Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 13:57, дипломная работа
Цель: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием элементов нетрадиционных техник в аппликации.
Задачи:
1. Определить специфику освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте.
2. Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики.
3. Разработать годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник.
1. Введение…………………………………………………………………….4
2. Специфика освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте…..5
3. Особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики……………………………………………………………9
4. Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник………………... 14
5. Используемая литература………………………………………………...17
· использование созданных детьми изображений для оформления ДОУ, подготовки атрибутов игр и спектаклей, организация выставок и конкурсов аппликационных работ и т. д.
Обоснование идеи: для развития творческого самовыражения каждого ребенка необходимо обогащение предметно-развивающей среды, включающей различные мини-центры.
1 направление: развитие интереса к аппликации и освоение нетрадиционных техник аппликации детьми младшего дошкольного возраста.
2 направление: с целью создания педагогических условий для использования нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста предусматривается обогащение предметно-развивающей среды.
Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с элементами нетрадиционных техник
№ |
Месяц |
Тема |
Задачи |
Материалы |
1 |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
«Знакомство с волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской» |
- Знакомство детей с игровым персонажем Волшебным мышонком Джимми, различными инструментами материалами, для апплицирования; - рассматривание изображений, выполненных в разных техниках; - создание благоприятной эмоциональной атмосферы. |
Кисточки, клей, ножницы; салфетка, вата, горох, фасоль, пшено, греча, макароны, сухие листья, семечки. |
2 |
«Поиграем с волшебным мышонком Джимми» |
- экспериментирование с материалами; - знакомство со способами
крепления различного - формирование интереса к данной деятельности. |
Клей, вата, бумага, бархатная бумага, крупа, салфетка, макароны. |
|
3 |
О К Т Я Б Р Ь |
«Сделаем ковёр из листьев» |
- знакомство детей с
обрывной техникой в - учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки; - учить детей правильно
держать кисточку, набирать клей,
промазывать поверхность - поддерживать, поощрять умения детей в аппликации. |
Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка. |
4 |
«Моё чудо дерево» |
- продолжать осваивать технику обрывной аппликации; - учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева); - продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем. |
Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага. |
|
5 |
Н О Я Б Р Ь |
«Жёлтый птенчик» |
- знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена); - учить брать маленькую
щепотку пшена и аккуратно
засыпать им определённую - продолжать учить правильно держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения; - продолжать вызывать интерес к данной деятельности. |
Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка. |
6 |
«Бурый мишка» |
- продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча); - продолжать учить брать небольшую щипотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; - продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем. |
Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка. |
|
7 |
Д Е К А Б Р Ь |
«Первый снег» |
- знакомство детей с аппликацией из ваты; - учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги; - учить правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки) |
Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки. |
8 |
«Здравствуй, Дедушка Мороз!» |
- продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты; - учить заполнять ватой
определённую поверхность - создавать эмоционально благоприятный фон. |
Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки. |
|
9 |
Я Н В А Р Ь |
«Ёлочка нарядная» |
- познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; - учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; - продолжать вызывать интерес к данной деятельности. |
Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки. |
10 |
«Снеговик» |
- продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона; - учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика; - обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем. |
Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон), клей, кисточки. |
|
11 |
Ф Е В Р А Л Ь |
«Весёлый барашек» |
- познакомить детей с аппликацией из макарон; - учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами; -учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались. |
Изображение барашка, макароны, клей, кисточки. |
12 |
«Деревянный домик в лесу» |
- продолжать знакомить
детей с аппликацией из - продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек; - создавать эмоционально положительную атмосферу для детей. |
Изображение домика, прямые макароны, клей, кисточки. |
|
13 |
М А Р Т |
«Подарим маме веточку мимозы» |
- продолжать знакомить
детей с аппликацией из - учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик; - продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками. |
Шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки. |
14 |
«Веточка вербы» |
- продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки; - продолжать учить скатывать
вату, салфетку в шарик и - обращать внимание на аккуратность при работе с клеем. |
Силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки. |
|
15 |
А П Р Е Л Ь |
«Бабочки на полянке» |
- продолжать знакомить
детей с аппликацией из - учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур; - обращать внимание на
контрастные цвета при |
Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточки. |
16 |
«Одуванчики расцвели на лугу» |
- продолжать знакомить
детей с аппликацией из - учить детей определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек; - поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания. |
Изображение летнего луга, салфетка, папирусная бумага, клей, кисточки. |
|
17 |
М А Й |
«Наш аквариум» 1ч. Коллективная работа |
- познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы; - учить правильно, аккуратно приклеивать материалы, создавая дно аквариума; - учить детей работать в подгруппах, помогать друг другу. |
Изображение пустого аквариума на ватмане; ракушки, фасоль, нитки, скорлупа; Клей, кисточки. |
18 |
«Наш аквариум» 2ч. Коллективная работа |
- познакомить детей с элементами оригами; -учить детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газета, цветная, фантики); -обращать внимание на
правильность и аккуратность
складывания и приклеивания |
Изображение аквариума на ватмане, различная бумага для оригами, клей, кисточки. |
Используемая литература:
1. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н. П.Сакулиной, Т. С.Комаровой; М., 1979 г.
2. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.
5. Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1982.
6. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
7. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983. – 112с.
8. Казакова Т. Г., Лыкова И. А. Сказочный образ в изобразительном творчестве или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 87-91.
9. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с.
10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
12. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2004.