Развитие и поддержка одаренных и высокомотивированных учащихся средствами предметов "Русский язык и литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимости организации специальной целостной системы работы с интеллектуально и творчески одаренными учащимися. Поскольку именно от них будущих достижений зависит политическое, экономическое, культурное развитие общества. Сегодня целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников объективно необходимо, так как «… значительные преимущества будут за теми государствами, которые сумеют как можно раньше опознать творческие личности и создать самые благоприятные условия развития их потенциалов»

Содержание

Введение 5
Научно-методическое обоснование 6
Описание сущности педагогического опыта 9
Результативность 18
Литература 20
Приложения 22

Вложенные файлы: 1 файл

4trepko.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

I. По опорным словам узнайте, что это за стихи и кто их автор.

  1. Я, глава, прах, тленье, муза, клевета. («Памятник», А.С.Пушкин)
  2. Хранить, прийти, рухнуть, отдать, принять, пасть.

(«Во глубине сибирских  руд…», А.С.Пушкин)

  1. Любовь, обман, душа, честь, друг, звезда, счастье. («К Чаадаеву», А.С.Пушкин)
  2. Молва, проект, лицей, школа, гимназия, книга. («Горе от ума», А.С.Грибоедов)
  3. Детки, крестишко, местечко, человечек, братец, служба, выгода.

(«Горе от ума», А.С.Грибоедов)

II. Кто и о ком сказал?

  1. Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя? (Нина Грибоедова, эпитафия)
  2. … он наводнил Россию возмутительными стихами – вся молодёжь их читает.

(Александр I о Пушкине)

 

III. Анкетирование героев комедии Грибоедова.

Вы – Чацкий, Молчалин, Софья. Ответьте на вопросы анкеты.

1) Что Вы больше  всего цените в людях?

2) Какой недостаток  Вы не простите человеку никогда?

3) Какой недостаток  Вы легче всего простите?

4) Ваше любимое занятие?

5) Много ли у Вас  друзей?

6)Что такое счастье?

7)Ваша мечта?

8)Что бы Вы хотели оставить в наследство своим детям?

9)Ваше отношение к  Грибоедову, который о Вас рассказал?


 

IV. Вопросы

  1. Чем памятен был для Грибоедова и Пушкина 1817 год?

(Произошла их встреча  в Коллегии иностранных дел  а Петербурге)

  1. Как связаны А.С.Пушкин и Н.Басков? («Евгений Онегин»)
  2. Как связаны А.С.Пушкин и В.Набоков? («Евгений Онегин»)

 

V. Чёрный ящик

1) Этим подарком А.С.Пушкин дорожил всю жизнь. Дарственная надпись на нём вызывала у А.С.Пушкина и преклонение перед талантом дарителя, и веру в собственный талант.

2) В семье А.С.Пушкина эти предметы были необходимы в течение многих лет. В семье А.С.Грибоедова их не было.

3) У А.С.Пушкина он был один, у А.С.Грибоедова их было два, у вас пока – ни одного.

4) В тексте этого произведения А.С.Грибоедова всего четыре слова: одно – на русском языке, остальные – на итальянском. Что это за произведение?

 

VI. Блиц-турнир для капитанов

1) Сколько Александров  Сергеевичей в русской литературе  вы знаете? (2)

2) Были знакомы лично  А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов? (да)

3) Были знакомы лично А.С.Пушкин и Александр I? (да)

16) А что в «Вестнике  Европы» в том же году опубликовал  А.С.Грибоедов? 

(статью «О кавалерийских  резервах»)

21) Сколько лет было  А.С.Грибоедову, когда он стал  студентом? (11)

22) Известные слова  «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы» А.С.Пушкин сказал о каком произведении? («Горе от ума»)

23) Какие два основных  вопроса волновали передовое  русское дворянство XIX века?

(самодержавие и крепостное  право)

 

VII. Домашнее задание командам

Представить в произвольной форме любого из героев А.С.Пушкина или А.С.Грибоедова.

 

VIII. Конкурс для болельщиков

  1. Запишите произведения А.С.Пушкина крупной формы.
  2. Запишите афоризмы из комедии А.С.Грибоедова.

 

IX. Музыкальное оформление

    1. А.С.Грибоедов, «Вальс».
    2. Г.Свиридов, «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».
    3. Р.Вагнер, «Парсифаль».

 

 

 

 

 

Приложение 5

Урок русского языка  в 10 (12) классе (фрагмент)

 

Тема урока: сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

(Зима… в стихах)

Цели урока:

  • сформировать понятия о видах подчинения в СПП: последовательном, однородном, неоднородном (параллельном), типах схем СПП: линейных и структурных;
  • развивать мышление (наглядно-образное, словесно-логическое, аналитическое), внимание, память, речь;
  • развивать чуткость и интерес к слову, природе, человеку.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин Сурикова, Кустодиева, Юона, Левитана, дидактический конструктор «СП».

 

Ход урока

I. Оргмомент: совместное целеполагание, мотивация учебной деятельности.

 

II. Актуализация опорных знаний (по вопросам учителя).

Словарный диктант: сравнительная, драматизировать, гуманизм, оазис, изъяснительная, линейная, импровизация, параллельная, мультимедиа, изысканный, комбинированная; взаимопроверка по образцу, определение ключевого слова «зима».

 

III. Новый материал.

,

Стихотворения разбираем, не записывая  в тетради, составляем схемы.

 

 

Из стихотворений выписываем предложения, разбираем, составляем схемы.

 

Когда уезжаешь зимою

из города, где живёшь,

туда, где дружной гурьбою

с друзьями на лыжах идёшь,

становится весело, будто

ты что-то узнал, открыл;

и любишь сильней в те минуты

всё, что в жизни любил.

М.Лисянский



 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Неоднородным (параллельным) называется такое подчинение, при котором придаточные предложения либо относятся к разным словам в главной части, либо являются разными по виду. 

 

IV. Пауза для отдыха (узнавание СПП разных видов на слух).

а)  Не идётся

     И не едется,

     Потому что гололедица.

     Но зато

     Прекрасно падается.

     Почему ж никто

     Не радуется? (В.Берестов)

 

V. Первичное закрепление знаний.

 

1. Найдём в тексте  стихотворения СПП с несколькими  придаточными, определим вид подчинения, составим схемы (стихотворение Б.Ахмадулиной).

 

2. Задания по выбору:

а) продолжите предложения, употребив два или более придаточных:

    1. Захотелось той зимы…
    2. Какое блаженство, …

          б) Работа с конструктором у  доски под руководством учителя. 

 

VI. Домашнее задание: § 21, упр. 216.

 

VII. Итоги и рефлексия.

Выберите подходящие ответы:

 

I. В СПП с несколькими придаточными подчинение может быть последовательным, однородным, неоднородным либо комбинированным.

    1. Не знаю; 
    2. Кажется, да; 
    3. Да.

 

II. 1. Я редко понимаю, как … 
    2. Я чаще всего понимаю, как… 
    3. Я знаю и понимаю, как… 
…эти связи отражают в линейных и структурных схемах.

 




Информация о работе Развитие и поддержка одаренных и высокомотивированных учащихся средствами предметов "Русский язык и литература"