата, и они добиваются успехов в различных конкурсах, а также повышают свой уровень знаний.

Развивая познавательные интересы в игровых формах учебной деятельности, к 6-7 классу учащиеся вместе с учителем открывают истину: «Мы любим то, что знаем, и знаем то, что любим». На собственном опыте ребята убеждаются: удача сопутствует тому, кто больше знает, лучше умеет, не боится экспериментировать, готов побороться за успех. К концу 8 класса, когда обучение учащихся фонетике, словообразованию и морфологии окончено, проводится командная игра по русскому языку «Лингвистическое многоборье» (приложение 2). Каждая из команд состоит, конечно, из высокомотивированных учащихся. Самые смелые из них становятся капитанами и участвуют в личных соревнованиях (приложение 3).

К 9 классу учащиеся, интересующиеся филологией, уже мотивированы на участие в научно-практических конференциях школьников, олимпиадах, творческих конкурсах. При этом ребята посещают факультативные занятия по русскому языку, самостоятельно изучают предложенную учителем литературу по филологии, учатся специфическим видам работ по литературе, языку, риторике. Задания олимпиадного уровня требуют от старшеклассников глубоких знаний, развитой языковой интуиции, нестандартного мышления, широкой эрудиции. Самораскрытие таких ребят происходит по-разному. Например, как читатели-интеллектуалы раскрываются ребята в игре «Что? Где? Когда?» по творчеству А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова (приложение 4). Но и обычные уроки (особенно уроки защиты проектов по литературе) тоже насыщены дополнительной информацией, которая развивает ребят, а значит, выводит их на более высокий уровень обученности.

Урок в 10 классе по теме «Сложноподчинённое предложение», построенный на материале прекрасных русских стихов, вдохновил двух учениц разных классов на глубокое погружение в русскую поэзию и русскую живопись (приложение 5).

Осуществляя обучение высокомотивированных и одарённых детей, разрабатывая для них программы, опираемся на 4 основных подхода: ускорение, углубление, обогащение, проблематизацию.

Подходы к организации  обучения

 высокомотивированных и одарённых  детей

 

 Подход

Назначение

Формы работы

Ускорение

Удовлетворение повышенных познавательных потребностей детей

Подача учебного материала блоками

Углубление

Углублённое изучение тем по русскому языку и литературе

Дифференцированные задания  по предмету, факультативные занятия, участие в научно-исследовательской деятельности

Обогащение

Индивидуализация обучения за счёт использования дифференцированных форм предъявления учебной информации

Инновационные образовательные технологии, проектная деятельность

Проблемати-

зация

Стимулирование личностного развития

Специальные внеучебные программы


 

В заключение необходимо отметить, что  выявлять и поддерживать высокомотивированных и одарённых детей должен учитель, склонный к такой деятельности, то есть личность неравнодушная, высокоразвитая, творческая, готовая к каждодневной, кропотливой работе по становлению личности, которая стремится к познанию и самореализации

Результативность

 

 

2004-2005 учебный год

Панич Ксения (9 класс) заняла 3-е место на олимпиаде по русскому языку среди школьников Заводского района.

 

Ружечка Юлия (9 класс) поступила в филологический класс Лицея БГУ.

 

115 гимназистов участвовали в конкурсе «Журавлик-2004»; 24% – награждены призами.

 

2005-2006 учебный год

Голяк Юлия (8 класс) заняла 6-е место в Республике Беларусь по итогам игры-конкурса «Журавлик».

 

136 гимназистов участвовали в конкурсе «Журавлик-2005»; 25% – награждены призами.

 

2006-2007 учебный год

Черепко Валерия (10 класс)

  • заняла 2-е место на олимпиаде по русскому языку среди школьников Заводского района;
  • удостоена похвального отзыва на олимпиаде по русскому языку среди школьников г. Минска;
  • заняла 5-е место в Республике Беларусь по итогам игры-конкурса «Журавлик».

 

 

Ружечка Юлия поступила на филологический факультет БГУ.

 

178 гимназистов участвовали в конкурсе «Журавлик-2006»; 21% – награждены призами.

 

2007-2008 учебный год

Голяк Юлия (10 класс)

  • заняла 1-е место на олимпиаде по русскому языку среди школьников Заводского района;
  • удостоена диплома 1-ой степени на олимпиаде по русскому языку среди школьников г. Минска;
  • удостоена диплома 3-ей степени на Республиканской олимпиаде по русскому языку.

 

Черепко Валерия (11 класс)

  • заняла 1-е место на олимпиаде по русскому языку среди школьников Заводского района;
  • удостоена диплома 2-ой степени на олимпиаде по русскому языку среди школьников г. Минска;
  • удостоена диплома 3-ей степени на Республиканской олимпиаде по русскому языку.

 

152 гимназиста участвовали в конкурсе «Журавлик-2007»; 19% – награждены призами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бархатова Е. Работа с одарёнными учащимися. // Педагогическая техника. – 2006, №3. – с. 38 – 41

 

  1. Белехов Ю.Н. Содержание и организация процесса сопровождения развития интеллектуально одарённых детей. // Одарённый ребёнок, 2005, №4. – с. 48 – 53

 

  1. Галкина Г. Три направления работы с одарёнными. // Минская школа, 2005, №7. – с.45 – 46

 

  1. Злобина Т.  Работа с одарёнными детьми: проблемы и перспектива. // Минская школа. – 2006, №3. – с.8 – 11

 

  1. Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. // Народная асвета. – 2003, №12. – с.62 – 66

 

  1. Косова В. Эффективная форма работы с одарёнными школьниками. // Педагогическая техника. – 2005, №5. – с.58 – 68

 

  1. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. –
  2. 2003, №6. – с.27 – 32

 

  1. Кушнарёва Н.Ю. Обучение одарённых детей в соответствии с индивидуальным стилем их мышления. // Одарённый ребёнок. – 2007, №3. – с.114 – 118

 

  1. Кушнарёва Н.Ю. О некоторых приёмах педагогической поддержки одарённых детей с разным уровнем мотивации. // Одарённый ребёнок. – 2005, № 4.

