Развитие образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:55, доклад

Краткое описание

Основным типом школы в России к началу ХХ века, как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пестротой не только по ведомственной принадлежности, но и по срокам и содержанию обучения. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища, и городские училища, подведомственные Министерству народного просвещения; одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного синода. Кроме того, но их было значительно меньше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие образования.docx

— 40.17 Кб (Скачать файл)

Важную роль в развитии органов чувств детей играет эстетическое воспитание. В связи с этим необходимо ознакомление ребенка не только с  доступными его пониманию видами искусства, но и с эстетикой быта, одежды и особенно природы. Накопление эстетических впечатлений будет  способствовать развитию в ребенке  потребности в самостоятельном  творческом выражении в рисовании, музыке и т.д.

Весьма видным представителем экспериментальной психологии и педагогики был и А.П. Нечаев (1875-1943). Его теоретические взгляды на личность ребенка как совокупность психических процессов и ее развитие как процесс внутреннего созревания организма под воздействием психофизических законов послужили обоснованием психологического эксперимента.

Проблема методов исследования личности ребенка в начале столетия только начинала оформляться как  педагогическая. Двигаясь в психологической  логике ее решения, Нечаев показал принципиальные различия между психологическими и  педагогическими способами исследования личности ребенка. Это имело принципиальное значение, так как было обозначено направление, в котором должно было развиваться изучение детской личности. Однако следует заметить, что все  же проблема методов исследования личности ребенка в концепции Нечаева  не получила адекватного решения как собственно педагогическая, отсюда решение многих дидактических проблем осуществлялось им чисто психологическими способами.

В 1901г. А.П. Нечаев основал  при Педагогическом музее военно-учебных  заведений в Петербурге лабораторию  экспериментальной педагогической психологии, а в 1904г. - Педологические курсы, которые стали ведущими отечественными центрами экспериментальных психолого-педагогических исследований и получили большую  известность среди российских психологов и педагогов. Огромную роль в популяризации  новых методов изучения личности учащихся, в приобщении учителей к  экспериментаторству сыграли созданные Нечаевым в Нижнем Новгороде, Самаре, Харькове, Саратове и других городах лаборатории экспериментальной дидактики. Нечаев принимал деятельное участие в подготовке и проведении всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, а в 1909г.при его активном содействии было создано Общество экспериментальной педагогики.

В конце XIX - начале XX века в  развитии педагогической теории прослеживаются две тенденции. Одна из них связана  с дифференциацией педагогического  знания, с выделением в самостоятельные  отрасли теории образования, теории воспитания, дошкольной педагогики, профессионально-технической  и др. Другая направлена на осмысление накопленных теоретических знаний и приведение в систему взаимосвязанных  идей, положений, принципов, взглядов. Большой вклад в развитие педагогики как науки внесли такие широко известные педагоги, как Каптерев, Вахтеров, Вессель и др.

П.Ф. Каптерев (1849-1922) - теоретик воспитания и обучения мирового уровня, крупнейший российский педагог, историк образования и отечественной педагогической мысли. Он преподавал философско-педагогические дисциплины параллельно в Санкт-Петербургской духовной семинарии и Александровском лицее.

Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит, прежде всего, в том, что он в полном виде, целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты. П.Ф. Каптерев ввел новое емкое понятие - «педагогический процесс», что позволило более глубоко разрабатывать педагогические проблемы. Под педагогическим процессом он понимал единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка, что, по сути дела, явилось продолжением антропологического направления в русской педагогике, начало которому было положено еще К.Д.Ушинским.

Значительный вклад в  развитие педагогической теории внес В.П.Вахтеров (1853-1924), известный деятель  народного образования, педагог  и методист, обогативший различные  отрасли педагогической науки, особенно методики начального обучения и воспитания.

Уделяя большое внимание данным смежных наук, изучающих ребенка, В.П. Вахтеров подчеркивал, что особенность  педагогики заключается в том, что  она не только рассматривает ребенка  в качестве объекта исследования, но и решает задачу его воспитания. Он полагал, что педагог, пользуясь  своими наблюдениями, может присоединить к ним результаты работ психологов, антропологов, биологов и других ученых, чтобы воспитание ребенка тесно  увязать с законами его развития, а методы и материал обучения привести в соответствие с возрастными  особенностями воспитанника.

В.П. Вахтеров был широко известен как методист начальной  школы, особенно как методист по русскому языку. Разрабатывая методику начального обучения, создавая учебники и учебные  пособия, он опирался на особенности  познавательной деятельности учащихся различного возраста, подчеркивая, что  у детей могут преобладать  различные виды памяти - слуховая, зрительная, графическая, - поэтому необходимо использовать такие методы, которые опираются  на все виды памяти, что должно способствовать лучшему усвоению учебного материала  всеми учащимися.

В книге «Предметный метод  обучения» (1907) В.П. Вахтеров доказывал, что для лучшего понимания  учащимися учебного материала необходимо, чтобы были задействованы все  их органы чувств, а не только зрение и слух. Он предлагал отказаться от термина «наглядное обучение»  и заменить его другим - «предметное  обучение», который предполагает использование  в учебном процессе всех чувств детей. Дети, писал он, при знакомстве с  предметом не ограничиваются только одним зрением, они обследует его со всех сторон: им необходимо ощупать предмет, постучать по нему, чтобы узнать вес, бросить его, чтобы посмотреть, разобьется он или нет, узнать вкус, запах и т.д. Предметный метод, по мнению В.П. Вахтерова, включает деятельное начало, поддерживает и возбуждает в ребенке стремление к исследованию и творчеству, развивает внешние чувства, способствует умственному развитию ученика.

Большой след в развитии отечественной педагогики оставил  П.Ф. Лесгафт (1837-1909) - известный ученый и врач, основоположник лечебной гимнастики, создатель оригинальной системы  физического воспитания, организатор  первого в России высшего учебного заведения по физическому воспитанию. Все педагогические явления и  теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Центральное  место в педагогической концепции  П.Ф.Лесгафта занимали проблемы физического  воспитания и образования детей. П.Ф.Лесгафт выдвинул оригинальную идею физического образования, понимая  под ним систему последовательных гимнастических упражнений, связанных  с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Система  физического образования строилась  им на анатомо-физиологических, гигиенических  и психологических основах с  учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Все физические упражнения Лесгафт классифицировал с учетом педагогических задач: простые, сложные, с увеличивающимся напряжением, систематические, эпизодические, занятия  ручным трудом, позволяющие изучать  пространственные отношения и распределение  по времени. Для каждого возраста им была предложена своя система упражнений: он выделял грудной, преддошкольный, дошкольный возраст, школьный (младший, средний, старший), физические воспитание взрослых, особенно при подготовке к армии, система физических упражнений для врачебной гимнастики.

Взаимосвязь умственного  воспитания с физическим легла в  основу предложенной Лесгафтом оригинальной методики, которая базировалась не на традиционном показе детям упражнений, а на словесном их описании учителем. По его мнению, это способствует развитию памяти, воображения, мышления детей.

Значение педагогического  наследия Лесгафта в истории отечественной  педагогики заключается, прежде всего, в том, что им было дано научное  обоснование содержанию и методам  физического воспитания не только детей, но и взрослых.

 

В конце XIX - начале XX века в развитии педагогической теории прослеживаются две тенденции. Одна из них связана  с дифференциацией педагогического  знания, с выделением в самостоятельные  отрасли теории образования, теории воспитания, дошкольной педагогики, профессионально-технической  и др. Другая направлена на осмысление накопленных теоретических знаний и приведение в систему взаимосвязанных  идей, положений, принципов, взглядов. Большой вклад в развитие педагогики как науки внесли такие широко известные педагоги, как Каптерев, Вахтеров, Вессель и др.

П.Ф. Каптерев (1849-1922) - теоретик воспитания и обучения мирового уровня, крупнейший российский педагог, историк образования и отечественной педагогической мысли. Он преподавал философско-педагогические дисциплины параллельно в Санкт-Петербургской духовной семинарии и Александровском лицее.

Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит, прежде всего, в том, что он в полном виде, целостно охватил  педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты. П.Ф. Каптерев ввел новое емкое понятие - «педагогический процесс», что позволило более глубоко разрабатывать педагогические проблемы. Под педагогическим процессом он понимал единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка, что, по сути дела, явилось продолжением антропологического направления в русской педагогике, начало которому было положено еще К.Д.Ушинским.

