Развитие морфологической стороны речи старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели, выдвигаются следующие задачи исследования:
1.Изучить учебно-методическую литературу по теме исследования.
2.Изложить теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
3.Определить основное содержание воспитательно-образовательной работы по развитию морфологической стороны речи в дошкольном возрасте.
4.Выявить морфологические ошибки в речи детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию морфологической речи детей старшей дошкольной группы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 5
1.1 Исторический обзор по исследованию грамматического строя речи 5
1.2 Типичные ошибки в освоении детьми грамматической стороны речи 7
1.3 Сущность грамматического строя речи, значение и задачи 9
1.4 Методика формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Опытно-практическое изучение проблемы формирования морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Выявление морфологических ошибок в речи детей старшего дошкольного возраста 17
2.2Методические рекомендации по устранению ошибок в образовании родительного падежа множественного числа у старших дошкольников. 19
2.3 Эффективность разработанных методических рекомендаций 20
Заключение 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

спать — … (спи)         
          петь — … (пой) 

пить — … (пей)       

бить — … (бей)

рисовать — … (рисуй)  

танцевать —… (танцуй) 

стоять —… (стой)   

С целью проверки  умения образовывать прилагательные  в сравнительной степени предлагалось закончить предложение по образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще... (длиннее)

Вечер темный, а ночь еще... ( темнее)

Дуб высокий, а сосна  еще… (выше)

Березка тонкая, а рябина еще... (тоньше) 
          Река глубокая, а море еще... (глубже)

При обследовании, двое детей правильно образовывали заданные формы, восемь детей совершили незначительное количество ошибок и двое детей допустили большое количество ошибок. (Приложение 2)

 Анализ результатов обследования показал, что наибольшее количество ошибок дети допускают в употреблении существительных родительного падежа множественного числа.

Таким образом, частой морфологической ошибкой у детей старшего дошкольного возраста является образование существительных родительного падежа множественного числа, причиной этого может быть недостаточная работа воспитателя и родителей в данном направлении.

 

2.2Методические рекомендации  по устранению ошибок в образовании  родительного падежа множественного  числа у старших дошкольников.

Полученный результат  показал, что для некоторых детей в старшей группе необходима организация системы дидактических игр и упражнений для развития морфологической речи.

Целью было подобрать  дидактические игры и упражнения для целенаправленной планомерной  работы над усвоением детьми  образования существительных в родительном падеже множественного числа.

В методические рекомендации вошли упражнения для индивидуальных занятий, дидактические игры для занятий с подгруппой детей, а также фронтальное занятие для работы со всей группой, с целью профилактики возможных ошибок. ( Приложение 3, 4)

 В играх используются игрушки, предметы, предметные картинки, сюжетные картинки. Рекомендуется использовать предметные и сюжетные картинки из пособий по развитию речи – М.Г.Борисенко, В.С.Володиной, О.И.Соловьевой. Усложнение игр идет за счет подбора более трудных слов из списка тем. (Приложение 5)

В список вошли  темы: «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Посуда», «Головные уборы», «Одежда» и «Обувь». Самыми сложными являются темы «Одежда» и «Обувь», поскольку содержат много нетипичных форм, исключения из правил. Все эти темы вошли в конспект фронтального занятия.

Кроме этого предлагается уделять внимание созданию специальных речевых ситуаций вне занятий (на прогулке, на экскурсии, в группе), когда воспитатель дает образец правильного употребления существительных в родительном падеже множественного числа, например:

а) Дети одеваются  на прогулку.

– Ребята, посмотрите, сколько красивых разноцветных шапок, шарфов, варежек на вас надето: и красных, и синих и зеленых.

–Давайте возьмем с собой на прогулку побольше лопаток, будем лепить снеговика.

б) На прогулке.

– Посмотрите сколько облаков на небе.

– Как много  бабочек красивых летает.

в) Подготовка к обеду.

– Мы накрыли столы к обеду. На наших столах много блюдец, ложек, вилок, стаканов. И т.д. 

Обучение детей правильной разговорной речи дает хорошие результаты, если эта работа ведется в контакте с родителями.

Для родителей разработана  памятка, в которой указаны правильные образцы существительных в родительном падеже множественного числа, употребление которых вызывает затруднения. Также указаны правила исправления ошибок. (Приложение 6)

Кроме того, воспитатель  должен постоянно следить за речью  детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки.