 

  1. Ларионова Л.И.  Проблема обучения одарённых  детей. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 6. – с.122-128

 

  1. Моляко В.А. Психологическая безопасность творческой личности. // Одарённый ребёнок. – 2005, № 6. –  с.6 – 13

 

  1. Моренко Е.С. Становление личности творчески одарённого ребёнка. // Одарённый ребёнок. – 2005, №1. – с.76 – 80

 

  1. Ознобихин А.И. Проблемы одарённых детей. // Школа. – 2004, №2. – с.64 – 67

 

  1. Панасюк В.И., Мельнiкава К.Ф. Праблемы  узаемадзеяння педагога з адаронымi дзецьмi. // Народная асвета. – 2004, № 11. – с.40 – 43

 

  1. Панасюк В.И. Особенности взаимодействия с одарёнными учениками. // Пазашкольнае выхаванне. – 2006, № 5. – с.22 – 24

 

  1. Пассоу А.Г. Обучение одарённых детей. // Воспитание школьников. – 2004, № 2. – с.47 – 51

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Лингвистическое многоборье

(игра для учащихся 8-х классов)

 

I. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ

 

15Б 1. Произнесите скороговорки, четко выговаривая звуки. Повторите  задание несколько раз, постепенно  ускоряя темп речи.

 

Два щенка щека к щеке щиплют щетку  в уголке.

Не велика птица синица, да умница.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

 

II. МОРФОЛОГИЯ

 

5Б 3. Перечислите по  порядку с помощью наречий  пять дней недели, не называя  ни числа, ни названия дня?

 

5. Запиши как можно  больше глаголов, которые употребляются  только в возвратной форме.

 

6. Замени в глаголе  звонкий звук парным глухим  так, чтобы слово изменило свое  значение.

Тужить; молодить; задевать.

 

10Б 7. Добавляя только  одну букву, измени значение  глагола.

 

Послал, вою, выстою, девать, сел, полю, жать, губить, горю, подержать.

III. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

 

1. Исправьте ошибки, допущенные 

детьми в образовании  слов

в составе этих словосочетаний.

1)

Червячее яблоко;

2)

жмутные туфли;

3)

взбеситая лошадь;

4)

зоопарченный сторож;

5)

пугательные сказки;

6)

сверкастенький камушек;

7)

молоконная кастрюля;

8)

окошный дом;

9)

вся кровать у меня крошкинная;

10)

слепитые конфеты;

11)

зубовный врач;

12)

лопнугая бутылка;

13)

исчезлая собака;

14)

клеваний петух;

15)

раздавитая муха;

16)

махучий хвост.




 

5Б 2. Расшифруйте аббревиатуры

СНГ – …

ЧП – ...

ФБР –...

СМИ – … 

РИА – …

ДТП – …


 

5Б 3. Как называются  люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

 

5Б 4. Являются ли  однокоренными слова гимнаст,  гимн, гимназист, гимнастерка? 

 

Приложение № 3

 

Блиц - турнир для капитанов (фрагмент)

 

3. Кто является автором  знаменитой фразы 

Глокая куздра штеко  будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

(Знаменитый русский языковед  Лев Владимирович Щерба.)

4. Какие знаки препинания  ставятся в начале предложения?

(Многоточие, тире, кавычки.)

5. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением.

(Буква ё.)

6. Немец, автор четырёхтомного  этимологического словаря русского  языка.

(Макс Фасмер.)

7. Образуйте форму  множественного числа существительного  дно.

(Донья.)

8. Автор выражения лёгкость в мыслях необыкновенная.

(Н.В. Гоголь «Ревизор».)

9. Славянская азбука, которую создали братья Кирилл  и Мефодий в середине IX века.

(Глаголица.)

10. Язык, на котором  ведутся служения в русских  православных церквях.

(Церковнославянский.)

11. К какой части  речи в современном русском языке относятся слова живучий, горячий, колючий? К какой части речи они принадлежали в древнерусском языке?

(Сейчас - это прилагательные, в древнерусском - это были  причастия.)

 

12. Образуйте формы  1-ого лица единственного числа  от глаголов:

Молотить (молочу).

Победить (вместо этой формы употребляют описательную конструкцию   сумею победить).

Красить (крашу).

Убедить (вместо этой формы употребляются описательные конструкции; например, хочу убедить).

Очутиться (вместо этой формы употребляются описательные конструкции; например, могу очутиться)

Роптать (Ропщу).

13. а) Образуйте формы  2-го лица единственного числа  от глаголов:

Брызгать-... (брызжешь, брызгаешь),

Двигать-… (движешь, двигаешь),

Сыпать-... (сыпешь, сыплешь),

Щипать -… (щиплешь, ищпаешь).

 

б) Диктант.

На дощатой террасе веснушчатая  Агриппина Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Фаддея Аполлоновича под аккомпанемент виолончели всякими  яствами и винегретом о моллюсками.

 

14. Побеждает тот, кто  последним назовёт звукоподражательный  глагол.

 

15. В этой игре выигрывает  тот, кто быстрее вспомнит фразеологические  обороты, в которых встречаются следующие слова.

Приложение 4

Игра «Что? Где? Когда?» (фрагмент)

Информация о работе Развитие и поддержка одаренных и высокомотивированных учащихся средствами предметов "Русский язык и литература"