Развитие мотивации учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловливается тем, что для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и из-за отсутствия интереса к его достижению.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое изучение мотивации детей младшего
школьного возраста.

1.1 Психологические теории мотивации
1.2 Мотивы учения младших школьников и их развитие.

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов учебной
деятельности учащихся начальных классов.

2.1 Методика проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Кахова новая работа.docx

— 96.87 Кб (Скачать файл)

Итак, развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включается в общественно значимую, учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов.

2.1 Методика проведения  исследования

Для изучения мотивации младших школьников было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МКОУ «СОШ № 11 г.Баксана».

Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы.

Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников.

Задача 2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Исследование проводилось среди учащихся младших классов со следующим распределением по возрастам:

класс 2 «А» - возраст 7-8 лет (20 чел.)

класс 3 «А» - возраст 8-9 лет (20 чел.)

класс 4 «А» - возраст 9-10 лет(20 чел.)

В составе выборки было 55% девочек и 45% мальчиков. Все дети обучаются в школе с первого класса.

Исходя из выдвинутой цели, были определены методы исследования. Для того чтобы выявить мотивы учения младших школьников, был использован метод анкетирования.

Анкета носила проективный характер, имела инструкцию и 24 вопроса. Вопросы сгруппированы по трем разделам. В приложении 1 она приведена полностью. Ведущий мотив учения определялся по преобладающим ответам ученика. Если во всех трех случаях ученик выбирает один и тот же мотив, то знак этого мотива ставится в графе «ведущий мотив учения». Если в двух случаях из трех, ученик выбирает один и тот же мотив, в графе «ведущий мотив учения» ставится знак того мотива, который выбирается дважды.  Если во всех трех случаях ученик указывает разные мотивы учения, в графе «ведущий мотив учения» ставится знак «мот. не сфор.» - мотив не сформирован.

Далее подсчитывали количество учеников, обладающих определенными ведущими мотивами учения.

Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была использована анкета скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н. Г. Аускановой (Приложение Б).

Ответ   ученика, свидетельствующий об их положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в три балла, нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивался в один балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивался в ноль баллов.

Для диагностики уровня интеллекта детей использовались Цветные прогрессивные матрицы Равена (три серии по 12 заданий в каждой).  Исследование проводилось индивидуально. Перед началом работы дети получали такую инструкцию: «Посмотри сюда. Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из кусочков внизу имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок». За каждый правильный ответ ребенка начислялся один бал. Кроме анкетирования  и тестирования также использовался метод анализа школьной документации. Это метод был избран для того, чтобы определить школьную успеваемость. Успеваемость учебной деятельности школьников определялась по итоговым результатам  успеваемости за первую четверть. Для этого был проведен анализ школьных журналов успеваемости учащихся  класса. По каждому учащемуся был вычислен средний показатель успеваемости по всем  учебным предметам, которые изучались.

2.2 Анализ результатов  исследования.                                                     Во 2 классе в  исследовании участвовали 9 девочек и 11 мальчиков. Учитель этого класса – опытный педагог с 15 – летним педагогическим стажем. Ведет свой класс с первых лет их обучения в школе.

Результаты анкетирования представлены в приложении В и таблице 1.                                                                                                                                                                                                                                     

Таблица 1.

Ведущие мотивы учения учеников 2 класса

(обобщенные  результаты)

 №

          Ведущие мотивы

Количество                        учеников

Процент

1.

Получения хорошей оценки

1

5%

2.

Социальный

2

10%

3.

Познавательный

5

25%

4.

Перспективный

2

10%

5.

Личностного роста

-

-

6.

Получения похвалы учителя

1

5%

7.

Желание порадовать родителей

4

20%

8.

Избегания наказания

-

-

9.

Не сформирован

5

25%


 

Дифференциация учеников второго класса по уровню школьной мотивации показала, что   во втором классе не выявлено учеников с высоким уровнем школьной мотивации (приложение В ).

 Это может быть объяснено тем, что учебная мотивация складывается только в процессе выполнения учебной деятельности. Учебная деятельность для детей этого возраста, хотя и не является новой, но все же не настолько освоенной и понимаемой как игровая деятельность. У значительного большинства учеников  (75%) преобладает положительное отношение к школе и  они чувствуют себя вполне комфортно в роли учеников.

Так же было выявлено, что 90 % ученикам второго класса нравится в школе, при  этом почти всему классу  (95%) нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки. 95 % детей отметили, что у них много в классе друзей и все они им нравятся. Это свидетельствует о том, что многие ученики второго класса ходят в школу, чтобы общаться с друзьями и учебный процесс их пока  мало привлекает.

Результаты выполнения учениками заданий Цветных прогрессивных матриц Равена и уровень  общего интеллекта представлен в приложении (Таблица 1). 

Определено, что 60% учеников второго класса показали средний уровень развития общих умственных способностей, из них 40% детей имеют уровень выше среднего по данной выборке. 40% детей показали низкий уровень развития интеллекта. Средний показатель числа правильно выполненных заданий по группе равен - 12,25.

