ОАОУ СТЮ «Астраханский Социально
- Педагогический Колледж»
Специальность: 44.02.02 «Преподавание
в начальных классах»
РЕФЕРАТ
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Выполнила:
студентка 1 курса группы «ШК»
Забозлаева Д.В.
Проверил:
преподаватель по педагогике
Баширова Р. Р.
Астрахань 2014
План:
- Введение
- Воспитание детей в России в 18 и 19 вв.
- Педагогическая мысль в 18 и
19 вв.
- Педагогическая деятельность
и теория великого русского педагога К. Д. Ушинского
- Педагогические взгляды А. С.
Макаренко и В. А.Сухомлинского
- Заключение
- Список литературы
Введение:
В России
педагогические знания имели много общего
с европейскими, одновременно были и свои
традиции. К одним из ранних памятников
педагогической литературы относится
«Поучение» созданное в ХП в. великим князем
Владимиром Мономахом. Прежде всего он
утверждал мысль о постоянном присутствии
Бога в человеческих делах, но противоположность
европейским средневековым поучениям,
прославлявшим аскетизм, Киевский князь
отмечал, что «человеколюбивый Бог» вовсе
не требует от каждого человека таких
сверх усилий, как затворничество, строгий
пост и т.п. Своих детей он призывал не
забывать бедных и убогих, почитать наставников,
глубоко любить родину, не щадить жизни
при защите ее от врагов.
Кроме
того обращал внимание на необходимость
настойчиво овладевать знаниями, уважать
и любить книгу. Важным средством воспитания
Мономах считал положительный пример.
Идеалом
средневекового воспитания на Руси многие
считают сборник наставлений XVI в., известный
под названием «Домострой». В нем значилось,
что родители отвечают перед Богом за
детей своих, дети же должны почитать родителей.
«Домострой»
рекомендовал суровые методы воспитания,
но строгость совмещалась с требованиями
любить детей и заботиться о них.
Особое
внимание направлялось на воспитание
трудолюбия, чувства ответственности
перед государством, церковью и родителями.
По указу
Петра I Киево-Могилянская коллегия, получившая
в 1701 г. статус академии, становится первым
высшим учебным заведением на восточнославянских
землях. В ней учились многие активные
деятели русской культуры. К этому времени
в Москве основана Славяно-греколатинская
академия и школа математических и навигационных,
которая считается первой в Европе государственной
реальной школой, где учатся представители
всех сословий.
Позднее
открываются инженерная, артиллерийская,
хирургическая и горная школы. Академический
университет и гимназия. Важным толчком
в развитии педагогического знания на
Руси служил тот факт, что Петр I вменил
в обязанность академика, ведение занятий
с целью подготовки научной и педагогической
смены. Огромное внимание уделял подготовке
русских ученых М.В. Ломоносов, стремясь
сделать Академию центром просвещения.
Воспитание
детей в России в 18-19 вв.
Древние славяне, как и все народы,
жившие в условиях общинного строя, воспитывали
подрастающее поколение, готовя детей
к жизни в общине. Им передавали навыки
земледельческого, а позже и ремесленного
труда. Прививая детям смелость, выносливость,
отцы учили их навыкам военного дела.
В XIX в. были созданы и такие воспитательные
учреждения, как детские приюты. Они предназначались
для дневного присмотра за детьми работниц
его промышленных предприятий. Для руководства
такими учреждениями был создан Комитет
главного попечительства детских приютов.
Вскоре было разработано и «Положение
о детских приютах» (1839), которое определяло
содержание воспитания и порядок их деятельности.
Общий надзор и управление за детским
приютом осуществляли попечитель (попечительница),
а также их помощники – директор, почетный
старшина, смотрительница приюта и ее
помощница (она же педагог-воспитатель).
Основная задача приютов состояла
в том, чтобы предоставить детям временное
убежище и элементарное образование. Впоследствии
в них разрешался ночлег, а затем и постоянное
проживание для наиболее обездоленных.
Создавались также приюты для
безнадзорных детей в возрасте от 6-ти
до 16–17-ти лет. Здесь они готовились к
самостоятельной жизни, получая начальное
образование и обучаясь ремеслам или сельскохозяйственному
труду.
Определенную известность приобрела
Школа для общего образования и профессионального
обучения детей, организованная братьями
Прохоровыми при Трехгорной мануфактуре.
По сути, это было первое в России профессиональное
училище. В 1830 г. оно объединяло около 1000 учащихся.
Купцы братья Набилковы основали приют-училище
с подготовительной школой и пансионом.
В разные годы здесь воспитывалось от
50 до 200 человек.
Перечень примеров участия
общественности и частных лиц в воспитании
и образовании детей можно продолжить
и далее. Важно другое: все они стремились
воспитывать достойных граждан. Постепенно
складывался определенный опыт организации
учебно-воспитательного процесса в детских
учреждениях. Обучение в Детских приютах
осуществлялось в соответствии с рекомендациями
Министерства народного просвещения.
Кроме изучения Закона Божьего, русского
языка и арифметики дети обучались чистописанию,
черчению, гимнастике и хоровому пению.
В Санкт-Петербургских и Московских приютах
за правильностью обучения детей наблюдали
инспектора по учебной части. Няни готовились
в специально созданном в 1848 г. училище
при Воспитательном доме в Санкт-Петербурге.
В нем кроме общеобразовательных предметов
преподавались и специальные (анатомия
и физиология, педагогика). Подготовка
смотрительниц и их помощниц проводилась
непосредственно в приютах Петербурга.
Следует отметить довольно
гуманные методы воспитания в детских
приютах. Здесь запрещались телесные наказания
и использовались такие методы, как порицание,
разъяснение неправильности действий.
В качестве крайней меры объявляли выговор.
Содержание и формы воспитательной работы
были разнообразными: использовались
игры, посиделки, рыбалка, участие в хоре
и т. д. Дети дежурили на кухне, убирали
комнаты, стирали белье, занимались рукоделием,
работали в приютских огородах и садах,
обучались ремёслам. Таким образом, широко
использовалось самообслуживание и профессиональное
обучение, с помощью которых детей готовили
к будущей самостоятельной жизни.
В целом такие учебно-воспитательные
заведения, как приюты для детей бедных
родителей и сирот, обеспечивали в XIX в.
бесплатное первоначальное образование
и воспитание, готовили детей к получению
ремесленного и специального образования.
Заметное влияние на развитие
общественного воспитания оказали революционные
демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев.
Вслед за А. Н. Радищевым В. Г. Белинский справедливо
отмечал, что человек есть существо общественное,
что его развивает и образует общество.
Исходя из этого, Белинский утверждал,
что общество должно обеспечить всем людям
равное воспитание. Целью воспитания он
считал подготовку активного общественного
деятеля, борца за справедливый общественный
строй. Признавая равноценность духовной
природы женщины и мужчины, он требовал
осуществлять общечеловеческое воспитание
женщин.
В «Рассуждении о воспитании»
и других своих работах В. Г. Белинский критиковал
взгляд на ребенка как на «чистую доску»,
утверждая, что душа ребенка – это дерево
в зерне, человек в возможности. Задача
педагога – развивать все положительные
детские склонности и предоставлять детям
разумные условия для свободного развития.
Важнейшим положением педагогической
теории В. Г. Белинского является идея гармонического
развития человека, необходимость единства
физического и умственного, нравственного
и эстетического воспитания. Одной из
главных черт личности человека он считал
гуманизм.
Сочетание личного с общественным –
одна из основных идей педагогической
теории А. И. Герцена. Он признавал
общественный характер личности и ее социальную
обусловленность, тот факт, что самовоспитание,
его цели и задачи во многом зависят от
социального строя, быта, нравов, традиций.
Дети рано вступают в различные отношения
с социальным окружением, у них рано проявляются
социальные чувства, утверждал он. Однако
Герцен считал, что воспитание не всегда
сливается со средой в своем воздействии
на личность ребенка.
Воспитание, по А. И. Герцену,
должно быть связано с основными задачами
развития общества и осуществляться с
учетом эпохи, страны, требований, исходящих
от различных социальных групп общества.
Значительный интерес для характеристики
развития социального воспитания представляют
взгляды крупнейшего представителя русской
педагогики XIX в., основателя научной педагогики
в России К. Д. Ушинского. Он считал важным
определить предмет и цель воспитания,
разработать модель образования, обосновать
воспитательную идею. Творчество К. Д. Ушинского
охватило такие важнейшие аспекты педагогической
теории, как закономерности и принципы
воспитания. Цель воспитания он выводил
из общественного бытия и видел в духовном
развитии человека. К. Д. Ушинский считал
также, что достичь этой цели можно лишь
при опоре на культурно-исторические традиции
народа, которые рождены православием.
К. Д. Ушинский утверждал, что
духовное воспитание человека совершается
не только школой, но и такими великими
воспитателями, как природа, семья, общество,
религия, язык, другими словами – природой
и историей в широком смысле этих понятий.
Педагогическая
мысль в 18 и 19 вв.
Огромное значение для развития
в России науки и просвещения имела деятельность
гениального русского ученого Михаила
Васильевича Ломоносова (1711-1765).
Ломоносовым было написано
несколько замечательных для своего времени
учебников: грамматики, риторики, физики.
Особенно большое значение имела его “Российская
грамматика”. Ломоносов составил учебные
планы гимназии и университета при Академии
наук, разрабатывал принципы и методы
обучения в них.
Видное место в истории русского
просвещения второй половины XVIII в. принадлежит
Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818). Новиков
получил образование в Московском университете,
и с этим же выдающимся учебным заведением
России связан важный период его просветительской
и книгоиздательской деятельности.
В своей деятельности Новиков
принимал активнейшее участие в создании
независимых от государства народных
училищ, мобилизовал общественную инициативу
на организацию школ для непривилегированных
сословии.
Новиков был создателем и редактором
первого русского журнала для детей “Детское
чтение для разума и сердца”. Это издание
фактически явилось началом издания детской
литературы в России, и выпущенные 20 книжек
(номеров) журнала были окном в большой
мир для нескольких поколений. Воспитательное
и образовательное значение этого журнала
высоко оценивалось С.Т. Аксаковым, В.Г.
Белинским, Н.И. Пироговым.
Публикации Н.И. Новикова способствовали
формированию прогрессивной педагогической
мысли в России. Так, в статье “О сократическом
способе обучения впервые была выдвинута
проблема создания педагогики как науки.
В другой его статье «Об эстетическом
воспитании» впервые рассматривалась
задача эстетического воспитания детей
как части широкого процесса, охватывающего
все стороны формирования личности ребенка
.
Особое значение имела статья
«О воспитании и наставлении детей. Для
распространения общеполезных знаний
и всеобщего благополучия». Это, без сомнения,
важнейший педагогический труд того времени,
в котором глубоко и основательно рассмотрены
вопросы физического, умственного и нравственного
воспитания. В разделе «Об образовании
разума» Новиков сформулировал ряд важных
правил, психолого-педагогическая ценность
которых не обесценилась и последующим
развитием педагогической мысли:
- не погашайте любопытство детей ваших
или питомцев.
- упражняйте детей ваших или питомцев
в употреблении чувств; научайте их чувствовать
справедливо.
- остерегайтесь подавать детям ложные
или не довольно точно определенные понятия
о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была
она маловажна.
- не учите детей ничему такому, чего они
по возрасту своему или по недостатку
других предполагаемых при том познаний
уразуметь не могут.
- старайтесь не только умножить и распространить
их познание, но и сделать его основательным
и верным.
Все эти правила получили в
статье хорошее обоснование и были подкреплены
многими результатами внимательных наблюдении
за развитием детей.
Деятельность и взгляды Н.И.
Новикова имели большое значение для развития
общественной и профессионально-педагогической
мысли в России.
Педагогическая
деятельность и теория великого русского
педагога К. Д. Ушинского
Многие педагогические высказывания
Ушинского были откликами на острые вопросы
современности, критикой неудовлетворительного
состояния воспитательно-образовательной
работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях
того времени и практическими предложениями
по их улучшению, и они представляют не
только историко-педагогический интерес.
Основные идеи педагогической
теории Ушинского
Мысль о народности воспитания
являлась главнейшей в педагогической
теории К.Д. Ушинского. Система воспитания
детей в каждой стране, подчеркивал он,
связана с условиями исторического развития
народа, с его нуждами и потребностями.
"Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может
рассчитывать воспитание: это то, что мы
называем народностью. Воспитание, созданное
самим народом и основанное на народных
началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или заимствованных
у другого народа" .
К.Д. Ушинский упорно боролся
за осуществление воспитания и обучения
детей в семье, детском саду и школе на
родном языке. Это было передовым демократическим
требованием. Он доказывал, что школа,
обучающая на чужом языке, задерживает
естественное развитие сил и способностей
детей, что она бессильна и бесполезна
для развития детей и народа.