Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:31, научная работа
Цель данного проекта: теоретически обосновать и разработать методику развития лингводидактических способностей будущего учителя в процессе овладения иностранным языком, используя его семиотические средства выражения.
Объект исследования: процесс овладения студентами иностранным языком в педагогическом вузе.
Предметом исследования явилась: методика развития лингводидактических способностей студентов иностранного языка в процессе овладения иностранным языком в педагогическом вузе, основанная на лингвистической семиотике.
Введение 2
Глава 1. Состояние проблемы лингводидактических способностей в теории и практике. Глава 2. Развитие лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком
2.1 Изучение взаимосвязи учебных достижений, вербального
интеллекта и педагогических способностей студентов. 5
2.2 Определение состава и структуры лингводидактических
способностей 6
2.3 определение структуры лингводидактической деятельности 7
Список используемых источников 9
- педагогическое общение
осуществляется определенными
- коммуникативные способности
проявляются в особенностях
- зона взаимодействия
лингвистических и
Исходя из вышесказанного,
состав лингводидактических
Импровизационность
Диалогизм
Экспрессивность
Для того что бы найти зону взаимодействия лингвистических и дидактических способностей, рассмотрим структуру линвистической и дидактической деятельностей.
2.3 определение структуры
лингводидактической
Дидактическая деятельность педагога занимает важное место в общей структуре педагогической деятельности. Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина выделила и описала психологическую структуру деятельности учителя. Было выделено пять функциональных компонента: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Данные компоненты соотносятся как с этапами педагогической деятельности так и с педагогическими способностями.
К вопросу дидактической деятельности прямое отношение имеют коммуникативный, организаторский и конструктивный компоненты, поскольку именно они направлены на руководство процессом обучения. Конструктивный же компонент, непосредственно связанный с проблемой методов обучения может быть представлен, по мнению В. И. Гинецинского, как реализация четырех функций: презентативной, инсентивной, корректирующей, диагностирующей. Эти функции сопоставими с этапами урока. И могут лежать в основе дидактической деятельности.
Рис. Составляющие структуры дидактической деятельности
По мнению Я.Л. Коломинского [13, c.308] содержательное взаимодействие преподавателя и учащегося составляет сущность дидактического общения. Учебное взаимодействие, носящее содержательный характер, т.е. процесс усвоения знаний умений навыков, осуществляется в рамках урока, так как в основном преподаватель и учащийся общаются на уроке. Следовательно, дидактическая деятельность реализуется в ходе урока.
Под понятием урок мы понимаем законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. [12, c384] Так же под понятием урок мы будем иметь в виду комбинированный урок, как наиболее распространенный в педагогической практике.
Любая деятельность включает в себя цель, средства, предмет, результат, и совокупность действий. Структура урока наилучшим образом отображает структуру дидактической деятельности. Цели, задачи, средства и предмет урока можно назвать тождественными и по отношению к дидактической деятельности. Результат урока, представленный чаще всего в форме рефлексии, является так же результатом дидактической деятельности. Этапы урока - поэтапная совокупность действий дидактической деятельности. Таким образом, начальный, основной и заключительный этапы урока являются этапами дидактической деятельности и выполняют презентативную, инсентивную, корректирующую и диагностирующую функции..
Урок иностранного языка включает образовательные цели, направленные на формирование навыков или развитие умений иностранного языка. Таким образом, цель урока иностранного языка является синтезом целей дидактической и лингвистической деятельностей. То же самое можно сказать и про задачи урока иностранного языка, которые на ряду с задачами дидактической деятельности (ознакомление с целями урока, введение в коммуникативную ситуацию и т.д.) имеют задачи лингвистической деятельности (снятие языковых трудностей и т. д.). Предмет же дидактической деятельности урока иностранного языка прямо связан с предметом лингвистической деятельности, а именно отобранный определенным образом материал иностранного языка, подлежащий усвоению. Тот факт, что дидактическая деятельность на уроке иностранного языка, осуществляется средствами иностранного языка не оставляет сомнений относительно единства средств лингвистической и дидактической деятельностей. Результат, рассматриваемых видов деятельностей так же представляет собой единый результат, а именно человек овладевший определенными навыками и умениями.
Дидактическая деятельность,
как уже было сказано выше, осуществляется
совокупностью действий. Таким же
образом и лингвистическая деят
Дело в том, что существует 4 вида речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо) (Пассов). Это деятельность, направленная на развитие умений. Так же существует языковая деятельность, направленная на формирование и развитие грамматических, лексических и фонетических навыков. Каждый из перечисленных видов деятельностей имеет свои этапы и подлежит усвоению в ходе урока иностранного языка. Предположительно, все это входит в структуру лингвистической деятельности преподавателя иностранного языка.
Рис. Составляющие структуры лингвистической деятельности
Таким образом, дидактическая и лингвистическая деятельности преподавателя на уроке иностранного языка переплетаются тесным образом. Наличие общего предмета, целей, задач и т. д. дает нам основание выделить, специфическую деятельность учителя иностранного языка, иначе – лингво-дидактическиую деятельность.
В следующих главах планируется рассмотреть следующие вопросы: возможности иностранного языка в развитии лингводидактических способностей студентов; семиотический подход как концептуальное основание развития лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком; языковые ситуации знаковой природы, как содержательная основа развития лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком.
Список использованных источников