Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:03, контрольная работа
Целью данной работы является анализ основных дидактических концепций.
Перед ними ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность понятия дидактика;
показать систему обучения;
дать характеристику дидактических средств.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….…..3
1. Развитие представлений о дидактике как науке…………………………………………….…4
2. Система обучения……………………………………………………………………………………………….7
3. Типология и характеристика дидактических средств……………………………………...10
4. Заключение………………………………………………………………………………………………………..18
5. Список литературы…………………………………………………………………………………………...19
Проблема воспитания действительно неразрывно связаны с проблемами обучения. Прежде всего, это определяется тем, что личность обучаемого представляет собой неделимое целое. Поэтому в процессе обучения, т.е. совокупного воспитательно- обучающего воздействия, нельзя делить сферы исключительного влияния на интеллект. Мотивацию, систему ценностей, эмоциональную жизнь и волю, характер и практическую деятельность. Эта мысль получает всё более широкую признательность в мире. Проявлением чего служит убеждение, что современная школа функционирует не для обучения в ней отдельным предметам, а для воспитания и формирования полноценных людей.
3. Типология
и характеристика
Среди многих типологий дидактических средств простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы.
1. Природные средства, которые непосредственно
представляют саму
2. Технические средства, которые
косвенно отображают
3. Символические средства, которые
представляют действительность
с помощью соответствующей
Эта классификация, так же как и многие другие, не отвечает всем логическим требованиям, поскольку между техническими и символическими средствами линию демаркации установить трудно. Представляя несколько шире собственную классификацию, я осознаю ее относительное несовершенство. Но она необходима для характеристики чаще всего используемых на всех ступенях школы дидактических средств.
Эта классификация включает шесть следующих категорий:
1. Простые средства
2. Сложные средства
Эта классификация подчеркивает определенную
особенность перечисленных
Более подробной характеристике простых
средств можно уделить
1. Вербальные средства. Средством,
экспонирующим словесное
2. Визуальные средства. Простые
визуальные средства включают
группу средств, популярно
Эта действительность, экспонируемая в ходе преподавания с помощью визуальных средств, может проявляться в непосредственном, косвенном или обобщенном виде.
Визуальные средства отражают действительность в непосредственном виде, когда они представляют:
а) естественные объекты в природной среде, например деревья в лесу, в саду и в поле, животных на лоне природы или, по крайней мере, в зоопарке, географические или геологические объекты в месте их постоянного нахождения. Познавая естественные предметы в их обычной среде, учащийся может получить самые точные впечатления и понятия о них, понять связи и зависимости, которые имеют место между исследуемыми предметами и окружающей их средой. Такому познанию особенно способствуют хорошо организованные экскурсии, а также индивидуальное или групповое наблюдение;
б) природные объекты в
в) предметы, приготовленные в виде сухих (муляж животных или засушенные растения), мокрых (законсервированных в соответствующих жидкостях) или микроскопических препаратов.
Косвенный вид визуальные средства принимают в том случае, когда представляют действительность в виде:
а) модели, т.е. заменяющих средств, по возможности точно отражающих реальные предметы. Модели применяются тогда, когда мы хотим представить действительность в уменьшенном виде, например модель (макет) городской застройки, поселка, завода, дома, машины. Кроме того, модель употребляется там, где мы располагаем не натуральным экземпляром, а только его репродукцией, изображающей, например, части человеческого организма, животного, растения, части дорогостоящих механизмов и т.п.;
б) картин, т.е. плоского изображения, которое апеллирует исключительно к зрению, в то время как вышеперечисленные средства могли также служить изучению объектов с использованием других анализаторов, например, быть предметом манипуляции.
Визуальные средства обобщающего характера используются в школах в зависимости от уровня развития учащихся и характера преподаваемого предмета. Чем старше класс, тем чаще учащиеся могут пользоваться этими средствами, хотя в некоторых предметах, как, например, в математике, они могут появляться уже в начальной стадии обучения. Эти средства включают:
а) знаки, символизирующие условное содержание, например дорожные знаки или математические символы;
б) карты, которые показывают действительность с помощью условных визуальных знаков;
в) кибернетические модели, условно представляющие отношения между информацией, решениями и действиями;
г) схемы, графики и диаграммы.
Все перечисленные здесь визуальные средства, так же как и средства вербальные, просты в эксплуатации, не требуют ни машин, ни электронных устройств. Однако эти средства постоянно совершенствуются: из года в год пишутся все лучшие учебники, для ведения записей из печатных работ вводятся сегрегаторы, книги заменяются микрофильмами. Современная промышленность выпускает визуальные средства обучения все более высокого качества, используя синтетические материалы. Даже доска, наиболее традиционный рек-визит коллективного преподавания, начала подвергаться стреми-тельным преобразованиям. Сначала появились фланелевые доски, позволяющие свободно прикреплять и передвигать соответственно подготовленные элементы. Затем стали вводить магнитные доски, на которых можно свободно размещать визуальные элементы со встроенными в них дисками из стали. Наконец, приступили к созданию графо скопов позволяющих преподавателю экспонировать тексты, рисунки, предметы или подготовленные заранее фолио граммы, не отходя от кафедры или стола, а учащимся видеть их изображение на экране в естественных красках и в соответствующем увеличении. Одновременно благодаря в основном рационализаторским усилиям учителей, появляются новые идеи визуальной помощи, более ценные с точки зрения дидактики и позволяющие учащимся вникнуть в раз-личные области науки, искусства и техники глубже и с большей экономией времени.
