Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 23:13, доклад
Краткое описание
Целью работы стало:развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо.
Начинать работу по развитию
мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно
массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В раннем
и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным
текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать
и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки
и т. д.
Приложение
№ 3.
1. Игры-манипуляции
«Ладушки-ладушки»,
«Сорока-белобока» - указательным пальцем
осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик,
где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот
пальчик хочет спать», «Этот пальчик —
дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет
в моей квартире», «Пальчики пошли гулять»
- ребенок поочередно загибает каждый
пальчик. Эти упражнения он может выполнять
самостоятельно или с помощью взрослого.
Они развивают воображение: в каждом пальчике
ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные
пальчиковые упражнения.
«Пальчики
здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются
с большим пальцем (правой, левой руки,
двух одновременно).
"Распускается
цветок" — из сжатого кулака
поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли»
— ладони на себя, пальцы переплетаются
между собой.
«Елка»
- ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони
под утлом друг к другу). Пальцы выставляются
вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой
группе относятся также упражнения, которые
позволяют детям изображать предметы
транспорта и мебели, диких и домашних
животных, птиц, насекомых, деревья.
3. Пальчиковые
упражнения в сочетании со
звуковойгимнастикой.
Ребенок
может поочередно соединять пальцы каждой
руки друг с другом, или выпрямлять по
очереди каждый палец, или сжимать пальцы
в кулак и разжимать и в это время произносить
звуки: б-п; т-д; к-г,
4. Пальчиковые
кинезиологические упражнения
(«гимнастика
мозга»)
Предложены
И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью
таких упражнений компенсируется работа
левого полушария. Их выполнение требует
от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко»
- поочередно перебирать пальцы рук, соединяя
в кольцо с большим пальцем последовательно
указательный, средний и т.д.
«Кулак
- ребро - ладонь» - последовательно менять
три положения: сжатая в кулак ладонь,
ладонь ребром на плоскости стола, ладонь
на плоскости стола (сначала правой рукой,
потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос»
- левой рукой взяться за кончик носа, правой
- за противоположное ухо, затем одновременно
опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные
рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками
зеркально симметричные рисунки (начинать
лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз
и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во
время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная
восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной
плоскости цифру восемь три раза – сначала
одной рукой, потом другой, затем обеими
руками.
5. Пальчиковые
упражнения в сочетании с самомассажем
кистей
и пальцев рук.
В данных
упражнениях используются традиционные
для массажа движения -разминание, растирание,
надавливание, пощипывание (от периферии
к центру).
«Помоем
руки под горячей струей воды» - движение,
как при мытье рук.
«Надеваем
перчатки» - большим и указательным пальцами
правой руки растираем каждый палец левой
руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В
конце растираем ладонь.
«Засолка
капусты» - движения ребром ладони правой
руки о ладонь левой руки: постукивание,
пиление. Движения обеих кистей: имитация
посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем
руки» - движения, как при растирании рук,
«Молоточек»
- фалангами сжатых в кулак пальцев правой
руки «забивать» гвозди.
«Гуси
щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают
кисть левой.
Для более
эффективного самомассажа кисти используются
грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш,
массажный мячик.
6. Театр
в руке
Позволяет
повысить общий тонус, развивает внимание
и память, снимает психоэмоциональное
напряжение.
«Бабочка»
- сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять
мизинец, безымянный и средний пальцы,
а большой и указательный соединить в
кольцо. Выпрямленными пальцами делать
быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка»
- детям предлагается разыграть сказку,
в которой каждый палец -какой-либо персонаж.
«Рыбки»
- кисти правой и левой рук изображают
плавные движения рыб. «Сначала они плавали
порознь, а потом решили, что вместе веселее».
«Осьминожки»
- правая рука, осторожно и по очереди передвигая
свои щупальцы-пальцы, путешествует по
морскому дну. Навстречу движется осьминог
- левая рука. Увидели друг друга, замерли,
а потом стали обследовать морское дно
вместе.
Работа
началась с первой младшей группы- дети
учились играть с пальцами во время умывания,
одевания. Простые движения пальцев рук
сопровождались потешками, песенками.
Этот пальчик
хочет спать,
Этот пальчик
прыг в кровать,
Этот пальчик
прикорнул,
Этот пальчик
уж уснул.
Встали
пальчики. Ура!
В детский
сад идти пора!
Для создания
у детей положительного психоэмоционального
настроения применяются упражнения: «Пальчики
здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж
пальцев «Помоем руки».
С добрым
утром, глазки!
(Поглаживаем
веки глаз)
Вы проснулись?
(«Смотрим
в бинокль»)
С добрым
утром, ушки!
(Поглаживаем
ушки!)
Вы проснулись?
(Прикладываем
ладонь к ушам.)
С добрым
утром, ручки!
(Поглаживаем
кисти рук)
Вы проснулись?
(Хлопаем
в ладоши)
С добрым
утром, ножки!
(Поглаживаем
ноги)
Вы проснулись?
(Притопываем)
С добрым
утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу
солнышку)
Я проснулась!
(Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.