Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 13:57, дипломная работа
Цель: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием элементов нетрадиционных техник в аппликации.
Задачи:
1. Определить специфику освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте.
2. Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики.
3. Разработать годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник.
1. Введение…………………………………………………………………….4
2. Специфика освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте…..5
3. Особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики……………………………………………………………9
4. Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник………………... 14
5. Используемая литература………………………………………………...17
Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их. Например, обратить внимание на неправильное чередование элементов по величине или по цвету. Необходимо также учить детей характеризовать качество наклеивания: «чистая работа», «аккуратная». Постепенно к анализу работ нужно привлекать самих детей, ставя вопросы так, чтобы, отвечая на них, они учились понимать, что сегодня усвоили, что нового узнали, чему научились, как можно избежать ошибок.
Использование элементов нетрадиционных техник в аппликации
Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка (З. А. Богатеевой, М. А. Гусаковой, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова, И. В. Новикова, Р. М. Чумичева и др.).
Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:
- развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;
- создание интересного образа,
благодаря различным
- многообразие материалов для
аппликации, техник и способов
крепления позволяет
- простота некоторых техник облегает получение результата.
Технология рассматривается, как совокупность предметов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М.Шепель).
Изобразительные техники понимаются, как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобразительными средствами.
Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты – макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; «необычные» способы обработки материалов.
Анализ литературы показал (Казакова Р. Г., Белобрыкина О. А., Кожохина С. К., Комарова Т. С., Петухова Г. В., Шклярова М. С.), что общепринятого определения термина «нетрадиционные изобразительные техники» на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадиционные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:
а) для создания образа используются не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов;
б) применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);
в) используются приёмы, инструменты создания изображения.
В разработках И. В. Новиковой, Л. В. Базулиной, Н. В. Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнообразию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в игре. В занятиях предлагают использовать следующий материал: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое.
В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации – аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции можно создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем
ее поверхность намазывают клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша. Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные изобразительные техники: техника «коллаж» - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения (возможные тематики: «Птица-Осень», «Небосвод», «Зимняя сказка»); техника «обрывная аппликация» (возможная тематика: «Мой любимый Снеговик», «Мишка косолапый»); техника «скатывание бумаги» (тематика: «Ягнёнок», «Барашек»); техника «аппликация из листьев» (тематика: «Рыбки в аквариуме», «Бабочки», «Листопад»); техника «аппликация из ниток» (тематика: «Морские волны», «Мой любимый зайка», «На дне морском»); техника «аппликация из скорлупы яиц» (возможная тематика: «Снеговик», «Цыпленок», «Мишка»); техника «аппликация из макарон» (тематика: «Цветы на лугу», «Бабочка прилетела», «Радуга-дуга»); техника «аппликация из крупы» (тематика: «Волшебный цветок», «Медведь», «Мышка-норушка»).
Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми; использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игровые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами; коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение; использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.
Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:
- накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);
- обогащение изобразительного, эстетического опыта;
- развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);
- экспериментированию с
- развитию воображения, творчества ребенка;
- развитию интереса к аппликации
(наклеивание различных
Анализ исследований, методических разработок, общеобразовательной программы «Детство» позволяют говорить о сочетаемости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста.
1.Нетрадиционная
2.Варианты нетрадиционных
3.Нетрадиционные
4.Использование разнообразных
нетрадиционных
5. Нетрадиционные техники в
Диагностика направленная на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.
1. Беседа
Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста об использовании нетрадиционных материалов в аппликации.
Стимульный материал: на столе лежат различные материалы: салфетки, бумага, вата, крупа, картон, фасоль, макароны, поднос, клеенка, половинка формата А4, поднос.
Инструкция: педагог работает индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать те предметы, которые ему знакомы. Затем ребенок должен ответить на вопросы:
- Что из различных материалов тебе нравится больше всего? Почему?
- Можно ли использовать фасоль, крупу, макароны, вату для создания аппликации?
- Попробуешь поиграть с этим материалом и наклеить его на картон?