Дидактические средства, которые мы называли простыми, постоянно совершенствуются, приобретая новое качество без принципиальных изменений своего характера. Некоторые из них преобразуются в сложные, требующие применения электрооборудования, как, например, считывающие устройства или графо скопы.
Относящиеся к этой группе средства основаны на применении механических, а точнее, электротехнических устройств. Входящие в их состав визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства и средства, автоматизирующие дидактический процесс, существуют сравнительно недавно благодаря прогрессу науки и техники, причем темп их развития очень высок. Из года в год появляются все новые и новые идеи, а средства обучения, введенные ранее, подвергаются модернизации. От изобретения фотокамеры Дагером в течение более ста лет мы пришли к цветному телевидению, к видеомагнитофонам, дидактическим машинам и компьютерам, и эти средства находят все более широкое применение в школьной практике.
Механические средства: визуальные, аудиальные и аудиовизуальные мы рассмотрели в целом. Независимо от того, на какие анализаторы они воздействуют, с определенной точки зрения они аналогичны, так как основаны на механизмах, заменяющих слуховые и зрительные действия человека, они могут, как бы видеть и слышать за него. Благодаря фотоаппарату, диаскопу, кинокамере и проекционному аппарату мы получаем фотографии, показываем диапозитивы, картины, кинофильмы; благодаря проигрывателю, магнитофону и радио мы получаем звуковые записи, телевидение и видео передают нам озвученное изображение.
Механические визуальные средства являются относительно старой группой сложных средств. Свое начало они берут с момента создания в 1839 г. так называемой дагерротипии. В настоящее время богатство идей и их применение, например, в виде фотоаппарата, кинокамеры, телеприемника или видеомагнитофона выходит за рамки обычного воображения. Мы умеем фотографировать не только Землю и ее объекты, но и Солнце и Луну, причем уже располагаем снимками второй невидимой с Земли стороны Луны, фотографируем объекты микроскопических размеров, а также явления с продолжительностью в доли микросекунд, более того, с помощью микро-аппаратов, введенных внутрь человеческого организма, или аппарата Рентгена мы получаем снимки всех органов человека.
Таким образом, современная техника создала огромные возможности для совершенствования работы учителя и учащихся. Сегодня трудно было бы представить себе обучение особенно естественным наукам, техническому или художественному творчеству и даже обучение истории или филологии, которое бы происходило без использования этих возможностей. Причем, разумеется, использование этого богатого арсенала средств зависит от содержания обучения, от дидактического умения и технической подготовленности учителя. Более широко внедряются в школу и аудиовизуальные средства, особенно в преподавании гуманитарных предметов и в музыкальном воспитании, да и в преподавании других предметов часто используются проигрыватель, магнитофон или радио. Традиционный проигрыватель, преобразованный в современное стереофоническое или квадрафоническое устройство, позволяет прекрасно воспроизводить музыкальные записи. Магнитофон, особенно в кассетном варианте, является прекрасным средством, позволяющим сохранять и воспроизводить звуковые записи. Входит в употребление для дидактических целей и кассетное телевидение. Трудно переоценить эти возможности при изучении иностранных языков. Радио вводит нас непосредственно в область средств массовой информации (mass media), кроме радио к ним относятся телевидение, кино, книги и журналы. Тому, что современная дидактика отдает им дань уважения, есть две причины. Первая сводится к тому, что средства массовой информации оказывают влияние на совершенствование воспитательно -дидактического процесса в школах и играют важную роль в процессах многостороннего образования. Впрочем, эти функции они выполняют наряду с другими средствами обучения. Вместе с тем средства массовой информации заслуживают особого внимания со стороны школьников по причине своей важной общественной функции, которую они выполняют как средства непрерывного обучения. Учащиеся как будущее самодеятельное население будут когда-нибудь ими пользоваться в профессиональных целях, а также для повышения своей общей квалификации. Обязанность школы и состоит в том, чтобы ввести их частое и умелое употребление.
Средства массовой информации осуществляют косвенное влияние одних людей на других. Разнообразие преподаваемой ими информации, включающей слова, звуки, шумы и изображения, может эффективно воздействовать на людей, обогащать их знания, развивать умения, формировать принципы и убеждения. При этом сила влияния косвенно зависит от качества передаваемого содержания и от подготовки слушателя. Другой характерной чертой воздействия средств массовой информации является отсутствие непосредственной обратной связи между передачей информации и ее восприятием. Своеобразным заменителем этой связи является общественное мнение, которое хотя и не оказывает обратного влияния на данную экспозицию, однако позволяет учитывать в ходе следующих экспозиций потребности и вкусы выразителей этого мнения.
В связи с широким
Большую заинтересованность у дидактиков вызывает связь между процессом обучения и используемыми в нем дидактическими средствами; положительному влиянию этих средств на результаты обучения способствует их динамическое развитие и все более широкое применение в школах всего мира. Принимая во внимание эту связь, попробуем рассмотреть основные функции, которые выполняет процесс обучения, а также помощь, которую он получает со стороны технических средств. К самым важным, но не единственным функциям процесса обучения относится возможность учащихся познавать окружающую их действительность, приобретать знания об этой действительности, формировать их понимание и ощущение действительности и привлекать их к деятельности, преобразующей действительность. В связи с ролью, которую играют дидактические средства, усиливая эти функции процесса обучения, можно говорить о четырех функциях технических средств обучения. Они облегчают и углубляют:
-- познание действительности,
-- получение знаний о
-- формирование принципов
-- развитие деятельности, преобразующей действительность.
Обзор функций дидактических средств
имел целью показать некоторые возможности
использования современной
Информация о работе Развитие представлений о дидактике как науке