Для исследования связи между учебной успеваемостью и мотивами учения, учебной успеваемостью и уровнем интеллекта  использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона.  Он вычислялся  с помощью программы Exsel.

В 3 классе в исследовании участвовали 11 девочек и 9 мальчиков. Классный руководитель этого класса – опытный педагог с 25 – летним стажем работы. Результаты исследования ведущих мотивов учения детей третьего класса представлены в таблице 2.

Таблица 2 .

Ведущие мотивы учения учеников 3 класса

(обобщенные)

          Ведущие мотивы

Количество                        учеников

     Проценты

1.

Получения хорошей оценки

3

15%

2.

Социальный

-

-

3.

Познавательный

4

20%

4.

Перспективный

-

-

5.

Личностного роста

-

-

6.

Получения похвалы учителя

-

-

7.

Желание порадовать родителей

6

30%

8.

Избегания наказания

-

-

9.

Не сформирован

7

35%


 

Дифференциации учеников третьего класса по уровню школьной мотивации показала, что   каждый второй ученик посещает школу неохотно, каждый пятый (20%) имеет негативное отношение к школе и школьным урокам. Вместе с тем, четверть детей (25%) успешно справляется с учебной деятельностью и обладает хорошей школьной мотивацией

Так же как и второклассникам детям нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки,  и  все хотели бы остаться дома, если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам. Примерно третьей части учащихся школа стала нравиться меньше, чем во втором классе.

По – прежнему велико число детей у которых в классе много друзей (75%), однако каждому четвертому ученику (25%) его одноклассники уже не нравятся. Это может свидетельствовать о том, что дети становятся старше и более избирательнее в дружбе со сверстниками.

Результаты выполнения учениками заданий Цветных прогрессивных матриц Равена и уровень  общего интеллекта представлен в таблице 7. 

В 4 классе в исследовании участвовали 13 девочек и 7 мальчиков. Это класс развивающего обучения, классный руководитель которого – педагог с          15-летним стажем работы в начальных классах. Результаты исследования представлены в  таблице 3.

Таблица 3. 

Ведущие мотивы учения учеников 4 класса

(обобщенные)

          Ведущие мотивы

Количество                        учеников

     Проценты

1.

Получения хорошей оценки

3

15%

2.

Социальный

-

-

3.

Познавательный

4

20%

4.

Перспективный

-

-

5.

Личностного роста

-

-

6.

Получения похвалы учителя

-

-

7.

Желание порадовать родителей

6

30%

8.

Избегания наказания

-

-

9.

Не сформирован

7

35%


 

Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного характера. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон. Исследование показало, что  к окончанию начальной школы только каждый пятый ученик обладает познавательным мотивом.

Дифференциация учеников четвертого класса по уровню школьной мотивации позволила выявить, что большинство детей (85%) адаптировались к школьной жизни,  и  только 15%  посещает школу неохотно. У более, чем половины учеников класса  школа не вызывает негативных эмоций  и треть детей готова ходить в школу, даже если ее посещение будет зависеть только от их желания. При этом отношение к выполнению домашних заданий остается стабильно отрицательным. Почти все ученики хотели бы учиться в школе без домашних заданий.

О том, что происходит в школе далеко не все ученики рассказывают дома. Так, было выявлено, что часто о школе разговаривают дома 25% детей, редко – 30% и большая часть детей – 45% не любит обсуждать дома школьные вопросы и проблемы.

По цветным прогрессивным матрицам Равенна 90% учеников четвертого класса показали средний уровень развития общих умственных способностей, из них 45% детей выше среднего уровня по данной выборке. У 5% детей выявлено высокий уровень развития интеллекта и у 5% - низкий. Средний показатель числа правильно выполненных заданий по классу  равен – 19,75.

Знание ведущих мотивов учения учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов позволяют выявить динамику их изменений на протяжении обучения в начальной школе. У значительного числа учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован вообще. От 2-го к 4-ому классу повышаются  внутренние мотивы (познавательный и перспективный), в то время как снижаются внешние мотивы (желания порадовать родителей и получения похвалы учителя). У учеников 4-го класса появляется мотив личностного  роста. Таким образом, в процессе учебной деятельности и  по мере ее освоения у младших школьников происходит изменение ведущих мотивов учения.

Уровень школьной мотивации учеников также изменяется от 2-го к 4-му году обучения.

Так, у большинства учеников второго класса (75%) доминирует положительное отношение к школе, что вполне понятно: домашние задания еще небольшие по объему и сложности, детям только в этом полугодии стали ставить оценки за выполненную работу, которые они воспринимают как внимание учителя к себе. В третьем классе у значительной части детей (20%) положительное отношение к школе изменяется на отрицательное, у многих снижается уровень мотивации.  Все больше детей проявляет низкий уровень мотивации столкнувшись с трудными буднями учебной деятельности.  К четвертому классу все заметнее становится дифференциация детей по уровню школьной мотивации. Для тех учеников, которые уже освоили учебную деятельность,  школа вновь становится привлекательной.

Информация о работе Развитие мотивации учения