Значительный вклад в развитие педагогической теории внес В.П.Вахтеров (1853-1924), известный деятель народного  образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли  педагогической науки, особенно методики начального обучения и воспитания.

Уделяя большое внимание данным смежных наук, изучающих ребенка, В.П. Вахтеров подчеркивал, что особенность  педагогики заключается в том, что  она не только рассматривает ребенка  в качестве объекта исследования, но и решает задачу его воспитания. Он полагал, что педагог, пользуясь  своими наблюдениями, может присоединить к ним результаты работ психологов, антропологов, биологов и других ученых, чтобы воспитание ребенка тесно увязать с законами его развития, а методы и материал обучения привести в соответствие с возрастными особенностями воспитанника.

В.П. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, особенно как методист по русскому языку. Разрабатывая методику начального обучения, создавая учебники и учебные пособия, он опирался на особенности познавательной деятельности учащихся различного возраста, подчеркивая, что у детей могут преобладать  различные виды памяти - слуховая, зрительная, графическая, - поэтому необходимо использовать такие методы, которые опираются  на все виды памяти, что должно способствовать лучшему усвоению учебного материала  всеми учащимися.

В книге «Предметный метод обучения» (1907) В.П. Вахтеров доказывал, что для  лучшего понимания учащимися  учебного материала необходимо, чтобы  были задействованы все их органы чувств, а не только зрение и слух. Он предлагал отказаться от термина  «наглядное обучение» и заменить его другим - «предметное обучение», который предполагает использование  в учебном процессе всех чувств детей. Дети, писал он, при знакомстве с  предметом не ограничиваются только одним зрением, они обследует  его со всех сторон: им необходимо ощупать  предмет, постучать по нему, чтобы  узнать вес, бросить его, чтобы посмотреть, разобьется он или нет, узнать вкус, запах и т.д. Предметный метод, по мнению В.П. Вахтерова, включает деятельное начало, поддерживает и возбуждает в ребенке стремление к исследованию и творчеству, развивает внешние чувства, способствует умственному развитию ученика.

Большой след в развитии отечественной  педагогики оставил П.Ф. Лесгафт (1837-1909) - известный ученый и врач, основоположник лечебной гимнастики, создатель оригинальной системы физического воспитания, организатор первого в России высшего учебного заведения по физическому  воспитанию. Все педагогические явления  и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Центральное место в педагогической концепции П.Ф.Лесгафта занимали проблемы физического воспитания и образования  детей. П.Ф.Лесгафт выдвинул оригинальную идею физического образования, понимая  под ним систему последовательных гимнастических упражнений, связанных  с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Система  физического образования строилась  им на анатомо-физиологических, гигиенических  и психологических основах с  учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Все физические упражнения Лесгафт  классифицировал с учетом педагогических задач: простые, сложные, с увеличивающимся  напряжением, систематические, эпизодические, занятия ручным трудом, позволяющие  изучать пространственные отношения  и распределение по времени. Для каждого возраста им была предложена своя система упражнений: он выделял грудной, преддошкольный, дошкольный возраст, школьный (младший, средний, старший), физические воспитание взрослых, особенно при подготовке к армии, система физических упражнений для врачебной гимнастики.

Взаимосвязь умственного воспитания с физическим легла в основу предложенной Лесгафтом оригинальной методики, которая  базировалась не на традиционном показе детям упражнений, а на словесном  их описании учителем. По его мнению, это способствует развитию памяти, воображения, мышления детей.

Значение педагогического наследия Лесгафта в истории отечественной  педагогики заключается, прежде всего, в том, что им было дано научное  обоснование содержанию и методам  физического воспитания не только детей, но и взрослых.

В конце XIX - начале XXвека получила развитие русская религиозно-философская мысль, обратившая особое внимание на проблемы воспитания человека в духе христианско-православной антропологии.

К этому периоду относится начало деятельности таких мыслителей, как  Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.В. Флоровский, П.А. Флоренский и др. За исключением Павла Флоренского, репрессированного и погибшего в Советской России, они продолжили свои философско-педагогические искания в 20-50-е гг. в эмиграции.

Всех их объединяло то, что ответы на многие насущные вопросы воспитания они искали не столько в рамках научного подхода, сколько в христианской антропологии. Всем им был присущ особый интерес к философским основам  педагогики, к проблеме «жизненного  пути» верующего человека-христианина.

Информация о работе Развитие образования