2. «Угадай-ка»
Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста о нетрадиционных материалах, использующихся в аппликации.
Материал: образцы барашков
Инструкция: ребенку предлагается подойти к столу, на котором лежат картинки, перевернутые сюжетом вниз. Педагог говорит: «Давай с тобой поиграем в одну игру. Видишь, у меня лежат картинки. Но они необычные, а с секретом. Я буду показывать тебе по одной картинке. Ты будешь внимательно смотреть на них, а потом ты будешь называть мне то, что там изображено. А еще ты мне скажешь, из чего это сделано, из какого материала. Если все правильно назовешь, значит, ты выиграл». Педагог предлагает ребенку серию картинок «Барашек», выполненную из разных материалов.
Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: «Какой барашек тебе больше понравился? Почему? Как ты думаешь, из какого материала он сделан? Ты хотел бы поиграть с ним и сделать для него угощение?»
3. Наблюдение
Цель: выявить особенности интереса к нетрадиционным изобразительным материалам у детей младшего дошкольного возраста.
Материал: в среду помещается разнообразный материал
Инструкция: педагог в течение недели наблюдает за проявлениями интереса к различным нетрадиционным техникам и фиксирует результаты наблюдения.
Анализ диагностики осуществлялся по следующим критериям:
- принятие задачи;
- ее реализация;
- самостоятельность и интерес к деятельности;
- практические действия и
- заинтересованность;
- характер обращения к
- наличие технических умений;
- эмоциональные проявления.
На основании данных критериев были разработаны уровни освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.
1 уровень – ребенок испытывает затруднения в принятии задачи; необходимо поэтапное объяснение действий, «подсказка» способа выполнения; создаваемые изображения схематичные, неоригинальные (может не принимать возможность создания образа с использованием нетрадиционных материалов); отказывается от выполнения задания; действия не комментируются; не заинтересован в выполнении задания; не обращается в работе к незнакомым материалам; не может найти применения к предложенным предметам; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.
2 уровень – испытывает затруднения в принятии задачи; создает неоригинальные, схематичные изображения; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; практические действия не комментируются; не заинтересован в выполнении работы, отвлекается; обращается к незнакомым материалам, но не знает, как их применить; затрудняется во включении в деятельность в заданиях с нетрадиционными материалами; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.
3 уровень – принимает задачу и включается в выполнение заданий; активно создает изображения, использует некоторые детали для украшения; проявляет относительную самостоятельность; точно отвечает на вопросы, комментирует свою работу; проявляет интерес к деятельности; часто обращается к незнакомым предметам, пытается их применить для создания образа; с интересом включается в аппликацию с использованием нетрадиционных техник; проявляет выразительные эмоции при выполнении заданий.
4 уровень – принимает замысел, активно включается в выполнение заданий; создает свои оригинальные изображения (интересные образы), использует разнообразные средства выразительности; проявляет активность и самостоятельность в деятельности; активно поясняет свои действия и изображения; очень заинтересован в выполнении задания; постоянно обращается к нетрадиционным материалам для создания аппликации; неплохо сформированы технические умения и навыки (крепления материалов, обработка); умеет использовать разнообразный материал; проявляет яркие эмоции при выполнении задания.
Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник
В разработке годового тематического планирования мы исходили из следующих положений:
·необходимость последовательной и системной работы по использованию нетрадиционных техник в освоении аппликации младшими дошкольниками;
·расширение опыта использования различных нетрадиционных техник у детей младшего дошкольного возраста в аппликации и развитие интереса к изобразительной деятельности;
·организация обследования и творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами;
·поощрение самостоятельности в использовании нетрадиционных техник в аппликации младшими дошкольниками с целью создания выразительного образа;
·использование различных форм организации педагогического процесса в данном направлении: интегрированных занятий, занятий построенных на игровом моменте; совместной творческой деятельности педагога и детей, самостоятельной художественной деятельности детей; и применение коллективных и индивидуальных форм организации детей на занятиях;
·активизация интереса детей к творчеству, изобразительной деятельности, и в частности, к аппликации;