Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:16, реферат
Цель исследования – изучение особенностей развития общей и мелкой моторики у дошкольников.
Из поставленной цели вытекают задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме реферата;
2. Рассмотреть основные понятия: моторика, общая моторика, мелкая моторика;
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития общей и мелкой моторики у дошкольников старшей группы 4
2 Суть понятия общей и мелкой моторики у дошкольников 5
3 Этапы формирования общей и мелкой моторики у дошкольников 8
4 Особенности моторной сферы у старших дошкольников 11
Заключение 16
Список использованных источников 18
Приложение 1 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северный педагогический колледж
Реферат
по дисциплине: «Педагогика»
Тема: «Развитие общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнил:
Проверил:
2013
Содержание
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель исследования – изучение особенностей развития общей и мелкой моторики у дошкольников.
Из поставленной цели вытекают задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме реферата;
2. Рассмотреть основные понятия: моторика, общая моторика, мелкая моторика;
3. Проанализировать особенности формирования моторной сферы у детей дошкольного возраста;
4. Изучить особенности моторной сферы старшего дошкольного возраста.
В данной работе будут рассмотрены вопросы своеобразия советской тоталитарной культуры: ее рождение и расцвет как таковой со всех её многообразных сторон.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи.
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев».
На основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процессе развития мелкой моторики рук.
В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. (И.П.Павлов)
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов. По многим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Но, тем не менее, немногие родители отдают себе отчет, насколько важна для их малыша эта моторика.
Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей).
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Крупная моторика.
Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.
Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз.
Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:
Этапы развития моторики показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 - Этапы развития моторики
На этом графике Вы можете увидеть результаты исследований развития моторики у детей, опубликованных ВОЗ в 2004 году.
Эти исследования были проведены для того, чтобы уточнить временные рамки, во время которых происходит достижение разными детьми новой вехи развития. Специалисты ВОЗ считают, что только в том случае, если ребенок не укладывается в рамки, указанные на графике, есть смысл говорить об отставании и искать его причину.
Используя эти данные, можно увидеть те отрезки времени, за которые ребенок может овладеть новым навыком. Каждый навык (ходьба, стояние и проч.) захватывает на графике тот интервал времени (т.е. месяцы), в рамках которого здоровый ребенок может им овладеть в зависимости от своего индивидуального пути развития.
Самый короткий промежуток времени природа отвела на индивидуальные различия в обучении самостоятельно сидеть — дети овладевают им в течении 5,4 месяца. Самый длинный интервал — для обучения самостоятельно стоять — 10 месяцев.
В ходе этих исследований специалисты наблюдали 816 детей из разных точек Земли (Америка, Африка, Индия, Северная Европа, Аравийский полуостров). Малышей наблюдали с возраста от четырех месяцев и до того момента, когда они могли самостоятельно ходить. При этом также отдельно собирали записи родителей о достижениях их малышей.
В результате исследователи обнаружили, что чуть более 4% детей пропускали ползанье, и сразу принимались за ходьбу.
Часто приходится работать с детьми, у которых мелкая моторика развита недостаточно. Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что, в зависимости от возраста, он рисует, либо уже пишет. А малыш тем временем привыкает действовать именно так, а не иначе. Затем ребенок начинает говорить, и остальные его действия многим представляются уже не такими важными. При этом мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил, забывая, что от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в дальнейшем обучении.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие – не просто развлечения для малышей. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Мелкая моторика и точное произношение звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и этот малыш не исключение. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Наверстывают упущенное. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано.
Развивается мелкая моторика естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Но это совсем не значит, что нужно срочно бежать в магазин и покупать дорогие игры для развития моторики. Развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок. Так, с рамками-вкладышами малыша можно уже знакомить в 10-12 месяцев, шнуровки он с удовольствием освоит около полутора лет, а мозаику и пазлы, игры с крупами, макаронами, тестом и пластилином после двух. К развивающим играм с ребенком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Такие игры дарят малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ваш ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке.
Информация о работе Развитие общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста