Развитие общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:16, реферат

Краткое описание

Цель исследования – изучение особенностей развития общей и мелкой моторики у дошкольников.
Из поставленной цели вытекают задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме реферата;
2. Рассмотреть основные понятия: моторика, общая моторика, мелкая моторика;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития общей и мелкой моторики у дошкольников старшей группы 4
2 Суть понятия общей и мелкой моторики у дошкольников 5
3 Этапы формирования общей и мелкой моторики у дошкольников 8
4 Особенности моторной сферы у старших дошкольников 11
Заключение 16
Список использованных источников 18
Приложение 1 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

4. «Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движе ний ведущей руки).  
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздоро ваемся»; 6) сначала правую руку, потом ле вую; в) обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уро вень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжи мает кисть противоположной руки; припод нимает плечи; открывает рот и т.п.

 Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследова телем-врачом A.M. Мустафиным для опре деления «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с ми зинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

 На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красиво му письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим те лом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только де ти с очень хорошей координацией.

 Для начала, родителям можно порекомендовать следующие задания:

  Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:

- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;  
- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;  
- перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;  
- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями (Приложение 1).

 Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

 Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. 
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

 Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;  
- запускать пальцами мелкие «волчки»;  
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;  
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;  
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;  
- завязывать узелки на шнурке, веревке;  
- застегивать (расстёгивать) пуговицы;  
- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию; (Приложение 2) 
- мять руками поролоновые шарики, губки;  
- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях; (Приложение 3)  
- резать (вырезать) ножницами;  
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;  
- выполнять аппликации.

 Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

- уход за срезанными и живыми цветами;

- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

- разбор круп и т.д.

 




Информация о работе Развитие общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста