Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:09, курсовая работа
Цель: определение методики формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы.
Для достижения цели нами выдвигается гипотеза о том, что осуществлять формирование нравственных чувств у старших дошкольников эффективнее при:
- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
- организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;
1. Введение……………………………………………………………...........3
2.Нравственное воспитания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
3. Общая характеристика нравственных чувств………………………….11
4.Детская художественная литература как средство воспитания нравственных чувств детей дошкольного возраста………………………….16
5. Заключение………………………………………………………………20
6. Литература……………………………………………………………….23
У дошкольников сфера нравственных чувств должна постоянно расширяться. Воспитывая начала настоящего гуманизма и формируя нравственность, педагоги и родители должны обращать особое внимание на постоянное развитие у детей этого возраста самых главных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости, любви к родине, дружбы, любви к близким, развитие трудолюбия. Не менее важным является воспитание в этом возрасте и таких чувств, как соучастие, сопереживание, сострадание, которые приведут к формированию остальных чувств: уважения к старшим, желания слушаться и выполнять их поручения, заботливого отношения к младшим детям, сверстникам и взрослым, справедливости, честности по отношению к окружающем. Следует также учить детей помнить о своих обязанностях, старательно их выполнять, охотно делиться знаниями, замыслами, игрушками, пособиями; правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. Вовлекая детей в различные виды деятельности, надо учить их ставить цель и достигать определенных результатов, выполнять положенные требования, доводить начатое до конца и с готовностью преодолевать препятствия, если они возникают, проявляя при этом активность, инициативу. Однако и сам характер чувств, их сила и выраженность, верность оценки и отношения детей к другим детям в старшем дошкольном возрасте все равно различна или недостаточна. Дети не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации, и часто проявляя хорошее чувство, затем проявляют нетерпение, излишнюю эмоциональность, задаются, хвастаются, если умеют делать что-то нужное. У некоторых детей к 5-ти летнему возрасту сформированы только самые необходимые нравственные привычки и до настоящих нравственных чувств достаточно далеко. Многие дошкольники уже способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, например, сверстников или персонажей литературных произведений. Дети уже улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, по-разному проявить заботу и помочь по-разному. В старшем дошкольном возрасте дети начинают выражать и свое отношение к людям и поступкам. Но пока ещё дети используют лишь знакомые им критерии оценок: «так нечестно», «обманывать нехорошо», «он хороший товарищ, потому что всегда помогает». В процессе воспитания трудолюбия, которое само по себе является нравственным качеством, происходит и расширение этого понятия, так как педагог использует различные формы организации трудовой деятельности детей, наполняет эту деятельность новизной за счет своего мастерства и новаторства. Это не только простые дежурства и определенные поручения, это по-особому спланированные трудовые занятия, занятия по другим видам деятельности, а также коллективная трудовая деятельность. В связи с этим у детей старшего дошкольного возраста начинается формирование настойчивости и целеустремленности, понимание необходимости труда в жизни людей и уважение к нему.(16)
Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают учиться абсолютно всему: звонить с мобильных телефонов, штудировать компьютерные игры, врываться, в огромный как жизнь, виртуальный мир Интернета. И начинают, как бы, общаться друг с другом не напрямую. Сидит малыш у себя дома, всецело поглощенный яркой, динамичной игрой, носится по просторам Интернета, а под его ушком ещё и телевизор с многоканальными передачами поет – вот, как будто, и весь мир, всё человечество рядом с ним, вот и желать, казалось бы, больше нечего. И мы, взрослые, и не спешим отрывать его от подобных занятий – не мешает, не балуется, не делает ничего дурного и хорошо, хотя нам все это чуждо, непонятно и порой даже страшно. Но вот тут – то, как раз, и важно начинать читать книжки по данным темам подходящие по возрасту, показывать и рассказывать ребенку в доступной форме, что эта замечательная техника и занятные «игрушки», фото, видео - капли человеческого гения, собранные в мощный поток информации, а живое общение и окружающее природное великолепие – сама человеческая жизнь, которую виртуальный мир никогда не затмит и не заменит. Поэтому, формируя важные для счастливой жизни, теплые, уникальные чувства, полезно чаще приглашать ребенка на самые разнообразные прогулки - в лес, к морю, на просмотры в музей, галерею, на знакомство с новыми книжками в библиотеку или даже в магазин различных игрушек, более близких к простой реальной жизни. И расширять, таким образом, представления ребенка о мире, природе, искусстве, литературе, других играх. Приглашать к нему сверстников и разрешать посещать с ними кружки любого мастерства. Радостная атмосфера того, что ребенок сам понял, сам узнал и сам сделал что-то, будет побуждать его не только к проявлению чувств, а и к активной деятельности. Ему захочется помогать взрослым, ухаживать за животными и растениями, иметь друзей среди старших и младших. Забота взрослого о ребенке помогает и развитию у него оптимистического характера, и таких чувств личности, которые проявляются потом в ответном добром отношении к людям, в уверенности в своих силах, в чутком и заботливом отношении к близким, сверстникам и всему окружающему миру. Начинают появляться и тончайшие оттенки этих чувств.
