Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:31, дипломная работа
Цель исследования: разработать и экспериментально опробовать методику АФК по развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
Определить уровень мелкой моторики с умственной отсталостью 3-4 лет.
Разработать комплексную коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие мелкой моторики детей с нарушением интеллекта 3-4 лет.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1 Анализ научно-методической литературы
1.1 Этиология, патогенез, клинические проявления умственной отсталости
1.2 Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
1.3 Механизм лечебного воздействия средства АФК в развитии мелкой моторики у детей
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1 Анализ научно-методической литературы
2.1.2 Анализ медицинских карт
2.1.3 Педагогический эксперимент
2.1.4 Контрольно-педагогические испытания (тестирование)
2.1.5 Методы математической статистики
2.2 Организация исследования
2.3 Специальные средства развития мелкой моторики
2.3.1 Занятия адаптивной физической культуры
2.3.2 Специальные подвижные игры
2.3.3 Специальные развивающие игры
2.3.4 Пальчиковая гимнастика
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Сравнительная характеристика развития мелкой моторики у обследованных детей
3.2 Влияние разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой моторики у детей экспериментальной группы
3.3 Сравнительный анализ изменений мелкой моторики у детей контрольной группы, занимавшихся по стандартной методике
3.4 Сравнительный анализ эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы и базовой программы занятий дома-интерната на развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта
3.5 Графическая характеристика эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мелкой моторики
3.6 Коррекционно-развивающая программа
Заключение
Список литературных источников
Учреждение Образования
БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Факультет оздоровительной физической культуры и туризма
Кафедра лечебной физической культуры
Курсовая работа на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью»
Исполнитель:
Студентка VI курса 065 группы
Авдеева Марина Ивановна
Научный руководитель:
Попова Галина Викторовна
Минск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Перечень условных обозначений
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1 Анализ научно-методической литературы
1.1
Этиология, патогенез, клинические
проявления умственной
1.2
Особенности развития
1.3
Механизм лечебного
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1
Анализ научно-методической
2.1.2 Анализ медицинских карт
2.1.3 Педагогический эксперимент
2.1.4
Контрольно-педагогические
2.1.5
Методы математической
2.2 Организация исследования
2.3 Специальные средства развития мелкой моторики
2.3.1 Занятия адаптивной физической культуры
2.3.2 Специальные подвижные игры
2.3.3 Специальные развивающие игры
2.3.4 Пальчиковая гимнастика
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1
Сравнительная характеристика
3.2
Влияние разработанной
3.3
Сравнительный анализ
3.4
Сравнительный анализ
3.5
Графическая характеристика
3.6
Коррекционно-развивающая
Заключение
Список литературных источников
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
АФК адаптивная физическая культура
ВНС вегетативная нервная система
и.п. исходное положение
ЖЕЛ жизненная емкость легких
ЖИ жизненный индекс
ДК динамометрия кисти
КГ контрольная группа
МВЛ максимальная вентиляция легких
мин минуты
ОГК окружность грудной клетки
ОМУ общие методические указан
рис. рисунок
СИ сердечный индекс
сек. секунды
см сантиметры
(уд/мин) удары в минуту
ЦНС центральная нервная система
ЧД частота дыхания
ЧСС частота сердечных сокращений
ЭГ экспериментальная группа
IQ коэффициент интеллекта
ВВЕДЕНИЕ
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах трудовой и спортивной деятельности ученика с нарушениями интеллекта. Несоответствие приводит к тому, что школьник с нарушениями интеллекта не всегда может включиться в трудовую деятельность, а сама деятельность ему в тягость.
В системе специального образования накоплен значительный опыт по формированию двигательной сферы средствами физического воспитания. Однако, содержания, методы и приемы физического воспитания детей с нарушениями интеллекта не нашли должного освещения, в работах исследователей. В то же время в работах отмечено, что:
— особенности моторики почти у всех детей с нарушениями интеллекта связаны с недостатками высших уровней регуляции действий (А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова);
— двигательная недостаточность проявляется в большей мере при выполнении сложных форм движений (H.A. Бернштейн);
— темпы овладения движениями значительно снижены, что приводит к замедленности образования сложных условных связей (H.A. Бернштейн, Е.М. Мастюкова);
— несоответствие уровня физического развития и двигательной подготовленности требованиям социально-трудовой адаптации (С.Л. Мирский, Б.И. Пинский).
В то же время имеющиеся средства физического воспитания нашли реализацию в коррекционном обучении. В качестве таких средств можно выделить:
- использование индивидуального и дифференцированного подхода в процессе овладения двигательными умениями и навыками;
-
учет индивидуальных
Фундаментальными исследованиями в области общей и специальной педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания доказано, что одним из значимых средств является физическое воспитание (А.А. Дмитриев, 1991; Е.М. Мастюкова, Е.С. Черник, 1997; С.П. Евсеев, 2001). Оно рассматривается и реализуется комплексно в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, трудовым обучением.
Физическая культура и спорт являются важнейшими факторами в укреплении здоровья человека, его физического развития и воспитания, а также в профилактике заболеваний (Л.В. Шапкова, 2001; Н.С. Нарский, 2003). Физическая культура расширяет адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, предъявляемых к человеку.
