Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 09:49, контрольная работа
Общение - проблема, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов. Одним из компонентов общения выступает культура речи.
Запросы общества по этой теме отражены в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З. С. Смелковой, Н. Е. Богуславской, Е. О. Смирновой, О. М. Казарцевой и других авторов.
Общение - проблема, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов. Одним из компонентов общения выступает культура речи.
Запросы общества по этой теме отражены в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З. С. Смелковой, Н. Е. Богуславской, Е. О. Смирновой, О. М. Казарцевой и других авторов.
Речевое общение - мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной жизненной установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все виды деятельности.
Общение осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:
-интерактивную;
-коммуникативную;
-перцептивную стороны речевого взаимодействия.
Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника - выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту [2; 138].
Несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема развития культуры речи детей дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др..
C точки зрения педагогики общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [9; 234].
Общение - сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми.
Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек.
Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения [5].
Развитие человеческого общества и общение людей - сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.
Каждая личность выполняет множество функций: служебные (например, подчиненный, начальник, педагог, ученик, воспитанник детского сада и т.д.), семейные (мать, отец, сестра, брат и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.
Предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек, получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении. Таким образом, основными функциями общения являются:
В ходе общения формируется т.н. продукт общения - образования как материального, так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.
Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Развитие культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса [18; ,52].
В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться по средствам слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи возникает следующие задача воспитания:
- формировать у ребенка культуру речи;
- учить его четко и ясно произносить слова;
- правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
- вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
- не перебивать говорящих;
- внимательно выслушивать указания старших;
- говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
- не вульгаризировать речь словами-сорняками;
- спокойно и скромно держать себя во время разговора. [3; 17]
Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением - и, подражая, копируют услышанное.
Воспитатель изучает, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон, выразительность речи? Всё это и многое другое педагог выясняет в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях. [6]
Воспитывать живого и тактичного собеседника - одна из задач, которая
должна решаться на протяжении дошкольного детства.
Воспитатель в своей работе исходит их того, что если у ребенка плохо
развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть
интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время
разговора. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.
В детском саду проводится систематическая, целенаправленная работа по развитию речи на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, в течение всего дня и на занятиях и в повседневной жизни.
Развитие речевой культуры у детей начинается с создания в группе
тишины. Мерный говор - свидетельство нормального общения детей, при
котором педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей речевой
культуры, наиболее результативна, если находят продолжение в семье.
В средней группе совершенствуют культуру речи детей. Их учат чисто
произносить звуки и слова, правильно делая в них ударения, отвечать краткими и развернутыми предложениями. В этом возрасте дети должны
уметь правильно употреблять слова для выражения своих просьб, потребностей, действий. Их приучают вступать в общение со взрослыми, сверстниками посредством слова, вежливо отвечать на вопросы.
Воспитатель подчеркивает, что по мере развития ребенка и с переходом в следующую возрастную группу повышаются и усложняются требования к нему. Например, у ребенка пяти лет культура речевого общения должна проявляться в умении быть вежливыми с взрослыми, называть их по имени и отчеству и на «вы», выражать свои намерения, мысли, просьбы ясно и точно, а в общении со сверстниками проявлять сдержанность, не допуская крикливого тона. [16; 22]
Воспитатель проводит занятия-беседы, на которых учит детей, как вести себя вовремя разговора со взрослыми и сверстниками, вежливо обращаться с просьбой, вступать в разговор, приносить извинения за нечаянно допущенную оплошность и т.д
Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш, например, говорит: «У меня нет карандашей», «Приходите к нам вчера», «Вагон заехал туда, а обратно не выехивает» и т.п. Подобное словотворчество не от избытка остроумия и находчивости, а от незнания ребенком особенностей родного языка. [17]
Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за
собственной речью. Например: «Ты сказал неправильно. Будь внимателен и скажи как следует». (Конечно, не стоит часто останавливать его, иначе стремление рассказывать может пропасть.)
Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость,
неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют
потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений,
выразительная речь окружающих как образец для маленьких.
Важно уметь отличать развязанность от непринужденности, застенчивость от неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения.
Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Спросить его о кукле, с которой он играет, об игрушке,
сделанной его руками, о прочитанной книге, о том, что он сделал, построил,
вылепил, нарисовал, смастерил. [14]
Речевая сдержанность - один из признаков культуры общения. Особого
внимания заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности: как
не достает этой способности нашим детям! В практике же, как раз и наблюдается пробел: добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо (на занятиях, в театре, музее, учреждениях, если отдыхают взрослые или спит малыш и т.п.) Разъясните ребенку, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица «Лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удерживаться от пустословия.
\
Общение возникает ранее других процессов, и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.
Информация о работе Развитие культуры речевого общения дошкольников