Постепенно приходит осознание того, что смелость и мужество потребуется в жизни, чтобы быть стойким перед невзгодами и в бедствии, а честность и справедливость, чтобы быть нужным и значимым для людей.(11)
Однако следует помнить, что нравственные чувства и моральные отношения не возникают лишь при соблюдении педагогических принципов и раздумий педагога, чувства не существуют лишь сами по себе. Они органически вплетены в деятельность взрослого человека и детей и обуславливаются ею.
Таким образом, в формировании нравственных чувств дошкольников нет, и не может быть ничего не главного, второстепенного – и в огромном море детских волнений, переживаний и сопереживаний, раздумий, возможно, своеобразных догадок и даже фантазий педагог должен стараться находить, понимать, развивать и укреплять положительные проявления или мотивы того, что можно охарактеризовать как нравственное побуждение, нравственное начало. Чтобы в дальнейшем, воздействуя на ребенка педагогическими методами, сформировать нужные и ценные для жизни человека нравственные чувства: доброту, отзывчивость, чуткость, любовь к близким и уважение ко всем людям, дружеские чувства к сверстникам, любовь к родине, трудолюбие, а также чувства соучастия, сопереживания и сострадания.
Но следует помнить, что нравственные чувства и моральные отношения не возникают лишь при соблюдении педагогических принципов и раздумий педагога, чувства не существуют лишь сами по себе. Но они органически вплетены в деятельность взрослого человека и детей и обуславливаются ею. Из этого выходит, чтобы формировать у детей нравственные чувства и отношения, необходимо, соблюдая педагогические принципы, включать их в различные виды деятельности (общественную, патриотическую, учебную, игровую, трудовую, деятельность по охране природы), в общение с другими людьми и детьми, приобщать к искусству и художественной литературе. Необходимо также создавать условия использования этих видов деятельности для выработки у детей нравственных чувств и отношений. Данное утверждение подтверждает необходимость дальнейшего изучения методов и средств формирования нравственных чувств дошкольников.
Детская художественная литература как средство воспитания нравственных чувств детей
Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах М.М.Кониной.
Основным положением её работы было следующее: художественная литература как специфический вид искусства занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, которые способствуют усилению ее воспитательного воздействия на детей.
При проведении исследования она исходила из предположения, что необходимым условием использования художественной литературы в нравственном воспитании детей является органическая связь ее с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель той или иной группы детского сада. Она считала правильным при подборе книг и разработке методики их использования в нравственном воспитании детей учитывать нравственные проявления определенного детского коллектива.
Для усиления воспитательного воздействия на детей художественной литературы необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определенные нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей.(13)
Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важно учить детей различать и правильно оценивать дурное и хорошее в поведении людей. Опыт работы с М.М.Кониной показал, что влияние художественного произведения может быть сильным и действенным в том случае, когда мы подкрепляем его одно родными впечатлениями, создаем определенные условные связи в коре головного мозга ребенка, усиливаем положительные или отрицательные эмоции.
Очень важно в течение
определенного, пусть даже очень
короткого времени (две-три недели),
обеспечить повторность морально-
«Сгущенность» морально-эстетических впечатлений на определенном отрезке времени особенно важна при воспитании положительных качеств, которых у детей еще нет.
Из этого различия восприятия детской книги с моральным содержанием в зависимости от нравственных качеств детей вытекает требование учитывать эти особенности в том случае, когда моральная идея художественно го произведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует усиливать морально-эстетическую оценку произведения, подводить детей к восприятию более сложных нравственных понятий и образов. Если же у детей отсутствуют те положительные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочь им осмыслить моральную идею произведения и через восприятие художественных образов подвести к правильной оценке их собственных поступков и качеств, не
допуская излишнего морализирования.(15)
При использовании художественной литературы нельзя ограничиваться эпизодическим чтением книг. Очень важно обеспечить повторность морально-эстетических впечатлений путем чтения художественных произведений на одну моральную тему. Тогда влияние художествен ной литературы будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным достоянием ребенка и формирует его по ведение.
Большое значение при использовании детских книг с целью нравственного воспитания детей имеют занятия по художественному чтению, которые могут включать чтение нескольких произведений и требуют наряду с вы разительным чтением применения дополнительных приемов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений воспитателя с учетом особенностей художественного про изведения и моральных проявлений детей.
Чтение художественных произведений на занятиях должно дополняться чтением помимо занятий. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.
Необходимо только помнить
о специфике детской
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения и представленных в данном разделе, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.
Заключение
Эволюция теоретических идей нравственного воспитания второй половины XX – начала XXI веков происходила в рамках двух основных концептуальных подходов – социально и личностно-ориентированного, – важнейшие положения и историко-педагогическая оценка которых представлены в процессе изложения. Анализ научно-педагогических работ последнего полувека позволяет сделать вывод, что независимо от того, что признавал сам исследователь, но фактически почти все исследования проблемы нравственного воспитания ориентированы на одно из названных теоретических направлений.
Детская художественная литература силой своей образности и особенной конкретности воздействует на эмоции детей, вызывая эти чувства. Кроме этого, при чтении художественной литературы ребенок становится эмоциональным соучастником: человеческих отношений, общественных событий и исторических фактов, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и происходящих событиях. Художественная литература вызывает иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что, именно, в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественных произведений. Эта сила находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя и свои отношения с другими людьми, на свои поступки и дела.