Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:16, реферат
Цель исследования – изучение особенностей развития общей и мелкой моторики у дошкольников.
Из поставленной цели вытекают задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме реферата;
2. Рассмотреть основные понятия: моторика, общая моторика, мелкая моторика;
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития общей и мелкой моторики у дошкольников старшей группы 4
2 Суть понятия общей и мелкой моторики у дошкольников 5
3 Этапы формирования общей и мелкой моторики у дошкольников 8
4 Особенности моторной сферы у старших дошкольников 11
Заключение 16
Список использованных источников 18
Приложение 1 19
4. «Давай
поздороваемся» (задание на оценку механизмов
автоматизации движе ний ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть:
а) левую руку для приветствия - «поздоро
ваемся»; 6) сначала правую руку, потом
ле вую; в) обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уро вень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжи мает кисть противоположной руки; припод нимает плечи; открывает рот и т.п.
Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследова телем-врачом A.M. Мустафиным для опре деления «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с ми зинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.
На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красиво му письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим те лом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только де ти с очень хорошей координацией.
Для начала, родителям можно порекомендовать следующие задания:
Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:
- поглаживание
кистей рук в направлении от кончиков
пальцев к запястью;
- упражнения на сгибание и разгибание
пальцев;
- перебор сначала более ярких и крупных
предметов, затем более мелких;
- пальчиковую гимнастику и народные
игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик-мальчик»,
в ходе которых дети повторяют движения
взрослых самостоятельно или выполняют
их в содружестве, вырабатывая ловкость
и умение управлять своими движениями
(Приложение 1).
Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
Произносить
тексты пальчиковых игр взрослый должен
максимально выразительно: то повышая,
то понижая голос, делая паузы, подчёркивая
отдельные слова, а движения выполнять
синхронно с текстом или в паузах. Малышам
трудно проговаривать текст, им достаточно
выполнять движения вместе со взрослым
или с его помощью. Для некоторых игр можно
надевать на пальчики бумажные колпачки
или рисовать на подушечках пальцев глазки
и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей
к творчеству и в том случае, когда ребёнок
придумывает к текстам свои, пусть даже
не очень удачные движения, его следует
хвалить и, если возможно, показать свои
творческие достижения, например, папе
или бабушке.
Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:
- катать по
очереди каждым пальцем камешки, мелкие
бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину,
лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик
проснулся и открылся, а вечером заснул
и закрылся», делать кулачки «мягкими»
и «твердыми», барабанить всеми пальцами
обеих рук по столу, махать в воздухе только
пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики,
бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстёгивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой, складывать
матрешки;
- выкладывать
из палочек узоры по образцу и по желанию; (Приложение
2)
- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать,
обводить по точкам, выполнять графические
задания в тетрадях; (Приложение
3)
- резать (вырезать) ножницами;
- плести из бумаги коврики, корзинки,
косички;
- выполнять аппликации.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
- уход за срезанными и живыми цветами;
- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
- разбор круп и т.д.
Информация о работе Развитие общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста