Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 15:49, реферат
Краткое описание
По указу Петра I Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. статус академии, становится первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. В ней учились многие активные деятели русской культуры. К этому времени в Москве основана Славяно-греколатинская академия и школа математических и навигационных, которая считается первой в Европе государственной реальной школой, где учатся представители всех сословий.
Содержание
Введение Воспитание детей в России в 18 и 19 вв. Педагогическая мысль в 18 и 19 вв. Педагогическая деятельность и теория великого русского педагога К. Д. Ушинского Педагогические взгляды А. С. Макаренко и В. А.Сухомлинского Заключение Список литературы
Большое значение в первоначальном
обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал
и другим произведениям русского народного
творчества - пословицам, прибауткам и
загадкам. Русские пословицы он считал
простыми по форме и выражению и глубокими
по содержанию произведениями, отразившими
взгляды и представления народа - народную
мудрость. Загадки доставляют, по его мнению,
уму ребенка полезное упражнение, дают
повод к интересной, живой беседе. Поговорки,
прибаутки и скороговорки помогают развить
у детей чутье к звуковым краскам родного
языка.
В своем труде "Человек как
предмет воспитания" К.Д. Ушинский выдвинул
и обосновал важнейшее требование, которое
должен выполнять каждый педагог, - строить
воспитательно-образовательную работу
с учетом возрастных и психологических
особенностей детей, систематически изучать
детей в процессе воспитания. "Если
педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
узнать его тоже во всех отношениях... Воспитатель
должен стремиться узнать человека, каков
он есть в действительности, со всеми его
слабостями и во всем его величии, со всеми
его будничными, мелкими нуждами и со всеми
его великими духовными требованиями".
Целью воспитания, считал Ушинский,
должно быть воспитание нравственного
человека, полезного члена общества. Нравственное
воспитание занимает главное место в педагогике
Ушинского, оно, по его мнению, должно быть
неразрывно связано с умственным и трудовым
воспитанием детей.
Важнейшим средством нравственного
воспитания Ушинский считал обучение.
Он утверждал необходимость теснейших
связей между воспитанием и обучением,
доказывал важнейшее значение воспитывающего
обучения. Все учебные предметы обладают,
утверждал он, богатейшими воспитательными
возможностями, и все, кто причастен к
делу воспитания, должны помнить об этом
при всех своих действиях, во всех непосредственных
отношениях с учащимися, воспитанниками.
Исходя из такого понимания
воспитывающего характера обучения, Ушинский
возвеличил учителя, высоко оценил влияние
его личности на учащихся. Это влияние
он поставил на первое место среди других
средств и утверждал, что оно не может
быть заменено никакими другими дидактическими
и методическими средствами.
Большое практическое значение
имеют труды Ушинского и в дошкольном
и семейном воспитании. В этих областях
своей деятельности он также красной нитью
пронес основные свои идеи – народности,
нравственного воспитания, связи психологии
и педагогики.
Педагогические
взгляды А. С. Макаренко и В. А.Сухомлинского
Антон Семенович Макаренко
(1888-1939) был талантливым педагогом-новатором,
одним из создателей стройной системы
коммунистического воспитания подрастающего
поколения на основе марксистско-ленинского
учения Его имя широко известно в разных
странах, его педагогический эксперимент,
имеющий, по словам А.М. Горького, мировое
значение, изучается повсюду. Многочисленные
труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая
поэма и “Флаги на башнях”, переведены
на многие языки. Велико число последователей
Макаренко среди прогрессивных педагогов
всего мира.
А.С. Макаренко считал, что четкое
знание педагогом целей воспитания –
самое непременное условие успешной педагогической
деятельности. В условиях советского общества
целью воспитания должно быть, указывал
он, воспитание активного участника социалистического
строительства, человека, преданного идеям
коммунизма. Макаренко доказывал, что
достижение этой цели вполне возможно.
"... Воспитание нового человека - дело
счастливое и посильное для педагогики",
– говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую
педагогику.
Уважение к личности ребенка,
благожелательный взгляд на его потенциальные
возможности воспринимать хорошее, становиться
лучше и проявлять активное отношение
к окружающему неизменно являлись основой
новаторской педагогической деятельности
А.С. Макаренко.
Большая заслуга А.С. Макаренко
заключалась в том, что он разработал законченную
теорию организации и воспитания детского
коллектива и личности в коллективе и
через коллектив. Макаренко видел главную
задачу воспитательной работы в правильной
организации коллектива.
А.С. Макаренко считал, что игра
имеет для ребенка такое же значение, как
для взрослого “деятельность, работа,
служба”. Будущий деятель, говорил он,
воспитывается прежде всего в игре: “Вся
история отдельного человека как деятеля
и работника может быть представлена в
развитии игры и в постепенном переходе
ее в работу”. Отмечая огромное влияние
игры на ребенка дошкольного возраста,
Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании
детей ряд важнейших проблем, относящихся
к этому вопросу. Он говорил о методике
игры, о связи между игрой и работой, о
формах руководства детской игрой со стороны
взрослых, дал классификацию игрушек.
А.С. Макаренко уделял огромное
внимание вопросам семейного воспитания.
Он утверждал, что семья должна быть коллективом,
в котором дети получают первоначальное
воспитание и который, наряду с учреждениями
общественного воспитания, влияет на правильное
развитие и формирование личности ребенка.
Макаренко утверждал, что только в той
семье дети получат правильное воспитание,
которая сознает себя частью советского
общества, в которой деятельность родителей
рассматривается как необходимое обществу
дело.
Среди советских педагогов
послевоенного периода видное место принадлежит
Василию Александровичу Сухомлинскому
(1918-1970). Талантливый практик и теоретик
он всю жизнь проработал в сельской школе.
Обобщение теоретического наследия советской
педагогики и собственного практического
опыта позволило ему написать работы,
явившиеся важным вкладом в арсенал средств
и методов социалистического воспитания.
При жизни им было опубликовано свыше
30 отдельных работ и около 600 статей. Из
книг В.А. Сухомлинского большую и заслуженную
известность среди педагогической общественности
СССР и многих стран мира получили такие
работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание
гражданина”, “Павлышская средняя школа”,
“Методика воспитания коллектива”, “Сто
советов учителю”, “Разговор с молодым
учителем школы”.
Основное внимание в своей деятельности
В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у
подрастающих поколений коммунистической
гражданственности. Разработке этой основной
темы в той или иной степени были посвящены
все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской
и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко
проанализировал с современных позиций
процесс умственного, нравственного, трудового
и эстетического формирования Личности
в различные периоды детства и юности.
Он показал, какие огромные воспитательные
возможности предоставляет окружающая
детей реальная действительность, особенно
в условиях сельской местности.
Важное место в его деятельности
занимала проблема творческого отношения
каждого педагога к своей профессиональной
деятельности, имеющей огромное социальное
значение. В книге “Разговор с молодым
директором школы В.А. Сухомлинский высказал
свое глубокое убеждение в необходимости
этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы
педагогический труд давал учителю радость,
чтобы повседневное проведение уроков
не превратилось в скучную, однообразную
повседневность, ведите каждого учителя
на счастливую тропинку исследования”.
Особенно популярной во всем
мире стала книга В.А. Сухомлинского “Сердце
отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно
показал, что успех работы воспитателя,
направленной на гармоничное развитие
детей, возможен только при глубоком знании
им духовной жизни и особенностей развития
каждого ребенка.
Деятельность В.А. Сухомлинского
оказывает большое влияние на развитие
теории и практики дошкольного воспитания
.
Заключение
По моему мнению, педагогические
отношения присутствуют в каждой системе
"взрослый – ребенок", будь то образовательный
процесс или воспитание родителями своих
детей. Поэтому зачатки педагогических
мыслей можно встретить уже в источниках
Киевской Руси. Одним из таких примеров
является “Поучение Владимира Мономаха
детям”. Другой литературный и педагогический
памятник – "Домострой", сборник
поучений и наставлений.
Большое значение для педагогической
науки и просвещения имела деятельность
Ломоносова, Бецкого, Новикова, Радищева
(18 в) в 18 веке.
М.В. Ломоносовым было написано
несколько замечательных для своего времени
учебников: грамматики, риторики, физики.
Особенно большое значение имела его “Российская
грамматика”. Ломоносов составил учебные
планы гимназии и университета при Академии
наук, разрабатывал принципы и методы
обучения в них.
Педагогические изыскания А.Н.
Радищева были пропитаны революционными
идеями, основной задачей он считал –
воспитание истинных патриотов России.
Педагогическая теория 19 в.
известна такими именами, как В.Ф. Одоевский,
В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Огромный вклад
в развитие педагогической мысли внес
их современник – К.Д. Ушинский.
В эпоху революционных преобразований
в стране (конец 19 – начало 20 вв) в педагогической
теории появилось течение так называемого
"Свободного воспитания", идеи которого
наиболее полно выразил К.Н. Вентцель.
Первая половина 20 в. – это период
реформирования всей системы образования
в соответствии с зарождающимися принципами
и ценностями молодого социалистического
государства. В научных исследованиях
тех лет большое место отводилось вопросам
воспитания и обучения детей школьного
возраста. Это: воспитание советского
патриотизма и интернационализма, выработка
сознательной дисциплины, формирование
детского коллектива, содержание и формы
работы комсомольской и пионерской организаций.
Особенно успешными были исследования
проблем дидактики в свете марксистско-ленинской
теории познания.
Огромный вклад в разработку
проблем педагогики принадлежит теоретической
и практической деятельности А.С. Макаренко.
Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась
в том, что он разработал законченную теорию
организации и воспитания детского коллектива
и личности в коллективе и через коллектив.
Макаренко видел главную задачу воспитательной
работы в правильной организации коллектива.
Одним из видных педагогов послевоенного
периода стал В.А. Сухомлинский. Основное
внимание в своей деятельности он уделял
воспитанию у подрастающих поколений
коммунистической гражданственности.
Разработке этой основной темы в той или
иной степени были посвящены все его работы.
Педагогические идеи современности
все чаще озвучивают такое понятие как
инновационность. А непрерывное образование
(в значении непрерывного развития личности,
а не просто хронологического образования)
– стали считать новой парадигмой для
выхода образования из кризиса. Важной
особенностью непрерывного образования
считают его гумантаризацию как нацеленность
на освоение достижений общечеловеческой
и национальной культуры.