Таким образом, для исправления и предупреждения морфологических ошибок в речи детей необходима целенаправленная и систематическая работа, как на занятиях, так и вне занятий.

 

2.3 Эффективность  разработанных  методических рекомендаций

Использование дидактических  игр и упражнений с грамматическим содержанием является необходимым при обучении старших дошкольников морфологически правильной речи. Так как в игре знания детей усваиваются гораздо быстрее и прочнее, лучше формируется умения и навыки, в том числе и по изменению формы слова.

Некоторые игры необходимо повторить 3 – 4 раза (учитывая интерес к игре детей), это способствует лучшему закреплению умений детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Большое значение для  полноценного речевого развития детей  имеет работа не только на занятиях, но и вне занятий: на прогулках, в  утренние и вечерние часы в группе. Воспитатель организует с детьми игры, проводит упражнения, направленные на то, чтобы закрепить умения и навыки, полученные ими на занятиях.

Дидактические игры и  упражнения должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность.

Личный опыт у детей неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, хорошо владеющие грамматикой русского языка, и рядом же находятся их сверстники, которые допускают множество ошибок. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. Учитывая это, работа строилась по принципу «от простого к сложному».

Подобранная и разработанная  серия дидактических игр, упражнений с грамматическим содержанием могут эффективно помочь в употреблении детьми существительных в родительном падеже множественного числа. Эффективность их проявится лишь при систематической и целенаправленной работе.

Таким образом, для эффективного формирования морфологически правильной речи необходим набор специальных дидактических игр и упражнений, их постоянное обновление и усложнение.

 

Заключение

 

Проведено исследование по теме «Развитие морфологической  стороны речи старших дошкольников». 

В ходе исследования была изучена проблема – как развивать морфологическую сторону речи у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1.Изучить учебно-методическую  литературу по теме исследования.

2.Изложить теоретические  основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3.Определить основное  содержание воспитательно-образовательной  работы по развитию морфологической  стороны речи в  дошкольном  возрасте.

4.Выявить морфологические  ошибки в речи детей  старшего  дошкольного возраста.

5.Разработать методические  рекомендации для воспитателей  дошкольных учреждений по развитию  морфологической речи детей старшей  дошкольной группы.

6. Доказать эффективность  разработанных рекомендаций.

Проведенное исследование показало:

– изучение грамматического строя речи началось сравнительно недавно, оно связано с именами известных психологов, педагогов, лингвистов, и в настоящее время имеется широкий спектр вопросов для его исследования.

– типичные ошибки в детской речи связаны с тем, что дети, не справляясь со сложностью грамматики русского языка, образуют грамматические формы по немногим, ранее усвоенным образцам; также в русском языке много нетипичных форм (исключений из правил), употребляя которые дети часто ошибаются.

– своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития ребенка; оно предполагает формирование морфологической, синтаксической сторон речи и овладение способами словообразования, которые познаются детьми дошкольного возраста в практике живой речи.

– в зависимости от возрастной группы, расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению дошкольниками и, наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков, усложняется содержание их обучения.

– частой морфологической ошибкой у детей старшего дошкольного возраста является образование существительных в родительном падеже множественного числа, причиной этого может быть недостаточная работа воспитателя и родителей в данном направлении.

– для исправления и предупреждения морфологических ошибок в речи детей необходима целенаправленная и систематическая работа, как на занятиях, так и вне занятий.

– для эффективного формирования морфологически правильной речи необходим  набор специальных дидактических игр и упражнений, их постоянное обновление и усложнение.

 

Список литературы

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1998.
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999.
  4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках. – М.: Паритет, 2005.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  7. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: Росмен, 2008.
  8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Занятия по развитию речи  / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 1998.
  10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Сов. Россия, 1979.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 2005.
  12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984.
  13. Соловьева Н.Н. Говорим и пишем правильно. – М.: Оникс, 2008.
  14. Соловьева О. И. Говори правильно. – М.: «Просвещение», 1966.
  15. Стародубова Н.А.  Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия,  2006.
  16. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004.

 


Информация о работе Развитие морфологической стороны речи старших дошкольников