Ежегодные медицинские осмотры школьников выявляют значительное количество детей, имеющих нарушения физического развития, моторики различных степеней сложности [26]. Помимо этого в процессе диагностики обнаруживаются проявления функциональной незрелости в сенсомоторном развитии школьников, составляющих основу двигательных навыков (бега, метания, прыжков, ходьбы, ползания, лазания). К негативным проявлениям относятся:
- неравномерность статической и динамической организации движений, осложняющая развитие социальных навыков и умений;
-
двигательная расторможенность, что
снижает эмоциональный фон
-
недостаточная
В дальнейшем эти нарушения в большинстве случаев проявляются в виде задержки психомоторного, речевого и интеллектуального развития ребенка.
Согласно Конвенции и декларации ООН «О правах умственно отсталых» (1991), которой следует и Беларусь, реализация прав ребенка направлена на обеспечение всем детям, в том числе и детям с отклонениями в развитии и инвалидам, возможности участия в общественной жизни и максимальной реализации ими своих способностей. Поэтому вся организация педагогической помощи детям с особыми потребностями направлена, в первую очередь, на адаптацию ребенка к жизни в обществе и реализацию его права на образование.
Роль, форма, методы и характер физкультурно-оздоровительных программ на основе общеразвивающих упражнений, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с умственной отсталостью продолжают в настоящее время оставаться предметами постоянного обсуждения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью, в том числе и физическое, достаточно актуальная тема в практике теории и методики адаптивной физической культуры.
Целью адаптивной физической культуры является разностороннее воспитание, социальная адаптация и интеграция умственно отсталых лиц в современном обществе [2,7,9,17,18 и др.]. Проблема здоровья при этом выходит на первый план.
В настоящее время общеизвестна ведущая роль оптимальной двигательной активности умственно отсталых детей в коррекции нарушений двигательной сферы, в повышении физической подготовленности и уровня здоровья, в положительном влиянии на эмоционально-психическую сферу, а также в опосредованном влиянии на развитие умственной работоспособности [7, 9, 12, и др.].
Анализ научно-методической литературы показал, что значительное число исследований направлено на изучение особенностей физического развития, физической работоспособности, психомоторики умственно отсталых детей [2,4,7,8,12,15,17,20 и др.].
В то же время недостаточно исследований, отражающих возрастные закономерности и особенности развития мелкой моторики детей с умственной отсталостью; имеющиеся данные носят фрагментарный характер и отражают отдельные параметры.
Существующие методические рекомендации по проведению занятий ЛФК в коррекционной школе имеют общий характер, не отражая тему совершенствования мелкой моторики у детей с умственной отсталостью.
Необходимость использования новых средств развития мелкой моторики обоснована с одной стороны тем, что тенденции снижения числа детей с дефицитом интеллекта с каждым годом не просматривается, а с другой – с практической значимостью разработки для них программы, позволяющий производить больший эффект.
Таким образом, проблема является актуальной и не до конца методологически разработанной, что обусловило цели и задачи данного исследования.
Цель исследования: разработать и экспериментально опробовать методику АФК по развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
Определить уровень мелкой моторики с умственной отсталостью 3-4 лет.
Разработать комплексную коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие мелкой моторики детей с нарушением интеллекта 3-4 лет.
Оценить эффективность разработанной программы.
Положения, выносимые на защиту: комплексная коррекционно-развивающая программа для развития мелкой моторики детей 3-4 лет с умственной отсталостью.
Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложения. Она изложена на 46 машинописных страницах, имеет 11 таблиц и 5 рисунков. Библиография содержит 40 литературных источников.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Этиология, патогенез, клинические
проявления умственной
Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.
Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира.
Термин «олигофрения» в 1915 г. ввел E. Kraepelin как синоним понятия «общая задержка психического развития» (Allgemeine psychishe Entwicklungshemmung). Указывая на клиническое единство олигофрении как аномалии развития не только головного мозга, но и всего организма, E. Kraepelin подчеркивал, что, несмотря на сходство внешних проявлений, олигофрения представляет собой «пеструю смесь» болезненных форм самого разного происхождения. Введенный E. Kraepelin термин «олигофрения» («малоумие») был призван также отграничить обозначаемое им врожденное слабоумие от слабоумия приобретенного — деменции.
В настоящее время, кроме термина «умственная отсталость» (mental retardation), используются также и другие обозначения рассматриваемых состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект» (mental defect), «психическая несостоятельность» (mental disability). Нетрудно заметить, что перечисленные понятия выделяют ту или иную особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга до неспособности к обучению (последний термин). Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми. Термин «олигофрения» применяется в некоторых случаях и в данном руководстве, особенно при изложении работ авторов, которые использовали его в своих исследованиях.
В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей».
Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения.
Изучение
интеллектуального недоразвития имеет
длительную историю, в которой принято
выделять 3 периода. Первый период — с
середины прошлого до начала нынешнего
века, характеризовавшийся попытками
классификации интеллектуальной недостаточности.
Второй период — с начала XX в. до окончания
второй мировой войны — период преимущественно
описательный, который был ознаменован
развитием подходов к определению количественной
оценки степени задержки развития психики.
Третий период — с конца 40-х годов до настоящего
времени — отличается интенсивным развитием
исследований, направленных на изучение
причин умственной отсталости. В этот
период были уточнены многие биологические,
главным образом генетические, факторы,
приводящие к умственной отсталости, что
позволило достичь и определенных успехов
в ее профилактике. Достижением последних
десятилетий является и изучение неспецифических
форм психического недоразвития, возникающих
под влиянием неблагоприятных факторов
внешней среды, в том числе психологических
(дефицит мотивации, дефицит внимания
и др.). В развитии представлений об умственной
отсталости определенное значение имели
и изменения взглядов на психическое недоразвитие
в целом от признания ведущей роли конституционально-
Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью